АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 19 апреля 2007 года Дело N А45-18186/06- 39/557


[Требования налогоплательщика о признании недействительным решения ИФНС о доначислении налога на прибыль, пени и штрафов за его неполную уплату, удовлетворены. Суд, отклонив доводы налогового органа, признал правильной позицию заявителя, включившего доходы от реализации амортизируемого имущества в том периоде, в котором была произведена гос. регистрация права собственности покупателя, а не в период подписания договора купли-продажи и актов]
(Извлечение)

____________________________________________________________________

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05 сентября 2007 года N Ф04-5692/2007(37734-А45-40) решение от 19.04.2007 Арбитражного суда Новосибирской области  по делу N А45-18186/06-39/557 отменено в части отнесения в состав внереализационных расходов убытков прошлых лет суммы 23455 руб. и в этой части принято решение об отказе в удовлетворении требований, а также в части признания незаконным доначисления налога на прибыль в сумме 66377,52 руб. - в этой части дело направлено на новое рассмотрение. В остальной части решение оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения

____________________________________________________________________

     

Арбитражный суд Новосибирской области в составе: судья: ..., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Э» к инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска о признании частично недействительным решения N 89 от 26 сентября 2006 года, при участии в заседании представителей: от истца: ..., от ответчика: ...,

     установил:

Закрытое акционерное общество «Э» обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска N 89 от 26 сентября 2006 года в части привлечения к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа по налогу на прибыль в сумме 930652 руб. 27 коп., по налогу на имущество в сумме 1899 руб. 40 коп., предложения уплатить налог на прибыль в сумме 4666369 руб. 74 коп. и соответствующую пеню по налогу на прибыль как несоответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.

Налоговый орган, считая, что требования общества необоснованные, просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд установил следующее.

Налоговый орган в ходе выездной налоговой проверки по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах закрытым акционерным обществом «Э» (далее по тексту ЗАО «Э») за период с 01 января 2003 года по 31 декабря 2005 года установил неполную уплату налогов на прибыль, имущества в результате занижения налоговой базы.

По результатам проверки составлен акт и принято решение N 89 от 26 сентября 2006 года, в том числе, о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа по налогу на прибыль в сумме 930652 руб. 27 коп., по налогу на имущество в сумме 1889 руб. 40 коп., об уплате налога на прибыль в сумме 4666369 руб. 74 коп. и соответствующе      пени по налогу на прибыль.

Оспариваемым решением обществу за 2005 год доначислен налог на прибыль в сумме 3477556 руб. 83 коп., соответствующая пеня и общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 695511 руб. 37 коп. Нарушения, повлекшие за собой взыскание указанных сумм, отражены в пунктах 2.1.3, 2.9.3, 2.10.3, 2.13.3. акта.

Решением зафиксировано (пункты 2.1.3, 2.9.3, 2.13.3 акта), что в нарушении статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации предприятием неверно отражена сумма выручки от реализации амортизируемого имущества. В соответствии с указанной статьей доходы признаются в том отчетном (налоговом периоде), в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления). В составе доходов, связанных с реализацией амортизируемого имущества, по налогу на прибыль за 2005 год не включена выручка от реализации амортизируемого имущества (нежилые помещения, расположенные в зданиях корпусов «А» и «В» цеха 39), в размере 21707254,9 руб., а также необоснованно занижены расходы на сумму 301944 руб. (пп.4 п.2.9.3 решения), поскольку неверно отражена остаточная стоимость реализованного амортизируемого имущества, завысило прочие расходы на сумму 840 руб. (пп.8 п.2.9.3 решения), занизило расходы в размере 893257 руб. 67 коп. (пп.10 п.2.9.3 решения). По мнению налогового органа у организации - продавца недвижимого имущества возникает обязанность по уплате налога на прибыль организаций с момента передачи объекта недвижимости покупателю по акту приема-передачи основных средств, вне зависимости от даты государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а так же без учета требований Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», где дается указание на применение унифицированных форм первичных документов, утвержденных постановлением Госкомстата Российской Федерации.

