Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 13 июня 2001 года N А45-443/01-СА/2


[Требование истца - бюджетной организации к ИМНС о возврате из бюджета суммы штрафа за нецелевое использование бюджетных средств, списанной ответчиком в бесспорном порядке, удовлетворено судом, т.к. бесспорный порядок взыскания штрафных санкций признан Конституционным Судом РФ противоречащим конституции РФ. В отношении требований о признании недействительным ненормативного акта Управления Федерального Казначейства по НСО прекращено за неподведомственностью]
(Извлечение)

___________________________________________________________________
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01 октября 2001 года N Ф04/2937-955/А45-2001 решение от 13.06.01 отменено в части и в этой части направлено на новое рассмотрение

____________________________________________________________________     


Арбитражный суд Новосибирской области в составе: председательствующего..., судья: ..., рассмотрел дело по иску Института неорганической химии СО РАН г.Новосибирск к 1.Управлению федерального казначейства МФ РФ по Новосибирской области г.Новосибирск;     2. Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Советскому району г.Новосибирск о признании недействительными акта, представления, уведомления, о возврате 34544,21 руб. при участии в заседании представителей: от истца: ..., от ответчика: ...,

Иск предъявлен Институтом неорганической химии СО РАН (Институт) к Управлению федерального казначейства по Новосибирской области (УФК) о признании недействительными ненормативных актов: акта проверки от 21.06.2000г., представления N 59 от 31.07.2000г., уведомлений N 53 и N 54 от 31.07.2000г., и о возврате из бюджета излишне взысканных сумм штрафа в сумме 34544, 21 руб.

По ходатайству истца в соответствии со ст. 36, 37 АПК РФ к участию в деле привлечен второй ответчик - Инспекция МНС РФ по Советскому району г.Новосибирска (ИМНС), и изменены исковые требования:

1.К ИМНС предъявлено требование о возврате из бюджета суммы штрафа 36078,74 руб., списанного в бесспорном порядке по инкассовому поручению N 13297 от 17.08.2000г.

2. К УФК предъявлено требование о признании недействительными уведомления N 53 от 31.07.2000г. об уменьшении финансирования на сумму 21878 руб. и N 54 от 31.07.2000г. об уменьшении финансирования на сумму 35984,2 руб.

От исковых требований в части признания недействительными акта проверки целевого использования средств федерального бюджета от 21.06.200Ог. и представления УФК N 59 от 31.07.2000г. истец заявил отказ, который в соответствии со ст. 37 АПК РФ принят судом, как заявленный правомерно и не нарушающий прав и законных интересов каких-либо лиц.

Ответчики иск не признали.

Представитель УФК пояснил, что оспариваемые акты: предписания NN 53, 54 от 31.07.2000г., не являются ненормативными актами, подлежащими рассмотрению в арбитражном суде, так как не содержат обязательных для исполнения властных предписаний для истца, а адресованы Министерствам - распорядителями бюджетных средств с предложением об уменьшении истцу финансирования.

Представитель ИМНС пояснил. что штраф в сумме 36078,74 руб. за нецелевое использование бюджетных средств был им списан в бесспорном порядке на основании предписания N 59 от 31.07.2000г. в соответствии с Указом Президента РФ N 1556 от 08.12.92г. (далее Указ N 1556) и Положения "О федеральном казначействе РФ", утв. постановлением Правительства РФ от 27.08.93г. N 864 (далее постановление Правительства N 864).

Заслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

     установил:

УФК провело проверку целевого использования средств федерального бюджета Институтом за период с июля 1999 года по март 2000 года и выявило нарушения, выразившиеся в нецелевом использовании бюджетных средств во 2-полугодий 1999 года. отразив их в акте проверки от 21.06.2000г.

По результатам проверки УФК направило в адрес Министерства науки и технологий РФ уведомление N 53 от 31.07.2000г. о нецелевом использовании истцом бюджетных средств на сумму 21878 руб. с предложением уменьшить на эту сумму последующее финансирование.

В адрес Российского фонда фундаментальных исследований УФК направило аналогичное уведомление N 54 от 31.07.2000г. на сумму 35984,2 руб.

Кроме того, в адрес ИМНС было направлено представление N 59 от 31.07.2000г. с предложением взыскать с истца штраф за нецелевое использование бюджетных средств в сумме 36078,74 руб., который и был взыскан ИМНС с истца в бесспорном порядке по инкассовому поручению N 13297 от 07.08.2000 г.

Суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично: в части возврата из бюджета штрафа в сумме 36078,74 руб.

Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации от 08.12.92 N 1556 взыскание сумм санкций осуществляется органами налоговой службы России в 3-х дневный срок по представлению органов казначейства. Вместе с тем правовые нормы, предоставлявшие налоговым органам полномочия по бесспорному взысканию штрафным санкций, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 года по делу по проверке конституционности подпунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции", а также определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 06.11.97 N 111-О и от 04.02.99 N 17-О. Вывод Конституционного Суда Российской Федерации о невозможности бесспорного списания налоговыми органами сумм штрафов распространяется на санкции, предусмотренные как налоговым законодательством, так и иными законодательными актами. Направление органами федерального казначейства в налоговые органы представлений о взыскании штрафных санкций является составной частью процедуры их бесспорного списания, которая не подлежит применению ввиду несоответствия Конституции Российской Федерации.

Из пункта 2 статьи 284 Бюджетного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 01.01.2000, также не следует право органов казначейства на бесспорное взыскание штрафов за нецелевое использование бюджетных средств.

В соответствии со статьей 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в случае, если признание нормативного акта неконституционным создало пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Конституция Российской Федерации. Согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Таким образом, при отсутствии у органов федерального казначейства полномочий и у налоговых органов по бесспорному (внесудебному) взысканию штрафных санкций, последние подлежат взысканию в судебном порядке.

Таким образом, сумма штрафа в размере 36078 руб. 74 коп., взысканная налоговым органом в бесспорном порядке, подлежит возврату истцу, как взысканная неправомерно.

Дело в части исковых требований о признании недействительными уведомлений N 53 и N 54 от 31.07.2000г. подлежит прекращению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 22 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, вытекающим из административных правоотношений, в том числе, о признании недействительными ненормативных актов государственных органов.

Обязательными признаками ненормативного акта являются наличие в нем обязательных для исполнения властных предписаний, обращенных к индивидуально определенным лицам, нарушающих их права и законные интересы и несоответствующих законам.

Оспариваемые истцом уведомления N 53 и N 54 не отвечают указанным требованиям:

а) они обращены не к истцу, а адресованы Министерствам - распорядителям бюджетных средств, что подтверждается сопроводительными письмами от 31.07.2000г. N Н4-08-07/4029 и Н4-08-07/4031;

б) не содержат обязательных для истца властных предписаний, так как являются уведомлениями, вынесенными в соответствии с письмом МФ РФ и ГУФК от 04.10.95г., N 3-Е1-5.

Согласно этому письму УФК предоставлено право зачесть сумму средств, использованных по нецелевому назначению, в счет последующего финансирования на основании предписаний с уведомлением соответствующих Министерств и ведомств.

в) не нарушают прав и законных интересов истца.

С 01.01.2000г. в соответствии со ст.285, 289 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) органам федерального казначейства предоставлено право бесспорного списания бюджетных средств с лицевых счетов получателей на основании постановления, вынесенного в 10-девный срок после составления акта проверки.

Ни предписание об уменьшении финансирования, ни постановление о списании денежных средств по настоящему делу не выносились.

Оспариваемые уведомления реально не повлекли для истца отрицательных последствий в виде уменьшения ему финансирования, следовательно они не нарушают его прав и законных интересов.

Таким образом, оспариваемые истцом уведомления NN 53, 54 не являются ненормативнымм актами, дело в отношении которых подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 85, 124-127, 132, 134 АПК РФ, арбитражный суд

     решил:

Иск удовлетворить частично.

Возвратить институту неорганической химии СО РАН из бюджета денежные средства в сумме 36078 руб.74 коп, списанные в качестве штрафа в бесспорном порядке Инспекцией МНС РФ по Советскому району г.Новосибирска по инкассовому поручению N 13297 от 07.08.2000г.

Дело в части признания недействительными акта проверки от 21.06.2000г. и предписания УФК по Новосибирской области N 59 от 31.07.2000г. прекратить на основании п.6 ст. 85 АПК РФ.

В остальной части депо прекратить на основании п.1 ст. 85 АПК РФ.

исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

     Председательствующий
...
Судьи
...

     Текст документа сверен по:
официальная рассылка