Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 14 июля 2008 года Дело N А45-947/2008-32/20


[Требования прокурора о признании недействительным в части договора энергоснабжения, заключенного между энергоснабжающей организацией и военными комиссариатами, удовлетворены. Оспариваемые положения договора противоречат нормам действующего законодательства в части функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства]
(Извлечение)

____________________________________________________________________

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 февраля 2009 года N Ф04-723/2009(197-А45-12) решение от 14.07.2008 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 09.10.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-947/2008-32/20 оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения

____________________________________________________________________


Арбитражный суд Новосибирской области в составе: судья: ..., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Прокурора Новосибирской области, г. Новосибирск, к ответчикам: 1. Закрытому акционерному обществу «З», г. Новосибирск, 2.Военному комиссариату Дзержинского, Калининского, Заельцовского районов г. Новосибирска, г. Новосибирск, 3.Государственному учреждению Новосибирская квартирно-эксплуатационная часть, г. Новосибирск, третье лицо, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Открытое акционерное общество «Сибирьэнерго», г. Новосибирск, о признании недействительным договора в части, при участии в заседании представителей: от истца: ..., от ответчика: ...,

установил:

Прокурор Новосибирской области в защиту публичных интересов Российской Федерации, заключающихся в обеспечении безусловного исполнения федерального законодательства в сфере энергоснабжения, обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с иском о признании недействительными абзацев 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10 пункта 2.2.2, абзацев 2, 3, 7, 8, 9 пункта 6.1, пунктов 6.4, 6.5, абзаца 3 пункта 8.3 договора N 425 на подачу и потребление тепловой энергии в горячей воде от 01.09.2006 г. между ЗАО «З» и Военным комиссариатом Дзержинского, Калининского, Заельцовского районов г. Новосибирска (в решении - договор).

Определением от 18.02.2008 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено Открытое акционерное общество «Сибирьэнерго».

Определением от 15.04.2008 г. к участию в деле в качестве другого ответчика привлечено Государственное учреждение Новосибирская квартирно-эксплуатационная часть (в решении - Новосибирская КЭЧ), с участием которого 21.05.2008 г. было заключено дополнительное соглашение к договору.

В соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству лиц, участвующих в деле, судебное разбирательство откладывалось для урегулирования спора.

Стороны не урегулировали спор. 21.05.2008 г. ЗАО «З» и Военный комиссариат Дзержинского, Калининского, Заельцовского районов г. Новосибирска с участием Новосибирской КЭЧ заключили дополнительное соглашение к договору N 425 от 01.09.2006 г.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор уточнил исковые требования и просил признать недействительным договор N 425 от 01.09.2006 г. в части:

- пунктов 6.4, 6.5, 8.3 (абзац 3),

- пунктов 2.2.2 (абзацы 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11), 6.1 (абзацы 2, 3, 4, 5), пункта 6.1 (абзацы 11, 12), касающихся сроков оплаты за потребление энергии и ограничения подачи тепловой энергии, в редакции дополнительного соглашения от 21.05.2008 г. к договору.

Исковые требования мотивированы тем, что оспариваемые условия договора в редакции дополнительного соглашения к нему, предусматривающие авансовые платежи при расчете за тепловую энергию, ограничение и прекращение подачи тепловой энергии, противоречат закону, поскольку:

- в силу Указа Президента РФ N 1173 от 23.11.1995 г. «О мерах по осуществлению устойчивого функционирования объектов, обеспечивающих безопасность государства» (далее - Указ N 1173), в целях осуществления устойчивого функционирования этих объектов, исключения случаев, ставящих под угрозу выполнение возложенных на них задач, ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды) воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, считаются действиями, нарушающими безопасность государства;

- военные комиссариаты на основании пунктов 2, 8 Положения «О военных комиссариатах», утвержденного Указом Президента РФ N 1372 от 17.06.2000 г., являются территориальными органами Министерства обороны РФ в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах, а также в районах и городах, в связи с чем на военные комиссариаты распространяется действие Указа N 1173, которому противоречат условия договора и дополнительного соглашения об ограничении и прекращении подачи тепловой энергии;

- пункты договора в редакции дополнительного соглашения, предусматривающие авансовые платежи при расчете за тепловую энергию, не соответствуют пункту 2 Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию, природный газ, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 294 от 04.04.2000 г., согласно которому авансовые платежи при расчетах за тепловую энергию не могут применяться в отношении бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов;

- пункты, устанавливающие иной размер оплаты, изменяют цену товара и, соответственно, нарушают установленный нормативными актами порядок ценообразования.

В судебном заседании прокурор поддержал иск в полном объеме.

Военный комиссариат в судебное заседание не явился. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в его отсутствие.

Отзывом на исковое заявление военный комиссариат признал исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку условия договора в оспариваемой части согласованы без учета того обстоятельства, что он является военной организацией, обеспечивающей боевую готовность и обороноспособность государства, что исключает случае, ставящие под угрозу выполнение возложенных на них задач.

