АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 26 февраля 2013 года Дело N А26-9089/2012

Резолютивная часть решения объявлена 26 февраля 2013 года.

Полный текст решения изготовлен 26 февраля 2013 года.

Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Свидской А.С.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дементьевой Ю.О., рассмотрев в судебном заседании 26 февраля 2013 года материалы дела по заявлению открытого акционерного общества «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» (ОГРН 1021000921314, ИНН 1006004155) к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия о признании незаконным и отмене постановления N739/12л от 21.09.2012г. о назначении административного наказания, при участии в судебном заседании:

представителя Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия Трифанова О.Е., полномочия подтверждены доверенностью N3.1-11/4 от 16.07.2012г. (л.д.127), установил:

Открытое акционерное общество «Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат» (далее - заявитель, общество, ОАО «Сегежский ЦБК») обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия (далее - ответчик, Министерство, административный орган) о признании неправомерным и отмене постановления N739/12л от 21.09.2012г. (в заявлении допущена опечатка, указано «от 21.10.2012г.») о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 32 000 рублей.

В обоснование заявления общество ссылается на утвержденный распоряжением Правительства Республики Карелия от 28.04.2012г. N302р-П. План мероприятий по охране лесов от пожаров на территории Республики Карелия на 2012 год, пунктом 5 которого предусмотрено выполнение лицами, использующими леса, и организациями, заключившими госконтракты на выполнение лесохозяйственных работ, мероприятий по противопожарному обустройству лесов (содержание дорог противопожарного назначения, устройство минерализованных полос и уход за ними) в течение пожароопасного периода, в связи с чем срок исполнения обязанности общества по противопожарному обустройству лесов не истек.

Определением суда от 29 октября 2012 года заявление ОАО «Сегежский ЦБК» принято судом к рассмотрению в порядке упрощенного производства (л.д.1-2). 17 декабря 2012 года суд определил рассмотреть дело NА26-9089/2012 по правилам административного судопроизводства (л.д.123-125).

В отзыве на заявление административный орган не соглашается с заявленным требованием; считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, поскольку сроки и объемы противопожарных мероприятий устанавливаются приложениями N6 к договорам аренды лесного участка N59-з и N60-з от 19.12.2008г. и Правилами пожарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007г. N417; выполнение противопожарных мероприятий в установленные сроки в соответствующих объемах должно осуществляться арендатором независимо от складывающейся пожароопасной обстановки и погодных условий; обстоятельства, объективно повлиявшие на невыполнение обществом своей обязанности, Министерством не установлены. С отзывом представлены материалы административного дела N739/12л.

В предварительном судебном заседании 14 января 2013 года в соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судом принят уточненный заявителем предмет требования - о признании незаконным и отмене постановления N739/12л от 21.09.2012г. о назначении административного наказания.

Заявитель, извещенный о времени и месте проведения судебного разбирательства телефонограммой от 14.02.2013г. (л.д.150), явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил.

Суд рассматривает дело в отсутствие заявителя, извещенного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в порядке части 3 статьи 156 и части 2 статьи 210 АПК РФ.

В настоящем судебном заседании представитель ответчика поддержал правовую позицию, изложенную в отзыве на заявление; просил отказать в удовлетворении требования общества, поскольку материалами дела об административном правонарушении N739/12л установлены событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ; полагал, что устройство минерализованных полос необходимо проводить в начале пожароопасного сезона в целях предотвращения весенних пожаров.

Заслушав представителя Министерства, изучив и оценив письменные материалы дела, в том числе представленные ответчиком материалы дела об административном правонарушении, суд считает установленными следующие обстоятельства.

В Едином государственном реестре юридических лиц ОАО «Сегежский ЦБК» зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1021000921314 (л.д.28, 30-32).

Согласно постановлению Правительства Республики Карелия N177-П от 04.09.2010г. ответчик является процессуальным правопреемником Министерства лесного комплекса Республики Карелия.

