ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 марта 2013 года Дело N А41-28353/12

Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2013 года Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2013 года Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Виткаловой Е.Н., судей Бархатова В.Ю., Мищенко Е.А., при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,

при участии в заседании: от заявителя: Минцевичус В.О., лично, предъявлен паспорт, от заинтересованного лица: Анисимова Т.А., доверенность от 11.03.2013 N39исх,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Орехово-Зуево на решение Арбитражного суда Московской области от 26.11.2012 по делу N А41-28353/12, принятое судьёй Л.В.Федуловой, по заявлению Индивидуального предпринимателя Минцевичус Виктории Олеговны (ОГРНИП 305503409000065; ИНН 503406497329) к Администрации городского округа Орехово-Зуево (ОГРН 1025004586144; ИНН 5034082667), о признании недействительным решения,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Минцевичус Виктория Олеговна (далее - заявитель, ИП Минцевичус В.О., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации городского округа Орехово-Зуево (далее - Администрация) со следующими требованиями:

- признать действия Администрации г.о.Орехово-Зуево по сокрытию и не выдаче в соответствии с порядком, определенным ст.34 Земельного кодекса РФ, постановления Администрации N1175 от 06.08.2010г. «Об утверждении акта выбора схемы расположения на кадастровом плане кадастрового квартала 50:47:001102 земельного участка, расположенного в г.о.Орехово-Зуево» незаконными;

- признать решение администрации городского округа Орехово-Зуево в виде постановления от 12.03.2012г. N269 недействительным.

Решением Арбитражного суда Московской области от 26.11.2012 заявленные требования удовлетворены в части признания недействительным постановления Администрации г.о. Орехово-Зуево N268 от 12.03.2012. В удовлетворении остальной части требований отказано.

Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции в части удовлетворенных требований, администрация обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит названный судебный акт отменить в части удовлетворения требований заявителя в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и неправильным применением судом норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель администрации поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить в части, апелляционную жалобу - удовлетворить.

ИП Минцевичус В.О. в судебном заседании возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу без - удовлетворения. Пояснила, что с судебным актом об отказе в удовлетворении требования о признании незаконными действий Администрации г.о.Орехово-Зуево по сокрытию и не выдаче в соответствии с порядком, определенным ст.34 Земельного кодекса РФ, постановления Администрации N1175 от 06.08.2010г., согласна.

Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы администрации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением Администрации города Орехово-Зуево Московской области от 01.04.2005г. N315-р Луховцу Д.А., Лушиной Р.Х., Руновой Г.Ф., Вовенко Л.И., Латыновой И.Д., Чулину Г.П., Минцевичус В.О. разрешена разработка проектной документации торговых павильонов по продаже цветов по улице Бирюкова (л.д.15).

03 августа 2005 года вышеуказанные предприниматели, в том числе ИП Минцевичус В.О., обратились в администрацию с заявлением о рассмотрении схемы размещения павильонов «Цветы» и разрешении их установки по ул. Бирюкова г.Орехово-Зуево.

23 августа 2005 года межведомственная комиссия по координации деятельности в сфере жилищных отношений по вопросу предоставления участка под строительство павильонов по продаже цветов по ул. Бирюкова приняла решение: Комитету по управлению муниципальным имуществом дать публикацию в СМИ о наличии земельного участка по ул. Бирюкова под строительство павильона.

В процессе выбора земельного участка посредством определения вариантов размещения объектов и проведения процедур согласования было установлено, что строительство на предполагаемом месте размещения объектов не возможно, в связи с наличием на участке тепловых сетей.

15 апреля 2009 года предприниматели, в том числе ИП Минцевичус В.О., повторно обратились в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка 54,0 кв.м. по ул. Бирюкова, находящегося под торговыми павильонами «Цветы» с приложением заключения теплосетевой организации.

15 мая 2009 года межведомственная комиссия по вопросу предоставления участка для размещения торговых павильонов приняла решение: одобрить дальнейшее оформление земельного участка площадью 54 кв.м. для размещения торговых павильонов с последующим выставлением на торги.

В этой связи 03.08.2009 всеми предпринимателями было подано заявление в администрацию о предоставлении в аренду земельного участка 54 кв.м. по ул. Бирюкова под нестационарными торговыми павильонами.

Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии со ст. 34 ЗК РФ определен Положением, утвержденным Решением Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево от 30.07.2009г. N 91/6.

В соответствии с п.2.1. Положения заявителям было предложено представить дополнительно документы.

30 октября 2009 года межведомственная комиссия приняла решение: отменить п.А22 протокола межведомственной комиссии от 15.05.2009г. Одобрить оформление в аренду на 360 дней участка 54 кв.м. для размещения торговых павильонов (цветы) по ул. Бирюкова после публикации в СМИ.

