Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 18 мая 2001 года N А45-3625/01-СА/155


[В иске о признании недействительным постановления таможни по делу о нарушении таможенных правил и привлечении истца - ЗапСибЖД к ответственности по ст. 274ТК РФ отказано. Поскольку именно истец обязан осуществлять радиационный контроль перемещаемых грузов]
(Извлечение)

____________________________________________________________________

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 ноября 2001 года N Ф04/3520-1201/А45-2001 решение от 18.05.2001 и постановление апелляционной инстанции от 20.08.2001 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-3625/01-СА/155 оставлены без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения

____________________________________________________________________


Арбитражный суд Новосибирской области в составе: председательствующего: …, судей: ..., рассмотрел в судебном заседании дело по иску ФГУП "ЗСЖД" г.Новосибирск к Новосибирской таможне г.Новосибирск о признании недействительным постановления, при участии в заседании представителей: от истца: ..., от ответчика: ...

Сущность спора: иск предъявлен о признании недействительным Постановления Новосибирской таможни по делу о нарушении таможенных правил от 06.02.2001г.

Ответчик иск не признал, мотивируя тем, что Постановление законно и обоснованно, и просит применить срок исковой давности, установленный ст. 371 ТК РФ, поскольку решение по жалобе Сибирским таможенным управлением принято 12.03.2001г., истец обратился в суд 22.03.2001г.

Истец просит указанный срок восстановить, представив документы о том, что решение было отправлено в его адрес Сибирским таможенным управлением 13.03.2001г.

Суд находит ходатайство подлежащим удовлетворению, считает возможным в соответствии с ч. 3 ст. 371 ТК РФ восстановить срок на обжалование спорного постановления.

Из материалов дела и пояснений представителей сторон в судебном заседании установлено:

18.05.2000г. в адрес ЗАО "Роножи-Центр" г.Новосибирск из республики Казахстан прибыл груз - оцинкованное железо в рулонах в железнодорожном вагоне N 60522034.

При проведении досмотра данного груза в Новосибирской таможне был проведен радиационный контроль груза и транспортного средства, в результате проведения радиационного контроля на поверхности ж/дорожного вагона получено заключение санитарно-эпидемиологического надзора в Новосибирской области N 7/0899 от 19.05.2000г., согласно которого уровень мощности гамма-излучения составил 0,058 до 0,520 мР/час, что явилось превышением фоновых значений гамма-излучения, т.к. норма составляет 0,020 мР/час.

По данному факту 30.05.2000г. должностным лицом Новосибирской таможни был составлен протокол о НТП, ответственность за которое предусмотрена ст. 274 ТК РФ.

06.02.2001г. в отношении ФГУП "Западно-Сибирская железная дорога” было вынесено Постановление о привлечении к ответственности по ст. 274 ТК РФ - несоблюдение порядка применения мер экономической политики и других ограничений при перемещении товаров через таможенную границу РФ и наложено взыскание в виде штрафа в размере 50% стоимости товара, являющегося непосредственным объектом правонарушения - 33132 руб. 50 коп. (из дела о НТП следует, что слово товара указано ошибочно, фактически штраф исчислен исходя из рыночной стоимости транспортного средства - вагона, являющегося объектом правонарушения).

Оспаривая постановление таможенного органа истец ссылается на то, что Западно-Сибирской железной дорогой указанный вагон принят от железной дороги республики Казахстан, которой вагон принимался к перевозке и проверку на соответствие вагона действующим стандартам должна проводить Казахская железная дорога.

Принятый истцом вагон полностью соответствовал стандартам и Правилам технической эксплуатации железных дорог РФ, техническим и технологическим требованиям. В приеме вагона от Казахской железной дороги истец отказать не мог, т.к. в сопроводительных документах нет указаний на наличие в вагоне опасного груза.

Согласно Письма ГТК РФ N 01-15/13723 от 30.06.98г. при обнаружении на пограничных пунктах пропуска товаров и транспортных средств повышенного радиоактивного излучения товаров и транспортных средств, если это не подтверждается сопроводительными документами, возвращаются таможенным службам сопредельных государств, с территории которых поступили эти товары, а согласно п.3.3 "Типовой технологии взаимодействия таможенных органов и ж/дороги администраций государств участников СНГ при таможенном оформлении и контроле товаров, перемещаемых ж/дорожным транспортом" именно должностное лицо пограничного таможенного поста принимает решение о возврате или решении ввоза на территорию РФ ввезенного груза и транспортного средства.

Согласно п.4 "Положения о пунктах пропуска через государственную границу РФ", утвержденного Постановлением Правительства N 60 от 19.01.98 для соблюдения установленных правил пересечения государственной границы, перемещения через нее грузов, товаров и транспортных средств соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пунктах пропуска в установленном порядке создаются подразделения органов пограничного, таможенного, ветеринарного, фитосанитарного и др. контроля, т.е. при пересечении границы должен быть проведен контроль всеми указанными подразделениями, в том числе таможенными и санитарно-эпидемиологическими.

