ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 февраля 2013 года Дело N А32-27263/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2013 года. Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2013 года. Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ильиной М.В., судей Глазуновой И.Н., Тимченко О.Х., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Задорожней Е.Ю., при участии:

от заинтересованного лица- Попандопуло И.Л. по доверенности N 03-20/04360 от 25.07.2012, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N10 по Волгоградской области

на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2012 по делу N А32-27263/2012, принятое в составе судьи Крыловой М.В., по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N10 по Волгоградской области к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Крымску Краснодарского края при участии третьего лица: закрытого акционерного общества «Промышленная компания «Крымский консервный комбинат» (ОГРН 1102337000523) о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N10 по Волгоградской области (далее - МИФНС N10 по Волгоградской области) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Крымску Краснодарского края (далее - ИФНС по г. Крымску) о признании недействительным решения ИФНС России по г. Крымску Краснодарского края от 02.05.2012 N266 о государственной регистрации изменений, связанных с внесением изменений в учредительные документы закрытого акционерного общества «Промышленная компания «Крымский консервный комбинат».

Заявленные требования мотивированы тем, что закрытое акционерное общество «Промышленная компания «Крымский консервный комбинат» представило на регистрацию изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, документы об изменении местонахождения общества, содержащие недостоверные сведения. В соответствии со статьями 4, 12, 14, 17, 25 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» представленные обществом недостоверные документы не могли являться основанием для совершения ИФНС по г. Крымску соответствующих регистрационных действий.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено закрытое акционерное общество «Промышленная компания «Крымский консервный комбинат» (далее- ЗАО «Промышленная компания «Крымский консервный комбинат»).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Суд пришел к выводу, что на государственную регистрацию в ИФНС по г. Крымску были представлены все необходимые документы, предусмотренные Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в связи с чем, основания для отказа в государственной регистрации юридического лица отсутствовали. Установленное заявителем несоответствие адреса, указанного в учредительных документах, фактическому месту нахождения общества, само по себе не влечет признания регистрации недействительной, поскольку является устранимым обстоятельством, в связи с чем, основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют. За представление недостоверных сведений юридические лица несут ответственность, установленную законодательством.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N10 по Волгоградской области в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2012 и удовлетворить заявленные требования.

Заявитель жалобы указал, что необходимым условием проведения государственной регистрации изменений в учредительные документы, является не только представление полного перечня документов, предусмотренного ФЗ от 08.08.2001 N129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», но и достоверность документов, содержащих информацию, подлежащую внесению в ЕГРЮЛ. Место нахождения юридического лица имеет существенное правовое значение, так как затрагивает экономические права неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности. Суд первой инстанции не исследовал имеющееся в материалах дела постановление о назначении административного наказания N034-60-183 от 25.07.2012, вынесенное начальником МИФНС N10 по Волгоградской области, которым руководитель ЗАО «Промышленная компания «Крымский консервный комбинат» Исаев Ю.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.25 КоАП. ЗАО «Промышленная компания «Крымский консервный комбинат» по заявленному адресу: г.Волгоград, ул. 25 лет Октября, д.1, корп.2 не находится, договор аренды с собственником помещения ООО «Центрстрой» не заключался. Суд первой инстанции неправомерно ссылается на ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

В отзыве ИФНС по г. Крымску апелляционную жалобу не признала, просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, указав, что регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия Федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации представленные документы и содержащиеся в них сведения. Обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации. Налоговым органом при регистрации внесения изменений в учредительные документы юридического лица, выполнены все нормы действующего законодательства, правовые основания для отказа в государственной регистрации изменений в учредительные документы ЗАО «Промышленная компания «Крымский консервный комбинат» отсутствовали.

В судебном заседании представитель ИФНС по г. Крымску просила решение Арбитражного суда Краснодарского края от 31.10.2012 оставить без изменения.