В соответствии с п. 2.3. Положения после положительного решения Межведомственной комиссии Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации (КУИ администрации) информирует население о возможном предоставлении земельного участка через СМИ, готовит проект постановления главы городского округа об утверждении схемы расположения земельного участка, выдает схему расположения земельного участка заявителю для организации им за свой счет кадастровых работ и осуществления им государственного кадастрового учета земельного участка.

После осуществления вышеуказанных действий в соответствии с п. 2.4. Положения принимается решение о предоставлении участка.

Постановлением Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области N1175 от 06.08.2010г. в связи с подачей индивидуальными предпринимателями Латыповой И.Д., Минцевичус В.О., Руновой Г.Ф., Вовенко Л.И., Луховцовым Д.А., Лушиной Р.Х., Чулиным Г.П. заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане утвержден акт выбора земельного участка площадью 54 кв.м, расположенного по адресу: г.Орехово-Зуево, ул.Бирюкова, для целей, не связанных со строительством, под размещение существующих нестационарных торговых павильонов (л.д.79).

В 2009 году подписан инвестиционный контракт на реализацию инвестиционного проекта по реконструкции фасада и возведению пристройки к магазину «Любимый» по адресу: г.Орехово-Зуево, ул.Бирюкова, д.41.

Предпринимателям было предложено размещение объектов и оформление земельных отношений согласно новой схеме, с чем все вышеуказанные предприниматели, за исключением ИП Минцевичус В.О., согласились.

Минцевичус В.О. обратилась в Администрацию с заявлением о выдаче постановления Администрации N1175 от 06.08.2010г., однако письмом от 23.05.2011г. ей в этом было отказано, поскольку Постановлением Администрации городского округа Орехово-Зуево N268 от 12.03.2012г. отменено Постановление N1175 от 06.08.2010г.

Считая отказ в выдаче постановления N1175 от 06.08.2010г. незаконным, а постановление Администрации городского округа Орехово-Зуево N268 от 12.03.2012 недействительным, Минцевичус В.О. обратилась в суд с настоящими требованиями.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации (часть 1).

В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

Аналогичный порядок подачи заявления предусмотрен статьей 34 ЗК РФ. Так, по правилам пункта 2 статьи 34 ЗК РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков в собственность из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

По смыслу статьи 34 ЗК РФ обращение заинтересованных лиц в уполномоченный исполнительный орган государственной власти с заявлением о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, направлено на оформление соответствующих прав данных лиц на испрашиваемые земельные участки.

При этом в силу пункта 1 указанной статьи уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

Для этого указанные органы обязаны осуществить определенные данным пунктом действия, в том числе обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.

Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии со ст. 34 ЗК РФ определен Положением, утвержденным Решением Совета депутатов городского округа Орехово-Зуево от 30.07.2009г. N 91/6.

Согласно разделу 2 Положения заинтересованными лицами подаётся заявление о предоставлении земельного участка с указанием его площади, предполагаемого местоположения, целей использования и испрашиваемого права на участок.

В рассматриваемом случае 15.04.2009 предприниматели Луховец Д.А., Лушина Р.Х., Рунова Г.Ф., Вовенко Л.И., Латынова И.Д., Чулин Г.П. и Минцевичус В.О. в порядке статьи 34 ЗК РФ обратились в администрацию с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка 54,0 кв.м. по ул. Бирюкова, находящегося под торговыми павильонами «Цветы» с приложением заключения теплосетевой организации.

Заявление рассмотрено межведомственной комиссией на предмет возможности использования участка под заявленные цели.

Решением межведомственной комиссии от 30.10.2009 одобрено оформление в аренду на 360 дней участка 54 кв.м. для размещения торговых павильонов (цветы) по ул. Бирюкова после публикации в СМИ.

В соответствии с п. 2.3. Положения после положительного решения Межведомственной комиссии Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации (КУИ администрации) информирует население о возможном предоставлении земельного участка через СМИ, готовит проект постановления главы городского округа об утверждении схемы расположения земельного участка, выдает схему расположения земельного участка заявителю для организации им за свой счет кадастровых работ и осуществления им государственного кадастрового учета земельного участка.

После осуществления вышеуказанных действий в соответствии с п. 2.4. Положения принимается решение о предоставлении участка.

Постановлением Администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области N1175 от 06.08.2010 в связи с подачей индивидуальными предпринимателями Латыповой И.Д., Минцевичус В.О., Руновой Г.Ф., Вовенко Л.И., Луховцовым Д.А., Лушиной Р.Х., Чулиным Г.П. заявлений об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане утвержден акт выбора земельного участка площадью 54 кв.м, расположенного по адресу: г.Орехово-Зуево, ул.Бирюкова, для целей, не связанных со строительством, под размещение существующих нестационарных торговых павильонов (л.д.79).