Ответчик Новосибирская КЭЧ признала требования в части недействительности пунктов 6.4, 6.5, абзаца 3 пункта 8.3 договора, возражая против обоснованности иска в остальной части, сославшись на то, что дополнительное соглашение в части абзацев 2, 3, абзацев 7, 8, 9 пункта 6.1 не противоречит Постановлению Правительства РФ N 294 от 04.04.2000 г.

Ответчик ЗАО «З» и третье лицо ОАО «Сибирьэнерго» отклонили исковые требования как необоснованные, ссылаясь на заключение договора и дополнительного соглашения к нему в соответствии с требованиями закона.

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 18.06.2008 г. до 25.06.2008 г.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения прокурора, представителей ответчиков, третьего лица, арбитражный суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Проверка доводов лиц, участвующих в деле по существу иска, приводит к следующему.

Как следует из материалов дела, ответчиками заключен договор N 425 от 01.09.2006 г. с дополнительным соглашением 21.05.2008 г. к договору, что подтверждается материалами дела, не отрицается лицами, участвующими в деле.

В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Прокурор заявляет о недействительности следующих пунктов договора в редакции дополнительного соглашения к договору:

6.4. При превышении договорных объемов потребления тепловой энергии и теплоносителей и (или) тепловой мощности (максимально-часового расхода теплоносителя) «Потребитель» оплачивает за сверх договорной объем потребленной тепловой энергии, теплоносителя и тепловой мощности за расчетный период по 2-х кратному тарифу.

6.5. За самовольное подключение систем теплоснабжения (или их отдельных частей, подключение их до приборов учета, «Потребитель» оплачивает «Поставщику» стоимость тепловой энергии, потребленной этими системами, по 2-х кратному тарифу, за все время со дня последней проверки, но не более срока исковой давности.

8.3 (абзац 3) В случае неоднократного нарушения «Потребителем» сроков оплаты тепловой энергии «Поставщик в одностороннем порядке расторгает договор, о чем письменно извещает «Потребителя». Договор считается соответственно расторгнутым с даты, указанной в извещении «Потребителю»;

2.2.2 (абзацы 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 11) Ограничивать подачу тепловой энергии полностью или частично с предварительным предупреждением АБОНЕНТА в следующих случаях:

- за неполную или несвоевременную оплату в сроки, установленные договором;

- за самовольное подключение к тепловым сетям субабонентов, новых систем теплопотребления или их отдельных частей (в части субабонентов);

- за присоединение систем теплопотребления до приборов учета и нарушение схемы учета тепловой энергии;

- за допущенные утечки, загрязнение сетевой воды и непринятие мер по ликвидации нарушений;

- за систематическое (2 и более раза) и зафиксированное актами, нарушение установленных договором величин теплопотребления и максимальных часовых нагрузок, за превышение температурного графика и непринятие мер по ликвидации нарушений;

- за недопуск уполномоченного представителя ПОСТАВЩИКА к системам теплопотребления или систем учета тепловой энергии;

- за отказ выполнить требования инженера-инспектора ПОСТАВЩИКА по ведению ограничений потребления тепловой энергии при задержке платежей (при этом отключение производится ПОСТАВЩИКОМ на границе разграничения в течение 3-х суток после предупреждения актом инженера - инспектора);

- при вводе в эксплуатацию систем теплопотребления без участия уполномоченного представителя ПОСТАВЩИКА (теплосетевой организации);

- при введении в действие графиков ограничения и отключения из-за дефицита мощности и топлива на источнике тепловой энергии;

6.1 (абзацы 2, 3, 4, 5, 11, 12) Оплата за потребляемую тепловую энергию, а также все другие платежи по настоящему договору (кроме штрафных санкций) производятся Покупателем самостоятельно на расчетный счет Поставщика, указанный в п. 9.1, на основании счет - фактур Поставщика по действующим тарифам в следующие сроки:

- 15-го числа текущего месяца - плата за потребление в объеме 50% текущего месячного потребления энергии;

До 25-го числа текущего месяца - в объеме 50% текущего месячного потребления энергии с учетом 20% месячного авансирования.

До 6-го числа месяца, следующего за расчетным, осуществляется приведение расчетов в соответствие фактическому потреблению. Расчетный период - месяц.

При оформлении Покупателю счета-фактуры для приведения в соответствие фактическому потреблению, сумма к оплате за фактически потребленную тепловую энергию уменьшается на сумму, оформленную счет - фактурой для проведения оплаты 15- го и 25-го числа каждого месяца. Покупатель обязан не позднее 15-го и 25-го числа каждого месяца и 6-го числа месяца, следующего за расчетным, получать счет - фактуры у Поставщика.

