ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 марта 2013 года Дело N А53-21764/2012

15АП-1849/2013 Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2013 года Полный текст постановления изготовлен 06 марта 2013 года Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сурмаляна Г.А., судей Смотровой Н.Н., Сулименко О.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Саркисяном Д.С., при участии в судебном заседании: от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом,

от Южного таможенного управления: 1) представитель по доверенности от 18.09.2012г. N 13.1-19/15180 Романовская Е.А.; 2) представитель по доверенности от 21.01.2013г. N 13.1-19/782 Маринкина Н.В., от Новороссийской таможни: представитель не явился, извещен надлежащим образом,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Новороссийской таможни и Южного таможенного управления на решение Арбитражного суда Ростовской области от 19.12.2012г. по делу N А53-21764/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Атлас-НТС" о признании незаконными решения Южного таможенного управления от 21.03.2012г. N 13.3-14/020, решения Новороссийского юго-восточного таможенного поста Новороссийской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 28.12.2011г. по ДТ N 10317110/251011/0015799, об обязании Новороссийской таможни произвести возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов по ДТ N 10317110/251011/0015799, уплаченных по таможенной расписке N 6002305 в сумме 157 695 рублей 32 копейки, о взыскании с Новороссийской таможни судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей, заинтересованные лица: 1) Южное таможенное управление; 2) Новороссийская таможня, принятое в составе судьи Маковкиной И.В.,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Атлас-НТС» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными решения Южного таможенного управления от 21.03.2012г. N 13.3-14/020, решения Новороссийского юго-восточного таможенного поста Новороссийской таможни (далее - таможенный орган) о корректировке таможенной стоимости товаров от 28.12.2011г. по ДТ N10317110/251011/0015799; об обязании Новороссийской таможни произвести возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов по ДТ N10317110/251011/0015799, уплаченных по таможенной расписке N 6002305 в сумме 157695 рублей 32 копейки; о взыскании с Новороссийской таможни судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.

Заявленные требования мотивированы тем, что действия таможенного органа по корректировке таможенной стоимости являются незаконными, обществом представлены все необходимые документы, обосновывающие применение первого метода определения таможенной стоимости ввезенного товара на таможенную территорию таможенного союза.

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 19.12.2012г. заявленные требования удовлетворены частично, признаны недействительными решение Южного таможенного управления от 21.03.2012г. N 13.3-14/020 и решение Новороссийского юго-восточного таможенного поста Новороссийской таможни о корректировке таможенной стоимости товаров от 28.12.2011г. по ДТ N 10317110/251011/0015799, как не соответствующие таможенному законодательству.

С Новороссийской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью «Атлас-НТС» взысканы судебные издержки на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей, а также 2000 рублей государственной пошлины.

С Южного таможенного управления в пользу общества с ограниченной ответственностью «Атлас-НТС» взысканы судебные издержки на оплату услуг представителя в размере 10 000 рублей, а также 2000 рублей государственной пошлины.

Заявление в части требования об обязании Новороссийской таможни произвести возврат излишне уплаченных (взысканных) таможенных пошлин, налогов по ДТ N 10317110/251011/0015799, уплаченных по таможенной расписке N 6002305 в сумме 157 695 рублей 32 копейки, оставлено без рассмотрения ввиду того, что заявителем не соблюден досудебный порядок взыскания таможенных пошлин.

Не согласившись с принятым судебным актом, Новороссийская таможня и Южное таможенное управление обжаловали решение суда в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и просили отменить решение суда первой инстанции, отказать в удовлетворении заявленных требований, сославшись на то, что заявленная таможенная стоимость имеет низкий ценовой уровень и не подтверждена документально в полном объеме.

Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило. Направило в суд письменный отзыв на апелляционную жалобу Южного таможенного управления, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу Южного таможенного управления без удовлетворения.

Новороссийская таможня, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечила.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.

В судебном заседании, состоявшемся 04 марта 2013 года, представители Южного таможенного управления в судебном заседании пояснили доводы своей апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы Южного таможенного управления удовлетворить.