Представители МИФНС N10 по Волгоградской области и ЗАО «Промышленная компания «Крымский консервный комбинат» в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в порядке п.3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителей не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя заинтересованного лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, ЗАО «Промышленная компания «Крымский консервный комбинат» было зарегистрировано в ИФНС по г. Крымску Краснодарского края.

Единственным акционером ЗАО «Промышленная компания «Крымский консервный комбинат» Малиновским К.С. было принято решение о перерегистрации предприятия, внесении изменений в сведения о юридическом лице в части изменения юридического адреса общества на следующий: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им.25 лет Октября, д. 1, корпус 2.

На основании заявления учредителя ЗАО «Промышленная компания «Крымский консервный комбинат» Малиновского К.С. ИФНС по г. Крымску было принято решение от 02.05.201 N266 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанные с внесением изменений в учредительные документы юридического лица - об изменении юридического адреса общества, указанного в ЕГРЮЛ на: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им.25 лет Октября, д. 1, корпус 2.

Регистрационное дело ЗАО «Промышленная компания «Крымский консервный комбинат» передано в МИФНС N10 по Волгоградской области.

В ходе проведенных МИФНС N10 по Волгоградской области контрольных мероприятий установлено, что ЗАО «Промышленная компания «Крымский консервный комбинат» по указанному адресу в г. Волгограде не располагается, финансово-хозяйственную деятельность не ведет, что подтверждается письмом собственника помещения ООО «Центрстрой» (т.2 л.д.12).

Полагая, что решение ИФНС по г. Крымску от 02.05.201 N266 противоречит требованиям действующего законодательства, МИФНС N10 по Волгоградской области обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), открытый для всеобщего ознакомления.

Согласно части 2 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации в учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида.

На основании части 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 26.12.1995 N208-ФЗ «Об акционерных обществах» местонахождение общества определяется местом его государственной регистрации, о чем указывается в учредительных документах.

Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Государственной регистрации, как это следует, в частности из пункта 3 статьи 52 ГК РФ, и положений Федерального закона N129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», подлежат также все изменения статуса юридического лица (состав учредителей или участников, органов юридического лица, изменение предмета его деятельности, места нахождения, размера уставного капитала и т.д.).

В силу части 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой его места нахождения регистрирующий орган (налоговая инспекция) вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица.

Статьей 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что по адресу (месту нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, осуществляется связь с юридическим лицом.

Из содержания статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует, что для государственной регистрации достаточно подтверждения юридическим лицом в заявлении о государственной регистрации достоверности сообщаемых изменений, вносимых в учредительные документы. В соответствии со статьями 9, 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», регистрирующий орган не вправе требовать предоставления других документов. У регистрирующего органа отсутствуют полномочия по проверке достоверности сообщаемых сведений и право отказать в государственной регистрации вносимых изменений по результатам такой проверки. Регистрация изменений производится регистрирующим органом на основании представленных изменений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» отказ в государственной регистрации допускается, в том числе, в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган, а также в случае, предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 данного Закона.

24.04.2012 учредителем ЗАО «Промышленная компания «Крымский консервный комбинат» Малиновским К.С. в соответствии со статьей 17 Федерального закона N129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» были представлены в ИФНС по г. Крымску следующие документы:

1. заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы общества по форме NР13001. В заявлении было указано, что общество меняет свой юридический адрес на: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им.25 лет Октября, д. 1, корпус 2;

2. решение от 16.04.2012 учредителя ЗАО «Промышленная компания «Крымский консервный комбинат» о смене адреса местонахождения общества и внесении соответствующих изменений в сведения ЕГРЮЛ;

3. изменения в устав ЗАО «Промышленная компания «Крымский консервный комбинат»;

4. документы об уплате государственной пошлины.

Доказательства наличия у регистрирующего органа на дату регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, информации о недостоверности сведений, содержащихся в представленных ЗАО «Промышленная компания «Крымский консервный комбинат» на регистрацию документах, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, государственная регистрация изменений в сведения ЕГРЮЛ об ЗАО «Промышленная компания «Крымский консервный комбинат», не связанных с внесением изменений в учредительные документы общества, осуществлена ИФНС по г. Крымску на основании представленного обществом полного пакета документов, предусмотренного пунктом 2 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Оснований для отказа в государственной регистрации согласно статье 23 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» не имелось.