В случае осуществления государственного кадастрового учета земельного участка, пл. 54 кв.м. для размещения нестационарных торговых павильонов, начатая процедура предоставления земельного участка завершилась бы решением о предоставлении всем семи предпринимателям данного земельного участка под заявление цели в аренду. При этом со стороны арендаторов выступали бы все семеро обратившихся с соответствующим заявлением предпринимателей, включая Минцевичус В.О.

Между тем, в связи с организацией парковки перед торговым комплексом по ул. Бирюкова, д. 41 всем семи предпринимателям было предложено оформить земельный участок по ул. Урицкого.

Все вышеуказанные предприниматели, кроме Минцевичус В.О., подали заявления о предоставлении им земельного участка по ул. Урицкого, в связи с чем по данным заявлениям в порядке ст. 34 ЗК РФ была начата новая процедура предоставления земельного участка в аренду, в результате которой принято постановление администрации от 23.04.2012 N 499 о предоставлении в аренду индивидуальным предпринимателям Луховец Д.А., Лушина Р.Х., Рунова Г.Ф., Вовенко Л.И., Латынова И.Д., Чулин Г.П., Мазурину П.М. земельного участка площадью 130 кв.м. в г. Орехово -Зуево, ул. Урицкого, для размещения нестационарного объекта торговли - торгового павильона.

19 июля 2012 между названными предпринимателями и КУИ городского округа Орехово - Зуево заключен договор аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора, предметом которого является земельный участок с КН 50:47:0011002:29, площадью 130 кв.м. в г. Орехово -Зуево, ул. Урицкого, для размещения нестационарного объекта торговли - торгового павильона.

Таким образом, в связи с вышеизложенными обстоятельствами предоставление земельного участка площадью 54 кв.м. по ул. Бирюкова всем обратившимся с таким заявлением предпринимателям под размещение их торговых объектов уже не требовалось.

Порядок предоставления земельного участка для целей, не связанных со строительством, носит заявительный характер.

Апелляционный суд считает, что в соответствии с нормами статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации законное право на получение испрашиваемых земельных участков имеют граждане, по заявлению которых формировались земельные участки, в связи с чем у администрации отсутствуют правовые основания для предоставления земельного участка площадью 54 кв.м. по ул. Бирюкова только ИП Минцевичус В.О., поскольку предприниматель единолично не обращалась в администрацию с заявлением о предоставлении указанного земельного участка, для размещения ее павильона в отсутствие павильонов других заявителей земельный участок площадью 54 кв.м. - не обоснован.

Сохранение в силе постановления от 06.08.2012 N 1175, которым утверждены акт выбора земельного участка, площадью 54 кв.м. под размещение нестационарных торговых павильонов, а также схема расположения земельного участка по ул. Бирюкова, изданного в связи с подачей заявления 7 предпринимателями для размещения их нестационарных павильонов, влечет возможность постановки земельного участка на кадастровый учет и разрешения вопроса о предоставлении его в аренду всем семерым предпринимателям.

Поскольку в силу вышеизложенных обстоятельств у шести из них не имеется намерений заключать такой договор аренды, а Минцевичус В.О. с отдельным заявлением не обращалась, администрация обоснованно отменила постановление от 06.08.2012 N 1175, учитывая, что права на его основании относительно земельного участка еще не возникли.

В силу пункта 1 статьи 65, статьи 199 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Заявитель по делам об оспаривании ненормативных правовых актов обязан представить доказательства того, что его права и законные интересы нарушены оспариваемым актом.

В нарушение указанных норм такие доказательства заявителем не представлены.

С учетом изложенного у арбитражного суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения требований предпринимателя о признании незаконным постановления администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области от 12.03.2012 N 268 «Об отмене постановления администрации городского округа Орехово-Зуево Московской области от 06.08.2010 N1175 «Об утверждении акта выбора схемы расположения на кадастровом плане квартала 50:47:0011002: земельного участка, расположенного в городском округе Орехово-Зуево Московской области по адресу: г.Орехово-Зуево, ул.Бирюкова».

При указанных обстоятельствах, обжалуемый судебный акт в обжалуемой части подлежит отмене, требования заявителя - оставлению без удовлетворения с отнесением расходов по уплате госпошлины на заявителя. Решение в части взыскания с Администрации г.о. Орехово-Зуево в пользу ИП Минцевичус Виктории Олеговны судебных расходов по уплате госпошлины в размере 100 руб. также следует отменить.

Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области по делу N А41-28353/12 от 26 ноября 2012 отменить в обжалуемой части.

В удовлетворении требования о признании недействительным постановления Администрации городского округа Орехово-Зуево N 268 от 12.03.2012 отказать.

Отменить решение в части взыскания с Администрации г.о. Орехово-Зуево в пользу ИП Минцевичус Виктории Олеговны судебных расходов по уплате госпошлины в размере 100 руб.

     Председательствующий
Е.Н.Виткалова
Судьи
В.Ю.Бархатов
Е.А.Мищенко

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

файл-рассылка