Таким образом, на железную дорогу обязанности по осуществлению радиационного контроля законодательством не возложены и они не имеют в своем распоряжении средств такого контроля.

Возражая против заявленных требований, ответчик пояснил:

- истец привлечен к ответственности по ст. 274 ТК РФ за перемещение через таможенную границу РФ транспортного средства в отношении которого применяются установленные законодательством РФ ограничения, в нарушении установленного порядка применении этих ограничений;

- при проведении радиационного контроля вагона N 60522034, прибывшего в адрес ЗАО "Роножи-центр" Центром Государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Новосибирской области было установлено превышение фоновых значений гамма-излучения;

- в соответствии со ст. 9 ФЗ "О радиационной безопасности населения" государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов и иных документов по радиационной безопасности;

- в соответствии с п.3.1.2. Норм радиационной безопасности (НРБ-99), утвержденными Главным государственным санитарным врачом РФ 02.07.99г., установлен предел эффективной дозы облучения, согласно вышеназванного заключения уровень мощности гамма-излучения на поверхности вагона N 60522034 превышает установленный предел почти в 10 раз;

- в соответствии со ст.10 Транспортного устава железных дорог РФ предназначенный для перевозок грузов подвижной состав независимо от его принадлежности должен удовлетворять требованиям соответствующих стандартов;

- согласно ст. 30 Ф3 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарная охрана территории РФ направлена на предотвращение ввоза на территорию РФ радиоактивных веществ, представляющих опасность для человека, согласно ст. 16 этого же закона продукция, ввозимая на территорию РФ не должна оказывать вредного воздействия на человека и среду обитании;

- в соответствии с "Положением о деятельности санитарно-карантинного поста в пунктах пропуска на пограничных железнодорожных станциях и вокзалах", утвержденным Приказом Министерства путей сообщения РФ от 15.12.99г. N ЦУВС-717 в пунктах пропуска через государственную границу РФ на пограничных железнодорожных станциях и вокзалах создается санитарно-карантинный пост (ПСКП), являющийся подразделением Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора на железной дороге, объектами этого контроля являются ж/дорога, транспортные средства и перевозимые грузы (п.19 Положения).

Санитарно-карантинный контроль осуществляется после завершения пограничного, но до начала таможенного контроля с последующим разрешением (ограничением или запрещением.) на их ввоз на территорию РФ (п.21 Положения).

Суд считает, что иск удовлетворению не подлежит, при этом исходит из следующего:

- объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 274 ТК РФ, выражается в перемещении через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, в отношении которых применяются меры экономической политики и другие ограничения, в нарушении установленного порядка применения этих мер и ограничений.

Основания для установления ограничений на ввоз в РФ товаров и транспортных средств, изложенные в ст. 21 ТК РФ не являются исчерпывающими и могут устанавливаться законодательными актами РФ и международными договорами.

Согласно ст. 30 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарная охрана территории РФ направлена на предотвращение ввоза на территорию РФ радиоактивных веществ, представляющих опасность для человека.

В соответствии с "Положением о деятельности санитарно-карантинного поста в пунктах пропуска на пограничных железнодорожных станциях и вокзалах", утвержденного приказом МПС РФ от 15.12.99г. N ЦУВС-717 в пунктах пропуска через государственную границу РФ на пограничных железнодорожных станциях и вокзалах создаются санитарно-карантинные посты, объектами их контроля являются железная дорога, транспортные средства и перевозимые грузы (п.19 Положения), в том числе непосредственный досмотр транспортных средств осуществляется после прохождения пограничного, но до начала таможенного контроля.

В соответствии со ст.9 Ф3 "О радиационной безопасности населения" государственное нормирование в этой области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем  установления  санитарных  правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности и иных документов по радиационной безопасности. Указанные санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы утверждаются федеральным органом исполнительной власти по санитарно-эпидемиологическому надзору. Так 02.07.99г. Главным государственным врачом утверждены "Нормы радиационной безопасности", которыми установлен предел эффективной дозы обучения для населения. Согласно заключению Центра Государственно-эпидемиологического надзора по Новосибирской области N 710899 от 19.05.2000г. уровень мощности гамма-излучения на поверхности вагона 60522034 превышает установленные пределы почти в 10 раз.

Требования соблюдения норм радиационной безопасности обязательны для всех юридических и физических лиц. На железнодорожном транспорте радиационный контроль осуществляется санитарно-карантинными постами.

Истец как перевозчик является участником таможенных правоотношений, а следовательно обязан соблюдать все установленные законодательными актами ограничения на ввоз на таможенную территорию РФ транспортных средств, в том числе касающиеся радиационной безопасности.

На основании изложенного доводы истца по иску суд считает несостоятельными. Факт совершения правонарушения нашел подтверждение в судебном заседании.

В связи с отказом в иске госпошлина возврату истцу не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 95, 124-127, 134 АПК РФ, суд

решил:

В иске отказать.


Председательствующий
...

Судьи
 ...

Текст сверен по:
официальная рассылка