Несоответствие адреса, указанного в ЕГРЮЛ, фактическому месту нахождения общества, не может рассматриваться в качестве единственного основания для признания регистрации недействительной, поскольку является устранимым обстоятельством (определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.08.2010 NВАС-10342/10 по делу NА67-160/2010, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.07.2011 по делу NА32-33480/2010, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.05.2012 N А32-8012/2011).

Из содержания Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» следует, что государственная регистрация юридических лиц носит исключительно уведомительный характер, обязанность по обеспечению достоверности сведений, содержащихся в учредительных документах юридического лица и в заявлении, возлагается на лицо, обращающееся в регистрирующий орган с соответствующим заявлением о регистрации.

В законе отсутствуют требования к регистрирующему органу по проверке достоверности сведений, вносимых участниками юридического лица в учредительные документы, а также вносимых в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, как связанных, так и не связанных с внесением изменений в учредительные документы, по проведению правовой экспертизы представленных для осуществления регистрации документов. Не названо такой правовой нормы и заявителем апелляционной жалобы.

Довод заявителя жалобы о том, что суд первой инстанции не исследовал имеющееся в материалах дела постановление о назначении административного наказания N034-60-183 от 25.07.2012, вынесенное начальником МИФНС N10 по Волгоградской области, которым руководитель ЗАО «Промышленная компания «Крымский консервный комбинат» Исаев Ю.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.25 КоАП, отклоняется судом апелляционной инстанции.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 25 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, в том числе и административную.

В силу части 3 статьи 14.25 и статьи 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях, непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, а также непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде являются административным правонарушением.

Таким образом, при выявлении фактов представления в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, недостоверных сведений либо искажения сообщаемых сведений о юридическом лице, в том числе о месте нахождения, не влечет признания недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы этого юридического лица, но может служить основанием для решения вопроса о привлечении его или должностных лиц организации к административной ответственности, предусмотренной частями 3, 4 статьи 14.25, статьей 19.7 КоАП Российской Федерации, либо применения иных предусмотренных законом способов восстановления нарушенных прав вплоть до ликвидации юридического лица.

В случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц, регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица (пункт 2 статьи 25 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

На основании изложенного, в случае выявления государственной регистрации юридического лица на основании недостоверных сведений и возникновения в связи с этим негативных последствий законодательством предусмотрены иные меры правового реагирования, чем признание недействительным решения налогового органа о государственной регистрации.

Представление ЗАО «Промышленная компания «Крымский консервный комбинат» сведений об изменении местонахождения юридического лица, которые МИФНС N10 по Волгоградской области считает недостоверными, не является основанием для признания недействительным решения ИФНС по г. Крымску 02.05.201 N266 о государственной регистрации изменений в сведения ЕГРЮЛ о юридическом лице.

Между тем, МИФНС N10 по Волгоградской области не обосновала, каким образом признание недействительным решения ИФНС по г. Крымску 02.05.201 N266 о государственной регистрации внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, может восстановить права заявителя, в том числе в области налогового контроля, а также достоверность сведений о юридическом лице.

МИФНС N10 по Волгоградской области не доказала, что оспариваемым решением нарушены ее права и законные интересы в области предоставленных заявителю властных полномочий, которые не могут быть устранены иным способом, кроме как признанием недействительным решения регистрирующего органа.

Согласно части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд по заявлению лиц, полагающих незаконным решение государственного органа, может признать его таковым, если установит несоответствие решения закону или иному нормативному правовому акту, а также установит, что решением нарушаются права и интересы заявителя, в том числе на него незаконно возлагаются какие-либо обязанности.

При отсутствии совокупности предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий для признания недействительным решения регистрирующего органа оснований для удовлетворения таких требований не имеется.

Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.

Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.