Как следует из материалов дела, ООО «АТЛАС-НТС» и компания «Xiamen Nangang Stone Imp & Exp Co. Ltd.» (Китай) заключили контракт 07.12.2010г. N ATNAN07122010 (далее - контракт) и дополнительное соглашение от 25.01.2011г. N 1 к контракту на поставку на условиях FOB-Xiamen, FOB-Tianjin товара - плитка напольная и настенная керамическая, изделия из искусственного и натурального камня и другая продукция в количестве и ассортименте, указанных в коммерческих счетах, прилагаемых к каждой поставке. Цена за единицу товара указывается в долларах США (USD) и отражается в инвойсе на отдельно взятую поставку. Общая сумма контракта 1 000 000 USD (долларов США). Оплата производится согласно инвойсам продавца путем полной предоплаты за товар. Поставка товара на территорию Российской Федерации осуществляется в течение 240 календарных дней с момента осуществления покупателем 100% предоплаты. Цены устанавливаются согласно специальному прайс-листу или дополнительному соглашению к контракту.

Согласно пункту 2.6 вышеуказанного контракта дополнительные и разовые скидки, предоставляемые покупателю в размере до 20%, отражаются в инвойсе, а дополнительные и разовые скидки 20% и более процентов должны быть оформлены путем заключения дополнительного соглашения к контракту.

Общество осуществило таможенное декларирование товара, поступившего на условиях поставки FOB Xiamen на единую территорию Таможенного союза по контракту от 07.12.2010 N ATNAN07122010, по ДТ N 10317110/251011/0015799.

Заявленная таможенная стоимость товара по ДТ N 10317110/251011/0015799 определена декларантом по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

Таможенным органом 25.10.2011г. в адрес декларанта направлено требование о предоставлении электронных документов в срок до 26.10.2011г., в том числе, инвойса от 06.09.2011г. N NGAT201108; перевода инвойса от 06.09.2011г. N NGAT201108; инвойса от 12.10.2011г. N 584-АТ-В; инвойса от 12.10.2011г. N 937-AT; копии контракта от 07.12.2010г. N ATNAN07122010; копии дополнения к контракту от 25.01.2011г. N 1; спецификации от 06.09.2011г. N 17; перевода спецификации от 06.09.2011г. N 17; паспорта сделки от 30.12.2010г. N 10120112/2275/0060/2/0; договора перевозки от 30.12.2009г. N LOG0097; заявка на перевозку контейнера от 01.09.2011г. N 984; прайс-листа; коносамента от 09.09.2011г. N 554900134.

В качестве подтверждения величины заявленной таможенной стоимости декларантом представлены: контракт от 07.12.2010г. N ATNAN07122010, дополнительное соглашение от 25.01.2011г. N 1, спецификации от 06.09.2011 N17, инвойс от 06.09.2011 NNGAT201108, счет-фактура от 12.10.2011 N584-АТ-В на оплату транспортировки товара, счет-фактура от 12.10.2011г. N 937-AT на оплату клиентского вознаграждения экспедитора, прайс-лист от 12.05.2011, коносаменты, заявка на перевозку контейнера от 01.09.2011г. N 984.

В результате анализа документов, представленных в процессе таможенного оформления, таможенный орган установил, что имеются основания полагать, что декларантом не подтверждена структура таможенной стоимости.

В рамках проведения таможенного контроля до выпуска товара, заявленного ООО «Атлас-НТС» в ДТ N 10317110/251011/0015799, в соответствии со статьями 69, 111 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенным органом принято решение от 26.10.2011г. о проведении дополнительной проверки и запрошены дополнительные документы со сроком их предоставления до 25.11.2011г.

В обосновании принятого решения таможенным органом указано, что в ходе проверки вышеуказанной ДТ обнаружены с использованием системы управления рисками (СУР) риски недостоверного декларирования таможенной стоимости товаров, поскольку заявленная таможенная стоимость ввозимых товаров отличается от ценовой информации, имеющейся в таможенном органе. В связи с вышеизложенным, у декларанта запрошены следующие дополнительные документы для подтверждения правильности определения таможенной стоимости товаров по данной ДТ: прайс-лист производителя ввозимых товаров (для подтверждения наличия (отсутствия) условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определенно); сведения о стоимости товара в стране отправления (для подтверждения пены, подлежащей уплате за товары при их продаже для экспорта в Российскую Федерацию); документы по оплате ввозимого товар (для подтверждения цены, фактически уплаченной за товары при их продаже для экспорта в Российскую Федерацию); иные документы, позволяющие установить причины отклонения стоимости ввозимых товаров от ценовой информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа (для влияния условий сделки на стоимость товара); имеющуюся в распоряжении декларанта информацию о стоимости античных/однородных товаров, ведомость банковского контроля (для установления наличия (отсутствия) условий или обязательств, влияющих на стоимость сделки). Одновременно, декларанту было указано на необходимость заполнения корректировки таможенной стоимости товаров и таможенных платежей, а также предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в целях выпуска товаров согласно расчету размера обеспечения уплаты таможенных платежей.