Налогоплательщик, оспаривает выводы налогового органа в части не включения выручки в сумме 15620880 руб. от реализации амортизируемого имущества - нежилых помещений, расположенных в здании корпуса «А» цеха 39 по договорам купли-продажи, заключенным с Р…Л.И., М…А.А., М…Ф.Г., П…К.И., ООО «И», Ч…А.С., С…М.Н., А… П.М., в здании корпуса «В» цеха N 39 по договору купли-продажи, заключенному с ООО Компания «Р», занижения расходов в сумме 248775 руб. 35 коп., завышения прочих расходов на сумму 674 руб., занижения расходов на сумму 893257 руб. 67 коп.

Данное нарушение повлекло за собой доначисление налога на прибыль за 2005 год в сумме руб., пени по налогу на прибыль в сумме руб. коп., привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме руб.

ООО «Э» считает, что обязанность по уплате налога на прибыль организаций возникает с даты государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, акты приема-передачи, на которые ссылается налоговый орган, не отвечают требованиям Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», где дается указание на применение унифицированных форм первичных документов, утвержденных постановлением Госкомстата Российской Федерации. Порядок признания доходов при методе начисления определен статьей 271 Налогового кодекса Российской Федерации. Датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказанием услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. Из чего следует, что реализация для целей налогообложения напрямую связана с передачей права собственности. Передача собственности представляет процесс, который связан с моментами возникновения, перехода и прекращения права собственности. В Налоговом кодексе отсутствует понятие «передача права собственности», имеющее значение, отличное от понятия и терминов гражданского законодательства. Именно гражданское законодательство имеет своим предметом вопросы регулирования имущественных отношений, к которым относится также и отношения по праву собственности. Вопросы перехода права собственности на объекты недвижимости регулируются непосредственно статьями 131, 164, 223, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации. Из них следует, что право собственности на объекты недвижимости подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации, исполнение договора продажи недвижимости до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами.

Из материалов дела следует, что по договорам купли-продажи помещений, расположенных в здании корпуса «А» цеха 39, заключенным 19 декабря 2005 года с Р… Л.И. (покупная цена без НДС - 3735762 руб. 71 коп.), 01 декабря 2005 года с М… А.А. (покупная цена без НДС - 737627 руб. 12 коп), 12 декабря 2005 года с М…Ф.Г.(покупная цена без НДС - 1483050 руб. 85 коп.), 12 декабря 2005 года с П…К.И. (покупная цена без НДС - 762711 руб. 86 коп.), 30 ноября 2005 года с ООО «И» (покупная цена без НДС - 4670167 руб. 37 коп.), 01 декабря 2005 года с Ч…А.С. (покупная цена без НДС - 1737288 руб. 14 коп.), 01 декабря 2005 года с С… М.Н. (покупная цена без НДС - 951610 руб. 17 коп.), 01 декабря 2005 года с А…П.М. (покупная цена без НДС - 305840 руб. 68 коп.), по договору купли-продажи помещений, расположенных в здании корпуса «В» цеха N 39, заключенному 06 октября 2005 года с ООО Компания «Р» (покупная цена без НДС - 1236822 руб. 03 коп.) регистрация прав на недвижимое имущество осуществлена в 2006 году.

Доходом от реализации в целях применения главы 25 Налогового кодекса Российской федерации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 271 Налогового кодекса Российской Федерации в целях обложения налогом на прибыль доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место. При этом в целях определения доходов по методу начисления датой получения таковых признается дата реализации товаров - передача на возмездной основе права собственности на товары (п. 1 ст. 39, п. 3 ст. 271 Налогового кодекса РФ).

Гражданским кодексом Российской Федерации определено, что право собственности у покупателя недвижимости возникает с момента государственной регистрации права, если иное не установлено Федеральным законом (п. 2 ст. 8, п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса РФ).

Поскольку институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, применяются в Налоговом кодексе Российской Федерации в том же значении, если иное не предусмотрено самим Кодексом, то суд приходит к выводу, что доход от продажи объекта недвижимости может быть признан только на дату государственной регистрации права собственности покупателя на имущество. Следовательно, выручка от реализации недвижимости облагается налогом на прибыль после осуществления такой регистрации.

Мнение налогового органа, о возникновении обязанности по уплате налога на прибыль организаций с момента передачи объекта недвижимости покупателю по акту приема-передачи основных средств, ошибочно.

