• по
Более 59000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РЕШЕНИЕ

от 25 февраля 2013 года Дело N А26-171/2013

Резолютивная часть решения изготовлена 25 февраля 2013 года. Полный текст решения изготовлен 25 февраля 2013 года.

Судья Арбитражного суда Республики Карелия Старовойтова И.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Еминеным И.В., рассмотрев в судебном заседании материалы дела по иску открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" к администрации муниципального образования "Летнереченское сельское поселение", администрации муниципального образования "Сосновецкое сельское поселение", администрации Куземского сельского поселения о взыскании 984 866 руб. 90 коп., при участии представителей:

истца, открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания", - Погореловой Н.А. по доверенности от 01.01.2013, ответчиков:

-администрации муниципального образования "Летнереченское сельское поселение", - не явились,

-администрации муниципального образования "Сосновецкое сельское поселение", - не явились,

-администрации Куземского сельского поселения, - не явились,

установил: открытое акционерное общество "Карельская энергосбытовая компания" (далее - истец, ОГРН: 1051000000050, ИНН: 1001012875) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к администрации муниципального образования "Летнереченское сельское поселение" (далее - ответчик, ОГРН: 1061006000175, ИНН: 1011007761), администрации муниципального образования "Сосновецкое сельское поселение" (далее - ответчик, ОГРН: 1061006000142, ИНН: 1011007793), администрации Куземского сельского поселения (далее - ответчик, ОГРН: 1061002011729, ИНН: 1002005670)) о взыскании 984 866 руб. 90 коп. - сумма убытков, составляющая стоимость электроэнергии, потребленной в бесхозяйных объектах электросетевого хозяйства.

В настоящем судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования в полном объеме.

Ответчики требования истца не оспорили, документально обоснованного письменного отзыва по существу заявленного требования не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

ОАО «КЭСК» (гарантирующий поставщик) осуществляет поставку электрической энергии потребителям в д. Поньгома, с. Гридино, п. Новое Машезеро, п. Летний-2 и д. Тунгуда на основании заключенных договоров энергоснабжения.

Указанные потребители присоединены к сетям сетевой организации ОАО Межрегиональная распределительная сетевая компания «Северо-Запада» (линии 10 кВ к ТП 10/0,4 д. Поньгома, линии 10 кВ к ТП 10/0,4 с. Гридино, ТП-512 Новое Машезеро, ТП-511 Новое Машезеро, ТП-316 Летний-2, ТП-510 д. Тунгуда) опосредованно через бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства.

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Согласно пункту 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3 к названному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (районов в городах). Согласно п. 1 Приложения N3 к таким объектам относятся и объекты электросетевого хозяйства (объекты инженерной инфраструктуры).

В соответствии с п. 3 ст. 225 Гражданского Кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи (в частности, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства) принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В силу положений ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления возложена обязанность по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии с п. 6 ст. 14 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23.11.2009 N 261-ФЗ перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по:

-выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учёт в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества;

-организации управления бесхозяйными объектами недвижимого имущества, используемыми для передачи энергетических ресурсов, с момента выявления таких объектов, в том числе определению источника компенсации возникающих при их эксплуатации нормативных потерь энергетических ресурсов (включая тепловую энергию, электрическую энергию), в частности за счет включения расходов на компенсацию данных потерь в тариф организации, управляющей такими объектами.

Анализ перечисленных норм действующего законодательства позволяет сделать вывод, что орган местного самоуправления, как орган власти, на котором лежит обязанность по организации в границах поселения электроснабжения населения, обязан выявлять бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, принимать их на учет, и до перехода к нему права собственности на такие объекты в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязан организовать управление бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства, в частности, путем заключения соответствующих договоров с сетевой организацией (договоров оказания услуг по передаче электрической энергии) и гарантирующим поставщиком (договоров энергоснабжения).

В период январь - декабрь 2010 г. ответчики указанную обязанность не исполнили, управление бесхозяйными объектами электросетевого хозяйства, присоединенным к ТП-316 п. Летний-2, ТП-510 д. Тунгуда, ТП-511 п. Новое Машезеро, д. Поньгома, д. Гридино, а также обслуживание и содержание данных объектов не обеспечили.

Отсутствие надлежащего управления, содержания, технического обслуживания и ремонта указанных бесхозяйных электрических сетей стало причиной возникновения в данных сетях потерь электрической энергии.

Потери электрической энергии в электрических сетях представляют собой технологические потери электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям и фактические потери электрической энергии.

Технологические потери электроэнергии включают в себя технические потери в линиях и оборудовании электрических сетей, обусловленных физическими процессами, происходящими при передаче электроэнергии в соответствии с техническими характеристиками и режимами работы линий и оборудования, с учетом расхода электроэнергии на собственные нужды подстанций и потери, обусловленные допустимыми погрешностями системы учет электроэнергии (п. 3 Инструкции по организации в Министерстве энергетики РФ работы по расчету и обоснованию нормативов технологических потерь электроэнергии при ее передаче по электрическим сетям, утвержденной Приказом Министерства энергетики РФ от 30.12.2008 г. N 326).

Согласно п. 55 Правил недискриминационного доступа к услугам по передач электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа) при расчете размера технологических потерь электроэнергии в электрических сетях учитывают техническое состояние линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства.

К фактическим потерям электроэнергии относятся все случаи потребления электрической энергии в отсутствие заключенного договора энергоснабжения (хищения электрической энергии третьими лицами).