Принятое таможенным органом решение от 26.10.2011г. формализовано путем проставления отметки в графе «Для отметок таможенного органа» в ДТС-1.

Декларантом 26.10.2011г. в счет уплаты таможенных платежей по вышеуказанной ДТ внесены денежные средства, о чем свидетельствуют заявление о зачете денежных средств и таможенная расписка N TP- 6002305.

С учетом того, что декларант не выразил свое согласие на корректировку таможенной стоимости товара по ДТ, таможенный орган самостоятельно определил таможенную стоимость товара, оформив ДТС-2. Из ДТС-2 следует, что таможенная стоимость товара определена резервным методом по информации по стоимости сделки с однородными товарами по ДТ N 10317110/171011/0015368.

Решением Южного таможенного управления от 21.03.2012г. N 13.3-14/020 отказано в удовлетворении жалобы общества.

Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и отзыва на апелляционную жалобу Южного таможенного управления, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции сделал правильный вывод о несоответствии таможенному законодательству действий Новороссийской таможни, выразившиеся в отказе обществу в определении таможенной стоимости товара первым методом.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

С 01.07.2010г. вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского Экономического Сообщества на уровне глав государств от 27.11.2009г. N 17), участниками которого являются Россия, Белоруссия и Казахстан. В связи с этим Таможенный кодекс Российской Федерации действует в части, не противоречащей Таможенному кодексу Таможенного союза (пункт 2 статьи 1, пункт 2 статьи 8 Таможенного кодекса Таможенного союза).

На основании пункта 2 статьи 1 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное регулирование в таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства таможенного союза, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.

Перечень документов и сведений, необходимых для выпуска товаров, и сроки их представления устанавливаются Таможенным кодексом Таможенного союза. Документы, необходимые для выпуска товаров, могут быть представлены в форме электронных документов (пункты 2, 4 статьи 176 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Согласно пункту 1 статьи 183 Таможенного кодекса Таможенного союза подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено названным Кодексом. В статье 183 Таможенного кодекса Таможенного союза приведен полный перечень таких документов.

Согласно пункту 1 статьи 64 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, определяется в соответствии с международным договором государств - членов таможенного союза, регулирующим вопросы определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу.

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008г. «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза», которое действует с 06.07.2010г. (далее - Соглашение) основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть в максимально возможной степени стоимость сделки с этими товарами в значении, установленном в статье 4 названного Соглашения (метод 1).

Как следует из статьи 4 Соглашения от 25.01.2008г. таможенной стоимостью товаров, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза, является стоимость сделки с ними, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на единую таможенную территорию Таможенного союза и дополненная в соответствии с положениями статьи 5 Соглашения, при любом из следующих условий:

отсутствуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, за исключением ограничений, которые: установлены совместным решением органов Таможенного союза; ограничивают географический регион, в котором товары могут быть перепроданы; существенно не влияют на стоимость товаров;

продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;

никакая часть дохода или выручки от последующей продажи, распоряжения иным способом или использования товаров покупателем не причитается прямо или косвенно продавцу, кроме случаев, когда в соответствии со статьей 5 Соглашения могут быть произведены дополнительные начисления;

покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами, или покупатель и продавец являются взаимосвязанными лицами таким образом, что стоимость сделки с ввозимыми товарами приемлема для таможенных целей в соответствии с пунктом 4 данной статьи.

Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или в пользу продавца. При этом платежи могут быть осуществлены прямо или косвенно в любой форме, не запрещенной законодательством государства - члена Таможенного союза.

При невозможности определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии со статьями 6 и 7 названного Соглашения в качестве основы для определения такой стоимости может использоваться либо цена, по которой ввозимые, идентичные или однородные товары были проданы на единой таможенной территории таможенного союза (статья 8 Соглашения), либо расчетная стоимость товаров, определяемая в соответствии со статьей 9 Соглашения. Лицо, декларирующее товары, имеет право выбрать очередность применения указанных статей при определении таможенной стоимости ввозимых товаров.

