• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 20 декабря 2004 года Дело N А45-12090/04-СА46/36

[Решение ИМНС о доначислении сумм НДС признано судом недействительным. Суд указал, что утверждение налогового органа о том, что передача векселей налогоплательщиком в счет оплаты приобретенных товаров является операцией по реализации ценных бумаг, освобождаемой от налогообложения, необоснованно]
(Извлечение)

____________________________________________________________________
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 июня 2005 года N Ф04-3835/2005(12285-А45-25) решение от 20.12.2004 и постановление от 04.03.2005 апелляционной инстанции Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-12090/04-СА46/36 оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения

____________________________________________________________________

Арбитражный суд Новосибирской области в составе: судья: ..., рассмотрев в судебном заседании дело по иску ЗАО «Н…» к заинтересованному лицу: Инспекция МНС РФ по Центральному району г.Новосибирска о признании недействительными ненормативных правовых актов государственного органа , при участии в судебном заседании представителей: от истца:…, от ответчика:…, от третьих лиц: …

Заявитель- ЗАО «Н…» (далее - ЗАО «Н…») обратился в суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов налогового органа - решения N 878 от 17.06.2004г. в части доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 1215294 руб. и требования об уплате налога N 550 от 29.06.2004г., вынесенное Инспекцией МНС РФ по Центральному району г.Новосибирска в отношении ЗАО «Н…».

Свое заявление заявитель обосновывает тем, что налоговый орган ссылаясь на п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ считает, что поскольку покупаемый ЗАО «Н…» товар оплачивался векселями, то налогоплательщик для применения налоговых вычетов должен был определять пропорцию необлагаемого оборота к облагаемому налогом на добавленную стоимость и применять вычет только в отношении облагаемых оборотов. При этом налоговый орган ссылается на подпункт 12 пункта 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ о том, что реализация ценных бумаг освобождается от налога на добавленную стоимость. Кроме того, содержащиеся в оспариваемом решении расчеты сумм доначисленного налога, произведенные налоговым органом методологически неверны.

Заинтересованное лицо-Инспекция МНС РФ по Центральному району г.Новосибирска ( далее-налоговый орган) не согласно с заявленными требованиями, считает вынесенные ненормативные правовые акты законными и обоснованными. В своем отзыве налоговый орган считает, что ЗАО «Н…» в проверяемом периоде наряду с облагаемыми оборотами осуществляло операции по реализации векселей не облагаемые НДС. Предприятие осуществляло оптовую торговлю товарами и реализацию векселей. В соответствии с п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ предприятие не производило расчета сумм налога, которые принимаются к вычету либо учитываются в стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению - по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых налогов, так и не подлежащих налогообложению операций. Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров, операции по реализации которых подлежат налогообложению ( освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров(работ, услуг), отгруженных за налоговый период. В ходе проверки налоговым органом были распределены в порядке, установленном п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ общехозяйственные расходы, которые невозможно напрямую отнести только к реализации товаров, тогда как налогоплательщик осуществлял операции, освобожденные от налогообложения (реализация векселей).

В процессе рассмотрения дела объявлялся перерыв.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, участвующих в деле, суд находит заявление подлежащим удовлетворению и при этом исходит из следующего.

Как видно из материалов дела, 18.03.2004г. ЗАО «Н…» представило в Инспекцию МНС РФ по Центральному району г.Новосибирска заявление о внесении изменений и дополнений в налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за февраль-декабрь 2003г.

Инспекцией МНС РФ по Центральному району г.Новосибирска было принято решение N 878 от 17.06.2004г.,согласно которого был доначислен налог на добавленную стоимость в сумме 1215294 руб. 00 коп. На основании решения было Инспекцией МНС РФ по Центральному району г.Новосибирска выставлено требование N 550 от 29.06.2004г. об уплате налога.

В решении налоговый орган указал, что в проверяемом периоде ЗАО «Н…» осуществляло операции по передаче векселей по договорам купли-продажи поставщикам работ и услуг. В соответствии со ст. 39 Налогового кодекса РФ данные операции признаются для целей налогообложения реализацией, так как происходит переход права собственности на эти векселя от предприятия к третьим лицам.

В соответствии с подпунктом 12 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ реализация ценных бумаг освобождается от налога на добавленную стоимость.

В соответствии с пунктом 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции в том случае, когда данные товары (работы, услуги) приходятся как на облагаемые НДС обороты, так и на освобождаемые от налогообложения операции принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам) используемым для осуществления как облагаемых налогов, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

По мнению налогового органа, оплата векселями - самостоятельная реализация товара, не облагаемая НДС, следовательно, вычеты, указанные в налоговой декларации применены неверно и налоговым органом ЗАО «Н...» был доначислен НДС.

ЗАО «Н…О» с позиций налогового органа не согласен и обратился в суд.

Согласно п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработке вне таможенной территории в отношении:

1. товаров ( работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 ст. 170 Налогового кодекса РФ;

2. товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Пунктом 1 ст. 172 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные ст. 171 Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 ст. 171 Кодекса.

Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, установленных ст. 171 Кодекса и при наличии соответствующих первичных документов.

Налоговый орган не опровергает факт наличия у ЗАО «Н…» счетов-фактур, факт оплаты приобретенных товаров (работ, услуг) по общехозяйственным расходам и факт принятия их к учету, но, ссылаясь на п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ, считает, что часть НДС по товарам (работам, услугам), относящимся к общехозяйственным расходам, не должна приниматься к вычету, поскольку эти товары(работы, услуги) приобретались ЗАО «Н…» и использовались для осуществления операций, как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению.