19 декабря 2008 года между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодатель) и ОАО «Сегежский ЦБК» (арендатор) заключены договоры аренды лесных участков N59-з (л.д.78-93) и N60-з (л.д.94-110), в соответствии с пунктами 1.1 и 1.2 которых арендодатель передает, а арендатор принимает во временное пользование (аренду) лесные участки, находящиеся в государственной собственности, площадью 196 193 и 114 485 га соответственно, расположенные в Беломорском кадастровом районе на территории Государственного учреждения Республики Карелия «Сосновецкое центральное лесничество» (на основании распоряжения Правительства Республики Карелия «О реорганизации государственных учреждений Республики Карелия» от 21.04.2009г. N134р-П реорганизовано в государственное учреждение Республики Карелия «Беломорское центральное лесничество»). Пунктами 7.1 договоров срок их действия установлен с момента государственной регистрации по 31 декабря 2053 года. Договоры зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16 апреля 2009 года (л.д.93-оборот, 110-оборот).

Согласно пунктам 1.4 договоров лесные участки передаются для использования в целях заготовки древесины.

Обществом разработаны Проекты освоения лесов для заготовки древесины на лесных участках, переданных ему в аренду в Беломорском лесничестве на 2009-2018 г.г. на основании договоров N59-з и N60-з от 19.12.2008г., в таблице 5.1.2 которых предусмотрены виды и объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов (л.д.67-69, 71-73). Из указанных таблиц следует, что на переданных в аренду лесных участках предусмотрены работы по устройству противопожарных минерализованных полос с ежегодными объемами 20 км - по каждому договору и работы по уходу за противопожарными минерализованными полосами с ежегодными объемами 30 км - по договору аренды N59-з и 22,5 км - по договору N60-з.

Пунктами 4.4.10 договоров аренды установлена обязанность арендатора в порядке, предусмотренном Лесным кодексом Российской Федерации, предоставлять арендодателю отчеты об охране и защите лесов; пунктами 4.4.14 - обязанность арендатора соблюдать требования Правил пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, прокладку просек и противопожарных разрывов, создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных Проектами освоения лесов; пунктами 4.4.15 - обязанность арендатора выполнять на переданных в аренду лесных участках работы по охране, защите и воспроизводству лесов в объемах и сроки, установленных Проектами освоения лесов и приложениями N6 к настоящим договорам, которые заключаются ежегодно и не подлежат государственной регистрации.

Подписанными сторонами без возражений приложениями N6 к договорам аренды, определяющими объемы и сроки исполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению на лесных участках в 2012 году, в качестве мер обеспечения пожарной безопасности в лесах во втором квартале 2012 года запланировано устройство противопожарных минерализованных полос в объемах 20 км - по каждому из договоров аренды N59-з и N60-з от 19.12.2008г.; работы по уходу за противопожарными минерализованными полосами с ежегодными объемами 30 км - по договору аренды N59-з от 19.12.2008г. и 22,5 км - по договору N60-з от 19.12.2008г. Согласно примечаниям выполнение данных мероприятий предусмотрено до 20 июня 2012 года (л.д.70, 74).

При подведении итогов выполненных за второй квартал 2012 года работ Государственное казенное учреждение Республики Карелия «Беломорское центральное лесничество» установило, что фактически общество произвело работы по устройству противопожарных минерализованных полос и по уходу за противопожарными минерализованными полосами не в полном объеме, о чем должностными лицами лесничества были составлены докладные записки от 21.06.2012г. (л.д.64), от 25.06.2012г. (л.д.65-66) и подписаны протоколы о выполнении лесохозяйственных мероприятий по договорам аренды лесных участков N59-з и N60-з от 19.12.2008г. за второй квартал 2012 года (л.д.62-63).

Извещением от 02.07.2012г. должностное лицо лесничества уведомило ОАО «Сегежский ЦБК» по адресу государственной регистрации о времени и месте составления протокола об административном правонарушении (л.д.55-57).