В случае если для определения таможенной стоимости ввозимых товаров невозможно использовать ни одну из указанных статей, определение таможенной стоимости товаров осуществляется в соответствии со статьей 10 Соглашения.

Из материалов дела следует, что основанием отказа Новороссийской таможни в применении метода по цене сделки с ввозимыми товарами послужило отсутствие документального подтверждения заявленной обществом стоимости товара.

Между тем, как правильно указано судом первой инстанции, данный вывод таможенного органа опровергается материалами дела.

Перечень документов, подлежащих представлению в обоснование применения первого (основного) метода определения таможенной стоимости товара, утвержден приказом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 25.04.2007г. N 536.

В соответствии с положениями указанного приказа обществом вместе с декларацией в Новороссийскую таможню был представлен пакет документов, из которых следует, что расчет таможенной стоимости товара произведен обществом на основании цены товара, фактически уплаченной продавцу (контракт N ATNAN07122010 от 07.12.2010г., инвойс от 06.09.2011г., сертификат соответствия N GLL39B35N2270036, упаковочный лист от 06.09.2011г., счет от 31.08.2011г. N NGAT201108, спецификация от 07.12.2010г. N 17, Проформа NNGAT201108, специальные и общие прайс-листы, транспортные накладные, счета-фактуры, распоряжения о переводе от 15.07.2011г. N 807 и от 12.09.2011г. N 1035, паспорт сделки N101201122275006020 от 30.12.2010г., ведомость банковского контроля, договор на транспортно-экспедиционное обслуживание от 30.12.2009г. N LOG0097 и другие документы).

Представленной ведомостью банковского контроля также подтверждается, что ООО «Атлас-НТС» оплатило компании «Xiamen Nangang Stone Imp & Exp Co. Ltd.» (Китай) денежные средства за товары, поставленные по ДТ N 10317110/251011/0015799, в соответствии с суммами размера общей фактурной стоимости, указанной в графе N 22 грузовых таможенных деклараций, и суммами, указанными в инвойсах поставщика.

Таким образом, принимая во внимание, что представленные обществом в таможенный орган документы не содержат признаков недостоверности, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара была надлежащим образом подтверждена, а потому основания для отказа в ее принятии у таможенного органа отсутствовали.

Применяя шестой (резервный) метод определения таможенной стоимости товаров, таможня обязана документально, с учетом норм таможенного законодательства, подтвердить несоответствие предложенной декларантом контрактной стоимости спорных товаров, стоимости, заявленной при декларировании этих товаров.

Таможня указывает, что инвойс от 06.09.2011г. N NGAT201108 содержит информацию обо всей партии товара без разбивки по товарам. При этом в качестве единицы измерения указаны метры квадратные, тогда как количество товара N 1, согласно информации указанной в ДТ измеряется в штуках. Таким образом, не представляется возможным проверить, какое количество каждого вида товаров должны быть оплачены покупателем согласно вышеуказанному инвойсу.

Судом установлено, что в инвойсе N NGAT201108 (т. 2 л.д. 50, 87), на основании которого задекларирован товар, указано количество приобретаемого товара и четко разграничено, какой товар поставляется в кв.м., а какой в штуках. В данном случае невозможность идентификации ввезенного товара таможней не доказана.

Таможня в обоснование произведенной корректировки указала, что заявка на перевозку контейнера от 01.09.2011г. N 984 содержит информацию о весе брутто товаров N 1, 2 - 26 179 кг, однако спецификация N 17 составлена 06.09.2011г., то есть после оформления заявки. В указанной заявке содержится ссылка на инвойс N NGAT201108, тогда как дата составления указанного инвойса - 06.09.2011г., то есть на момент направления заявки инвойс не был выставлен. Таким образом, достоверность информации, представленной декларантом, вызывает сомнение.

Исследовав в судебном заседании спорные документы, суд установил, что в заказе N 984 (т. 2 л.д. 59) указано: «ПРОФОРМА NGAT201108», то есть, заказ является предварительным. Кроме того, в названном заказе ссылки на инвойс нет.

Согласно условиям контракта от 07.12.2010г. поставка товара осуществляется на основании заявок покупателя. Заявитель пояснил, что им осуществляется заказ на перевозку транспортной компании и необходимые сведения уточняются у продавца и предоставляются перевозчику. Таким образом, противоречий между названными документами не установлено.