При исследовании материалов дела установлено, что ЗАО «Н...» осуществляло оптовую торговлю материалами, сырьем, оборудованием, согласно заключенным договорам купли-продажи. Согласно условиям договоров ЗАО «Н...» производило оплату за продукцию, как денежными средствами, так и векселями 3-их лиц. ЗАО «Н...» передавало в оплату за товар простые банковские векселя и векселя, полученные от покупателей.

Налоговое законодательство предусматривает, что товары(работы, услуги) могут оплачиваться векселями (п. 2 ст. 172 и п. 2 ст. 167 Налогового кодекса РФ). Налоговый орган не доказал, что ЗАО «Н...» осуществляло операции, не облагаемые НДС, в частности то, что оплата за приобретаемые товары векселями является реализацией ценных бумаг и должны применяться правила, установленные п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ.

Ни указанной нормой, ни иными нормами налогового законодательства не предусмотрено, что передача векселей в оплату за товары должна рассматриваться как операция по реализации ценных бумаг, не облагаемая НДС.

ЗАО «Н...» не является профессиональным участником рынка ценных бумаг, не преследовало цели извлечения дохода от предоставленных взаймы банку денежных средств и не осуществляло деятельности на финансовом рынке, следовательно, в данной ситуации, исходя из договоров, заключенных ЗАО «Н...» вексель являлся средством платежа для расчета с поставщиками за полученные товары (работы, услуги).

Согласно абзацу 9 п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право не применять положения пункта 4 к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на производство товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5% общей величины совокупных расходов. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров, используемых в производстве товаров (работ, услуг) в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, установленным ст. 171 Налогового кодекса РФ.

ЗАО «Н...» с февраля по декабрь 2003 года не осуществляло реализацию или производство векселей и не имело место превышение 5% барьера в общей сумме расходов на производство.

Ни статьей 170 Налогового кодекса РФ, ни другими нормами налогового законодательства не предусмотрено, что пропорция по облагаемым и не облагаемым операциям должна применяться к общехозяйственным расходам.

Суд согласен с позицией заявителя о том, что ст. 170 Налогового кодекса РФ, определяющая порядок отнесения сумм НДС на затраты по производству и реализации должна относить затраты с конкретными товарами (работами, услугами).

Приказом Минфина РФ от 10.12.2002г. N 126н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02» определен порядок отражения в бухгалтерском учете операций, связанный с обращением ценных бумаг, в том числе векселей. Данным порядком предусмотрен учет доходов и расходов операций с ценными бумагами, отличный от учета доходов и расходов при реализации товаров (работ, услуг). В ПБУ 19/02 определено, что фактическими затратами на приобретение активов в качестве финансовых вложений являются:
- суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу;
- суммы, уплачиваемые организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением указанных активов;
- вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации или иному лицу, через которое приобретены активы в качестве финансовых вложений;
- иные затраты, непосредственно связанные с приобретением активов в качестве финансовых вложений.

Как видно из перечня, общехозяйственные расходы не включаются в состав затрат на приобретение векселей, то есть не образуют его себестоимость.

ЗАО «Н...» учитывало векселя на счете 58 «Финансовые вложения», согласно ПБУ 19/02, на котором отражается балансовая стоимость векселей. Счет 58 «Финансовые вложения» не корреспондирует со счетом 26 «Общехозяйственный расходы», который предназначен для обобщения информации о расходах для нужд управления, не связанных непосредственно с производственным процессом, в частности по обращению ценных бумаг. Таким образом, нормативными актами по бухгалтерскому учету предусмотрен порядок учета доходов и затрат операций с ценными бумагами, отличный от учета доходов и затрат при реализации товаров (работ, услуг) и как видно из материалов дела ЗАО «Н...» расходы, связанные с векселями учитывало раздельно, согласно правилам бухгалтерского учета.

Налоговый орган в своем решении N 878 от 17.06.2004г. и требовании N 550 от 29.06.2004г. указал, подлежащую уплате сумму НДС в размере 1215294 руб.

В соответствии с пунктом 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ пропорция определяется как соотношение облагаемого ( необлагаемого) оборота к общей сумме оборота.

В нарушение указанной нормы налоговый орган неправильно определил пропорцию, соотнеся не общую сумму выручки, включая стоимость векселей, а только выручку от реализации товаров (работ, услуг) операции по которым облагаются НДС.

В судебном заседании налоговым органом были представлены письменные пояснения, в которых был указан расчет доначисленного налога в размере 868546 руб. и представлена копия решения от 19.11.2004г. о внесении изменений в решение N 878 от 17.06.2004г., где указано, что в размере суммы доначисленного налога была допущена техническая ошибка. Суд считает, что налоговый орган признал факт неверного исчисления налога, указанного в оспариваемых ненормативных актах налогового органа - решении N 878 от 17.06.2004г. и требовании N 550 от 29.06.2004г.об уплате налога.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что оспариваемые акты налогового органа являются недействительными, так как приняты с нарушением норм налогового законодательства.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 180,201 Арбитражного процессуального кодекса, суд

решил:

Заявление ЗАО «Н…» удовлетворить.
Признать недействительным решение N 878 от 17.06.2004г. и требование об уплате налога N 550 от 29.06.2004г., вынесенное Инспекцией МНС РФ по Центральному району г.Новосибирска в отношении ЗАО «Н…».
После вступления решения в законную силу выдать заявителю справку на возврат из федерального бюджета Российской Федерации расходов по оплате госпошлины в сумме 2000 рублей.
Решение арбитражного суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию арбитражного суда Новосибирской области.

Судья:
...

Текст документа сверен по:
официальная рассылка

Номер документа: А45-12090/04-СА46/36
Принявший орган: Арбитражный суд Новосибирской области
Дата принятия: 20 декабря 2004

Поиск в тексте