Сама передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем оформляются двусторонним передаточным актом или иным документом о передаче. С момента подписания такого документа обязательство продавца передать имущество покупателю считается исполненным, если иное не предусмотрено законом или договором. Ни Гражданский кодекс, ни Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» не определяют временных рамок, в которые стороны договора о передаче прав на недвижимое имущество должны подать заявления и другие документы для государственной регистрации. Поэтому если объект недвижимости фактически передан покупателю по акту, но переход права собственности на него еще не зарегистрирован, покупатель становится законным владельцем недвижимого имущества, но правом распоряжаться этим объектом не обладает. Продавец, передав покупателю это имущество, сохраняет право собственности на него до момента государственной регистрации перехода этого права к покупателю. Однако с момента передачи объекта недвижимости продавец лишается права распоряжаться им. На это указывает пункт 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 года N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Таким образом, фактически на момент подписания акта приема-передачи недвижимого имущества продавец передает покупателю лишь права владения и пользования имуществом. Тогда как право собственности составляет вся совокупность прав владения, пользования и распоряжения указанным имуществом, а в силу положений статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией признается именно переход права собственности на объект от одного лица к другому на возмездной или безвозмездной основе.

Кроме того, суд считает необходимым отменить, что акты приема-передачи, на которые ссылается налоговый орган, не отвечают требованиям Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», где дается указание на применение унифицированных форм первичных документов, утвержденных постановлением Госкомстата Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенное, а также то, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской федерации порядке, за исключением перечисленных в статье 270 настоящего Кодекса.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров и (или) имущественных прав налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций на стоить реализованных товаров и (или) имущественный прав, определяемую в следующем порядке: при реализации амортизируемого имущества - на остаточную стоимость амортизируемого имущества, определяемую в соответствии с пунктом 1 статьи 257 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения налогом на имущество согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Доводы налогового органа о занижении расходов на сумму 301944 руб., завышении прочих расходов на сумму 840 руб., занижении расходов в размере 893257 руб. 67 коп. являются неправомерными, поскольку реализация спорных объектов недвижимости была осуществлена в 2006 году, признание объекта налогообложения налогом на имущество определяется порядком ведения бухгалтерского учета, то есть в соответствии с ПБУ 6/01, что и было сделано налогоплательщиком.

При таких обстоятельствах требования общества по данному эпизоду является законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Актом проверки (п. 2.10.3, 2.10.2 ) и решением (п. 7) констатировано, что проверкой правильности определения внереализационных доходов предприятия за 2005, 2004 годы установлено, что в нарушении пунктов 13, 20 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации занижены внереализационные доходы на 10169 руб. 50 коп. - сумму стоимости излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации (2005 г.); на сумму 71708 руб. 75 коп., из них: 933 руб. - доходы по реализации материальный ценностей по счету-фактуре N 2012 от 23 ноября 2004 года, 70775 руб. 75 коп. - сумма стоимости излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации (2004 г.).

Налогоплательщик, оспаривая решение по данному эпизоду, ссылается на применение им письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29 апреля 2004 года N 02-5-10/33 «О применении норм главы 25 Налогового Кодекса РФ», из которого следует, что «Учитывая, что расходы на приобретение имущества в виде: безвозмездно полученных материальных ценностей; излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации; материалов, полученных при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, - отсутствуют, то в целях налогообложения прибыли такое имущество не учитывается. А также на то, что согласно пунктам 13, 20 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации в налоговом учете в состав внереализационных доходов должны в полном объеме включаться доходы по реализации материальных ценностей и суммы стоимости излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации. То есть с их стоимости, рассчитанной исходя из рыночной цены, необходимо заплатить налог на прибыль. В тоже время согласно пункту 2 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации стоимость имущества, списываемого в состав материальных расходов, определяется исходя из цены его приобретения. Ввиду того, что затраты на их приобретение признаются налоговым органом равным нулю, то в налоговом учете стоимость такого имущества согласно пункту 49 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации учесть в расходах нельзя. В результате получается, что при использовании такого имущества (например: при реализации) стоимость этого имущества должна быть включена в состав налогооблагаемой базы и с нее должен быть исчислен и уплачен налог на прибыль. В итоге налогоплательщик дважды учитывает в налоговой базе стоимость имущества и исчисляет с учетом этой суммы налог на прибыль. Таким образом, применение указанных норм в таком порядке сводится к повторному налогообложению.