При отсутствии подтвержденных в органах федерального казначейства лимитов бюджетных обязательств, при неполной или несвоевременной оплате тепловой энергии в срок, установленный договором, а также при неоплате задолженности, установленной в результате приведения расчетов в соответствие фактическому потреблению, АБОНЕНТ предупреждается телефонограммой, факсограммой и т.п. что, в случае неоплаты задолженности в последующие пять дней, будет произведено ограничение подачи тепловой энергии на нужды вентиляции, горячего водоснабжения, а также на нужды отопления - до величины дежурного отопления. При неполной или несвоевременной оплате АБОНЕНТОМ задолженности в течение следующих пяти дней со дня введения ограничения потребления тепловой энергии, ПОСТАВЩИК приостанавливает исполнение обязательств по договору путем подачи тепловой энергии АБОНЕНТУ.

При фактическом потреблении тепловой энергии, превышающем лимиты бюджетных обязательств в натуральном выражении, при неполной или несвоевременной оплате тепловой энергии в сроки, установленные данным договором, а также при неоплате задолженности, установленной в результате приведения приведения расчетов в соответствие фактическому потреблению, АБОНЕНТ предупреждается телефонограммой, факсограммой и т.п. что, в случае неоплаты задолженности в последующие пять дней, будет произведено ограничение подачи тепловой энергии до уровня лимитов бюджетных обязательств. При неполной оплате АБОНЕНТОМ задолженности в течение пяти дней после срока, установленного договором, ПОСТАВЩИК производит ограничение подачи тепловой энергии до уровня лимитов бюджетных обязательств».

Доводы прокурора о недействительности договора в оспариваемой части основаны на нормах права, обстоятельствах спора, правоприменительной практике Седьмого арбитражного апелляционного суда, Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила о договоре энергоснабжения подлежат применению, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Статьей 2 ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что отношения в области энергоснабжения регулируются кроме Конституции РФ, Закона об электроэнергетике, также правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.

В силу пунктов 1, 2 Указа N 1173 ограничение или прекращение отпуска топливно-энергетических ресурсов (в том числе электрической энергии) воинским частям, учреждениям, в которых предусмотрена военная служба, являются действиями, нарушающими безопасность государства. Правительству РФ указано принять неотложные меры по недопущению ограничения или прекращения отпуска топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии, газа и воды) воинским частям, учреждениям, предприятиям и организациям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

В соответствии со статьей 6 ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

Согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденных Указами Президента РФ, военные комиссариаты являются территориальными органами Министерства обороны Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, муниципальных образованиях и входят в состав военных округов.

По смыслу статьи 546 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации, недопустим односторонний отказ энергоснабжающей организации от исполнения договора, абонентом по которому является юридическое лицо, в случаях, установленных законом или иными правовыми актами.

Приведенная норма не исключает, наряду с положениями законодательства, возможности регулирования отношений, связанных с энергоснабжением, и иными правовыми актами, в том числе и указами Президента РФ, устанавливающими особые условия исполнения такого рода обязательств в отношении организаций, обеспечивающих безопасность государства.

Решением Верховного суда РФ N ГКПИ06-465 от 16.05.2006 г. пункт 1 Указа Президента РФ N 1173 признан действующим и не противоречащим законодательству РФ.

При таких обстоятельствах, любое ограничение или прекращение обеспечения услугами теплоснабжения военного комиссариата, относится к действиям, нарушающим безопасность государства, в связи с чем оспариваемые абзацы пунктов договора в редакции дополнительного соглашения являются недействительными, так как не соответствуют действующим нормативным правовым актам.

Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 N 294 утвержден Порядок расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ (по тексту - Порядок расчетов), устанавливающий правила расчетов за энергию и природный газ для энергоснабжающих организаций и потребителей - юридических лиц, разработанный в соответствии с пунктом 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Оспариваемые условия договора и дополнительного соглашения, касающиеся порядка расчетов, не соответствуют положениям, предусмотренным пунктом 2 Порядка расчетов.

Пунктом 2 Порядка определено, что авансовый порядок расчетов не распространяется на бюджетные учреждения, т.е. организации, созданные органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Доводы третьего лица ОАО «Сибирьэнерго», что согласованный сторонами в договоре порядок расчетов не нарушает нормы действующего законодательства, со ссылкой на возможность согласования сторонами различных форм оплаты за проданную абоненту энергию и любой порядок оплаты, несостоятельны.

Порядок, разработанный на основании пункта 2 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, является действующим нормативным актом. Решением Верховного Суда Российской Федерации N ГКПИ 03-1046 от 14.10.2003 отказано в признании недействительным Постановления Правительства РФ N 294 от 4 апреля 2000. Спорные условия договора и дополнительного соглашения в обсуждаемой части противоречат установленному порядку.

Утверждения ОАО «Сибирьэнерго» и ОАО «З», что пунктами 6.4, 6.5 договора закреплены положения о способе обеспечения исполнения обязательства (неустойке) абонента за потребление энергии сверх количества, установленного договором, безосновательны.

С учетом положений норм статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей понятие неустойки, исходя из толкования условий договора по правилам статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, указанными пунктами договора фактически предусмотрена повышенная плата за потребление энергии сверх того объема, который согласован сторонами в договоре, в случае самовольного подключения систем теплоснабжения.