По фактам выявленного нарушения 20 июля 2012 года заместителем старшего государственного лесного инспектора в лесничествах и лесопарках Республики Карелия - инженером по охране и защите леса Государственного казенного учреждения Республики Карелия «Беломорское центральное лесничество» Тищенко А.С. в отношении ОАО «Сегежский ЦБК» с участием представителя общества Дроздович К.А., действующего по доверенности N14-18 от 01.01.2012г. (л.д.75), составлен протокол N25 от 20.07.2012г. об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ (л.д.58-60). В протоколе (с учетом определения об исправлении опечатки - л.д.53-54) указано на нарушение обществом подпункта «а» пункта 3 и пункта 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007г. N417. Протокол об административном правонарушении вручен представителю общества (л.д.60), а также направлен почтой корреспонденцией и получен по адресу государственной регистрации 23 июля 2012 года (л.д.61).

Определением о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N739/12л от 31.08.2012г. рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении ОАО «Сегежский ЦБК» назначено на 21 сентября 2012 года (л.д.50). Указанное определение получено обществом по адресу государственной регистрации 05 сентября 2012 года (л.д.51).

Дело об административном правонарушении рассмотрено 21 сентября 2012 года заместителем министра по природопользованию и экологии Республики Карелия - главным государственным лесным инспектором в Республике Карелия Павловым А.Н. без участия представителя общества, извещенного о времени и месте рассмотрения административного дела надлежащим образом. По результатам рассмотрения вынесено постановление N739/12л от 21.09.2012г. о назначении административного наказания по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 32 000 рублей (л.д.19-22, 45-48). При вынесении постановления учтено отягчающее административную ответственность обстоятельство - привлечение ОАО «Сегежский ЦБК» к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ постановлениями N776/11л от 13.10.2011г. и N801/11л от 01.11.2011г. (л.д.111-120).

Указанное постановление получено обществом по адресу государственной регистрации 01 октября 2012 года (штамп «Вход. N3379 от 01.10.2012г.» - л.д.19, уведомление - л.д.49).

Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в установленный частью 2 статьи 208 АПК РФ срок - 11 октября 2012 года (л.д.29) - в арбитражный суд с заявлением о признании его неправомерным и отмене. В судебном заседании принято к рассмотрению уточненное требование о признании незаконным и отмене постановления N739/12л от 21.09.2012г. о назначении административного наказания.

В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Частью 1 статьи 28.3 КоАП РФ установлено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.

Приказом Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 23.11.2010г. N151 утвержден перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области лесных отношений, в том числе предусмотренных статьей 8.32 КоАП РФ, в число которых включены инженеры по охране и защите леса государственных учреждений Республики Карелия-центральных лесничеств - заместители старших государственных лесных инспекторов в лесничествах и лесопарках Республики Карелия в пределах своих полномочий.

Согласно статье 23.24.1 КоАП РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.32 КоАП РФ, относится к компетенции органов, исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор. Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени указанных органов, вправе руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, их заместители.

Таким образом, процессуальные документы составлены уполномоченными лицами.

Анализ административного производства свидетельствует о том, что протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания соответствуют требованиям КоАП РФ; о времени и месте проведения процессуальных действий привлекаемое лицо извещалось надлежащим образом.

Оценив доводы сторон по существу спора, суд пришел к следующим выводам.

Частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного указанной нормой, выражается в действии или бездействии, нарушающих требования Правил пожарной безопасности в лесах.

Статьей 53 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах, включающие в себя предупреждение лесных пожаров, осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов. Правительством Российской Федерации в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах.

Согласно части 1 статьи 53.1 ЛК РФ предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров. Пунктом 3 части 2 указанной статьи устройство противопожарных минерализованных полос отнесено к мерам противопожарного обустройства лесов.

В соответствии с частью 3 статьи 53.1 ЛК РФ на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, меры противопожарного обустройства лесов осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Правила пожарной безопасности в лесах утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007г. N417 (далее - Правила).

Подпунктом «а» пункта 3 и пунктом 5 Правил также предусмотрено, что на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, меры по предупреждению лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров) осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Следовательно, обязанность арендаторов лесных участков проводить мероприятия по противопожарному обустройству лесов установлена действующим законодательством. Наличие такой обязанности обществом не оспаривается.