Таким образом, наличие потерь в бесхозяйных электрических сетях обусловлено отсутствием их надлежащего содержания, обслуживания, ремонта и обследования на предмет выявления фактов бездоговорного потребления электрической энергии следовательно, напрямую зависит от исполнения органом местного самоуправления обязанности по выявлению бесхозяйных объектов, и совершения действий по организации управления бесхозяйными объектами, используемыми для передачи энергетических ресурсов.

В соответствии с п. 50 Правил недискриминационного доступа размер потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.

Таким образом, размер потерь в бесхозяйных объектах электросетевого хозяйства представляет собой разницу между объемом электрической энергии, поступившим в бесхозяйные сети из сетей сетевой организацией (ОАО «МРСК Северо-Запада») и объемом электрической энергии, поставленным потребителям по договорам энергоснабжения.

Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 29.03.2012 г. по делу NА26-9395/2010, оставленным в силе постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 07.12.2012 г., установлено, что размер потерь электрической энергии в бесхозяйных объектах электросетевого хозяйства в д.Поньгома, с.Гридино, п.Новое Машезеро, п.Летний-2 и д.Тунгуда за период январь - декабрь 2010 г. составил 239 078 кВтч.

Согласно пункту 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Обстоятельства, установленные судом по делу NА26-9395/2010, имеют преюдициальное значение и не подлежат доказыванию при рассмотрении настоящего спора.

Объем электрической энергии в размере 239 078 кВтч. был приобретен на оптовом рынке, в отношении данного объема электрической энергии гарантирующим поставщиком оплачена услуга по передаче электрической энергии, однако указанные объемы не были оплачены в адрес гарантирующего поставщика по договорам энергоснабжения, что привело к возникновению у последнего убытков в заявленной сумме.

В соответствии со статьёй 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Учитывая, что в результате бездействия органов местного самоуправления выразившегося в неисполнении установленной законом обязанности по выявлению и оформлению права собственности на бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, также по организации управления (содержания и технического обслуживания) данными объектами, гарантирующий поставщик несет убытки в виде объемов потерь электрической энергии, потребленной в бесхозных сетях, что в силу указанных норм влечет обязанность со стороны органов местного самоуправления возместить гарантирующему поставщик стоимость электрической энергии, потребленной в бесхозяйных сетях.

Размер убытков, причиненных ОАО «КЭСК» каждым из ответчиков составляет:

- администрацией МО «Летнереченское сельское поселение» - 11 002 руб. 43 коп. (2 575 кВтч);

- администрацией МО «Сосновецкое сельское поселение» - 193 740 руб. 79 коп. (45 343 кВтч);

-администрацией Куземского сельского поселения - 780 123 руб. 62 коп. (191 160 кВтч).

Наличие и размер убытков ответчики не оспорили. Доказательств оплаты заявленной истцом к взысканию суммы убытков в материалы дела не представили.

Поскольку требования истца подтверждены материалами дела, в том числе сведениями ответчиков о бесхозяйности объектов электросетевого хозяйства, расчетами объемов услуг по передаче электрической энергии между гарантирующим поставщиком и сетевой организацией, решением Арбитражного суда Республики Карелия от 29.03.2012 г. по делу NА26-9395/2010, суд признает заявленный иск обоснованным по праву и по размеру в связи с чем удовлетворяет его.

Согласно части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Расходы по госпошлине за рассмотрение искового заявления в соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд относит на ответчиков. Сумма излишне уплаченной госпошлины в размере 6560,65 руб., в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату ОАО «КЭСК» из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный су

РЕШИЛ:

1. Иск удовлетворить полностью.

2. Взыскать с администрации муниципального образования "Летнереченское сельское поселение" (ОГРН: 1061006000175, ИНН: 1011007761) в пользу открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" (ОГРН: 1051000000050, ИНН: 1001012875) 11002,43 руб. - убытки в виде стоимости электроэнергии, потребленной в бесхозяйных сетях объектах электросетевого хозяйства, а также 2000 руб. - расходов по госпошлине за рассмотрение дела.

3. Взыскать с администрации муниципального образования "Сосновецкое сельское поселение" (ОГРН: 1061006000142, ИНН: 1011007793) в пользу открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" (ОГРН: 1051000000050, ИНН: 1001012875) 193 740,79 руб. - убытки в виде стоимости электроэнергии, потребленной в бесхозяйных сетях объектах электросетевого хозяйства, а также 6812,22 руб. - расходов по госпошлине за рассмотрение дела.

4. Взыскать с администрации Куземского сельского поселения (ОГРН: 1061002011729, ИНН: 1002005670) в пользу открытого акционерного общества "Карельская энергосбытовая компания" (ОГРН: 1051000000050, ИНН: 1001012875) 780 123,62 руб. - убытки в виде стоимости электроэнергии, потребленной в бесхозяйных сетях объектах электросетевого хозяйства, а также 18602,47 руб. - расходов по госпошлине за рассмотрение дела.

5. Возвратить открытому акционерному обществу "Карельская энергосбытовая компания" из федерального бюджета 6560,65 руб. сумму излишне уплаченной платёжным поручением N 8557 от 28.12.2012 госпошлины.

6. Решение может быть обжаловано:

- в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г.Санкт-Петербург, Суворовский проспект 65);

- в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (190000, г.Санкт-Петербург, ул. Якубовича,4) при условии, что данное решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы. Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Республики Карелия.

     Судья

Старовойтова И.В.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка

Номер документа: А26-171/2013
Принявший орган: Арбитражный суд Республики Карелия
Дата принятия: 25 февраля 2013

Поиск в тексте