• по
Более 63000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 февраля 2013 года Дело N А56-58599/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2013 года Постановление изготовлено в полном объеме 25 февраля 2013 года

Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Семиглазов В.А.

при ведении протокола судебного заседания: Федуловой М.К. при участии: от истца: не явился, извещен от ответчика: не явился, извещен

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-730/2013) ОАО «Страховая компания ГАЙДЕ»

на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2012 по делу N А56-58599/2012 (судья Астрицкая С.Т.), принятое по иску ОСАО "Россия"

к ОАО «Страховая компания ГАЙДЕ»

о взыскании 21 718 руб. 58 коп.

установил:

открытое страховое акционерное общество "Россия" (место нахождения: 129085, Россия, Москва, Ольминского,3А; ОГРН: 1027739100718, ИНН 7702075923) обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу «Страховая компания ГАЙДЕ» (место нахождения: 191167, Россия, Санкт-Петербург, ул. Херсонская, д.39, лит. А, 7-04; ОГРН: 1027809175459, ИНН 7809016423) о взыскании 21 718 руб. 58 коп. страхового возмещения в порядке суброгации.

Решением суда от 26.11.2012 иск удовлетворен.

Не согласившись с решением суда, ответчик направил жалобу в суд апелляционной инстанции. В обоснование своей позиции податель жалобы указывает, что так как гражданская ответственность водителя виновного в ДТП была застрахована при управлении автомобилем «IVECO», государственный регистрационный знак В 151 ОА 78 в ОАО «Страховая компания ГАЙДЕ», а при управлении прицепом NАМ 476778 в ОАО «ГСК «Югория» обязанность по выплате страхового возмещения должна быть возложена на обе страховые компании, так как вред причинен водителем при управлении именно автопоездом.

Стороны извещены, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии со статьей 156 АПК РФ не препятствует рассмотрению жалобы.

Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в результате дорожно-транспортного происшествия, произошедшего 12.11.2009, был поврежден автомобиль «MAN 26.413», государственный регистрационный знак Т 966 ЕХ 93, гражданская ответственность владельца которого застрахована в ОСАО "Россия".

Истец во исполнение договора страхования перечислил страхователю Макаренко Н.Я. в счет выплаты страхового возмещения 46 512 руб. 90 коп., что подтверждается расходными кассовыми ордерами N182 от 30.05.2011, N185 от 31.05.2012.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, было установлено, что ДТП произошло вследствие нарушения Правил дорожного движения РФ водителем Радьковым С.Н., управлявшим автомобилем «IVECO», государственный регистрационный знак В 151 ОА 78, гражданская ответственность владельца которого на момент ДТП застрахована ответчиком по полису ОСАГО ВВВ N0501800239.

Поскольку виновным в ДТП признан водитель, чья гражданская ответственность была застрахована в ОАО «Страховая компания ГАЙДЕ», истец обратился к ответчику с претензией о возмещении убытков в размере 21 718 руб. 58 коп. с учетом износа, которая была оставлена без удовлетворения, что послужило поводом для обращения в суд с настоящим иском.

Согласно пунктам 3 и 4 статьи 931 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случае, когда ответственность за причинение вреда застрахована в силу того, что ее страхование обязательно, лицо, которому причинен вред, вправе предъявить требование о возмещении вреда непосредственно страховщику.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 965 ГК РФ к страховщику, выплатившему страховое возмещение, переходит в пределах выплаченной суммы право требования, которое страхователь (выгодоприобретатель) имеет к лицу, ответственному за убытки, возмещенные в результате страхования (суброгация). Перешедшее к страховщику право требования осуществляется им с соблюдением правил, регулирующих отношения между страхователем (выгодоприобретателем) и лицом, ответственным за убытки.

В силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее - Закон об ОСАГО) владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены этим Законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 этой статьи.

В пункте 4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 N 263 (далее - Правила страхования), указано, что прицеп (полуприцеп и прицеп-роспуск), не оборудованный двигателем и предназначенный для движения в составе с механическим транспортным средством, является транспортным средством. Автопоезд - это механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами).

В свою очередь использование транспортного средства в названном пункте Правил определено как эксплуатация транспортного средства, связанная с его участием в движении в пределах дорог (дорожном движении), кроме железных дорог, а также на прилегающих к ним и предназначенных для движения транспортных средств территориях (дворы, жилые массивы, стоянки транспортных средств, заправочные станции и другие территории).

Согласно п. 1.2 ПДД РФ прицеп - это транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски; механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами), является автопоездом.

Участие в дорожном движении законодательство обусловливает обязанностью владельцев транспортных средств по страхованию гражданской ответственности за использование этих средств и установлением недопустимости их использования в случае неисполнения владельцами названной обязанности (статьи 3, 4 Закона).

По положениям пункта 6 Правил страхования ДТП - это событие, произошедшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Из вышеприведенных правовых норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона об ОСАГО, а также Правил страхования следует, что вред, причиненный имуществу потерпевшего вследствие ДТП с участием транспортного средства с прицепом (полуприцепом), может быть признан страховым случаем по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца прицепа (полуприцепа) только в том случае, если вред имуществу потерпевшего был причинен хотя и в процессе совместного следования по дороге с основным транспортным средством, но в связи с самостоятельным воздействием прицепа (полуприцепа) на имущество потерпевшего.

Согласно материалам дела, причиной ДТП явилось нарушение водителем Радьковым С.Н., управлявшим автомобилем «IVECO», государственный регистрационный знак В 151 ОА 78, Правил дорожного движения Российской Федерации.

Таким образом, повреждения автомобилю «MAN 26.413», государственный регистрационный знак Т 966 ЕХ 93 были причинены хотя и в связи с соприкосновением с прицепом NАМ 476778, но в результате действий водителя автомобиля «IVECO», государственный регистрационный знак В 151 ОА 78.

Принимая во внимание, что повреждения автомобиля «MAN 26.413», государственный регистрационный знак Т 966 ЕХ 93 не связаны с каким-либо самостоятельным воздействием полуприцепа на имущество потерпевшего в результате его ненадлежащего технического состояния или иных причин, непосредственно связанных с его технической эксплуатацией, то основания для возложения обязанности по выплате страхового возмещения на ОАО «ГСК «Югория», в рамках настоящего дела, отсутствуют.

При таких обстоятельствах, ответственность за вред, причиненный ненадлежащей эксплуатацией автомобиля «IVECO», государственный регистрационный знак В 151 ОА 78, должна нести страховая компания, в которой застрахована гражданская ответственность водителя Радьковым С.Н. при управлении автомобилем «IVECO», государственный регистрационный знак В 151 ОА 78, а именно ОАО «Страховая компания ГАЙДЕ» (аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС СЗО от 29.01.2013 по делу NА56-4764/2012).

Учитывая изложенное, оснований для отмены решения суда у суда апелляционной инстанции не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2012 по делу N А56-58599/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

     Судья

В.А.Семиглазов

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А56-58599/2012
13АП-730/2013
Принявший орган: Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
Дата принятия: 25 февраля 2013

Поиск в тексте