Основанием для привлечения к административной ответственности послужил установленный Министерством факт нарушения обществом срока выполнения работ по устройству противопожарных минерализованных полос и уходу за ними, предусмотренного в приложениях N6 к договорам аренды N59-з и N60-з от 19.12.2008г., являющихся неотъемлемой частью указанных договоров.

Факт нарушения срока проведения указанных работ, согласованного сторонами в приложениях N6 к договорам аренды N59-з и N60-з от 19.12.2008г., подтверждается материалами дела, в том числе подписанными обществом и Министерством протоколами о выполнении лесохозяйственных мероприятий по договорам аренды лесных участков N59-з и N60-з от 19.12.2008г. за второй квартал 2012 года (л.д.62-63), докладными записками должностных лиц лесничества от 21.06.2012г. (л.д.64), от 25.06.2012г. (л.д.65-66) и протоколом об административном правонарушении N25 от 20.07.2012г. (л.д.58-60). Обществом указанный факт не оспаривается.

Вместе с тем, использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка образует состав правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.

Для квалификации допущенного обществом нарушения по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ административный орган должен доказать факт нарушения общеобязательных требований пожарной безопасности в лесах, установленных нормативными правовыми актами.

Конкретные сроки проведения противопожарных мероприятий в Правилах пожарной безопасности в лесах не установлены. Не определены эти сроки и в разработанных обществом Проектах освоения лесов (л.д.67-69, 71-73). В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки» от 29.02.2012 N69 в проекте освоения лесов указываются виды и ежегодные объемы мероприятий по противопожарному обустройству лесов, при этом определение конкретных сроков выполнения данных мероприятий не предусмотрено.

В то же время в соответствии со статьями 82 и 83 ЛК РФ организация использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров) на землях лесного фонда, организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Ежегодно Правительством Республики Карелия утверждается план мероприятий по охране лесов от пожаров на территории Республики Карелия.

Распоряжением Правительства Республики Карелия от 28.04.2012 N302р-П утвержден План мероприятий по охране лесов от пожаров на территории Республики Карелия на 2012 год (л.д.23-27). Пунктом 5 Плана предусмотрено выполнение лицами, использующими лесные участки, в том числе по договорам аренды, мероприятий по противопожарному обустройству лесов, включая устройство минерализованных полос и уход за ними, в течение пожароопасного сезона.

Таким образом, доводы заявителя относительно установленного действующим законодательством срока выполнения работ по противопожарному обустройству лесов в 2012 году до конца пожароопасного сезона, суд признает обоснованными.

Следовательно, событие правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.32 КоАП РФ и выразившегося в нарушении правил пожарной безопасности в лесах по сроку выполнения указанных работ, может быть установлено административным органом только по окончании пожароопасного сезона.

Приказом Министерства от 10.05.2012г. N666 «О начале пожароопасного сезона» установлено, что началом пожароопасного сезона следует считать 10 мая 2012 года (л.д.128). Согласно приказу Министерства от 01.10.2012г. N1444 «Об окончании пожароопасного сезона» пожароопасный сезон считается оконченным 01 октября 2012 года (л.д.129). Правонарушение выявлено в июле 2012 года, то есть в течение пожароопасного сезона. На момент вынесения постановления N739/12л от 21.09.2012г. пожароопасный сезон 2012 года завершен не был.

Нарушение арендатором добровольно принятых на себя и согласованных в договоре аренды таких обязательств как проведение отдельных мероприятий по противопожарному обустройству лесов в определенные сроки не свидетельствует о нарушении им обязательных для исполнения требований пожарной безопасности, установленных действующим законодательством, и не может быть квалифицировано по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ.

Правила пожарной безопасности в лесах являются обязательными для применения всеми субъектами лесных отношений и не могут устанавливаться в договоре аренды.

С учетом изложенного, квалификация вмененного обществу правонарушения по части 1 статьи 8.32 КоАП РФ является неправомерной.