Оценив в совокупности собранные по данному эпизоду доказательства, суд пришел к выводу, что в спорной ситуации излишки товарно-материальных ценностей, выявленные в результате инвентаризации в сумме 81878 руб. 25 коп. в целях налогообложения прибыли за 2004, 2005 годы не учитываются.

Доходы в виде стоимости излишков товарно-материальных ценностей и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, признаются внереализационными доходами налогоплательщика согласно пункту 20 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 254 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции действующей до 2006 года) установлено, что стоимость материалов, включаемых в материальные расходы для целей налогообложения прибыли, определяют исходя из цен их приобретения и транспортных расходов.

Статья 250 Налогового кодекса Российской Федерации не устанавливает правил оценки имущества, полученного при ликвидации основного средства, и имущества, обнаруженного в ходе проведения инвентаризации.

Так как товарно-материальные ценности, выявлены в результате проведения инвентаризации, не получены обществом по какой-либо сделке, применять к нему правила определения первоначальной стоимости безвозмездно полученного основного средства неправомерно.

Поэтому первоначальная стоимость товарно-материальных ценностей, выявленного в результате проведения инвентаризации, по мнению суда, будет нулевой, если у общества отсутствуют расходы на приобретение имущества в виде излишков товарно-материальных ценностей.

Учитывая, что в спорном случае расходы на приобретение имущества в виде излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации, отсутствуют, то в целях налогообложения прибыли такое имущество не учитывается.

Указанной позиции придерживался и налоговый орган, что следует из письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29 апреля 2004 года N 02-5-10/33 Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29 апреля 2004 года N 02-5-10/33 «О применении норм главы 25 Налогового Кодекса РФ», которым разъяснено, что расходы на приобретение имущества в виде излишков товарно-материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации, отсутствуют, поэтому в целях налогообложения прибыли такое имущество не учитывается.

При таких обстоятельствах требования налогоплательщика по данному эпизоду подлежат удовлетворению как обоснованные.

Из пункта 9 решения следует, что общество в 2004 году в нарушение пункта 39 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерно включило в расходы государственную пошлину в сумме 207865 руб., поскольку уплаченная сумма не соответствует установленному тарифу в соответствии с подпунктом 3.1. пункта 4 статьи 4 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2005-1 «О государственной пошлине». При этом налоговый орган исходил из того, что в счете-фактуре N 43 от 05 октября 2004 года, принятой к учету, отражено содержание хозяйственной операции - удостоверение договора ипотеки и копий на сумму 207865 руб. В первичном документе не указано, что нотариусом Д… Н.Н. была взыскана государственная пошлина в размере 1% от суммы, на которую заключается сделка за составление проекта договора в размере 204865 руб., и государственная пошлина за удостоверение договора и ипотеки в размере 3000 руб.

Оспаривая решение налогового органа в указанной части, налогоплательщик ссылается на то, что государственная пошлины рассчитана нотариусом г. Новосибирска г. Д…Н.Н., и предъявлена обществу для оплаты за предоставленные услуги по составлению проектов сделок, предмет которых подлежит оценке, и по удостоверению договора ипотеки. Согласно подпункту 23 пункта 4 статьи 4 Закона от 09 декабря 1991 года N 2005-1 «О государственной пошлине» услуга по составлению проектов такого рода сделок оплачивается в размере 1% от суммы, на которую заключается сделка, но не менее 50% от минимального размера оплаты труда. Услуга по удостоверению договора ипотеки, согласно подпункту 3.1 пункта 4 статьи 4 указанного закона, оплачивается в размере 0,3% от суммы договора, но не более 3000 рублей.

Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на прибыль для российских организаций признается прибыль - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса Российской Федерации).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса Российской Федерации, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В силу подпункта 16 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации к прочим расходам относятся следующие затраты: плата государственному нотариусу за нотариальное оформление; плата частному нотариусу за нотариальное оформление.

Пунктом 39 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление сверх тарифов, утвержденных в установленном порядке.

В соответствии со статьей 22 Основ законодательства Российской федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-1 за совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За выполнение указанных действий нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За совершение действий, для которых законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 настоящих Основ.