Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 29 мая 2008 года Дело N А45-5032/2008-52/104


[Отказывая в удовлетворении требований ИФНС о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых учредительные документы и в сведения о юридическом лице, не связанные с внесением изменений в учредительные документы, суд указал в том числе на пропуск заявителем трехмесячного срока, установленного ст. 198 АПК РФ]
(Извлечение)

____________________________________________________________________

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 марта 2009 года N Ф04-548/2009(20499-А45-49) решение от 29.05.2008 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 29.09.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-5032/2008-52/104 оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения

____________________________________________________________________


Арбитражный суд Новосибирской области в составе: судья: ..., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска к ООО «С», третье лицо: Ч... В.В. о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, при участии в заседании представителей: от истца: ..., от ответчика: ...,

Инспекция Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска (далее - заявитель, налоговый орган) обратилась в арбитражный суд Новосибирской области к Обществу с ограниченной ответственностью «С» (далее - общество) с заявлением о применении последствий недействительности ничтожных сделок в виде признания недействительной государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы, и изменений, вносимых в учредительные документы (записи за государственными регистрационными номерами 2065405274130 и 2065405274141).

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, на стороне заинтересованного лица в деле участвует Ч... В.В..

Общество, третье лицо, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в заседание суда не обеспечили. В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие представителей общества, третьего лица.

Заявленные требования мотивированы представлением в регистрирующий орган недостоверных сведений, касающихся сведений об учредителе общества, лице, имеющем право действовать без доверенности от имени общества, местонахождении общества в нарушение требований статей 5, 8, 12, 17 ФЗ от 08.08.2001г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», статьи 12 ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», статьи 52, 54 Гражданского кодекса РФ.

Кроме того, заявитель полагает, что решение о внесение изменений в учредительные документы, изменения к уставу, договор купли-продажи доли общества являются мнимыми (ничтожными) сделками в силу статьи 170 Гражданского кодекса РФ, ввиду отсутствия у Ч... В.В. действительной воли на реальное осуществление предпринимательской деятельности. Согласно статей 166, 169 Гражданского кодекса РФ ничтожная сделка является недействительной независимо от признания ее такой судом, не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения, следовательно, проведенная на ее основе государственная регистрация юридического лица, является незаконной.

По мнению налогового органа, предоставление обществом при регистрации недостоверных сведений нарушает права и законные интересы юридических и физических лиц, вступающих с обществом в финансово-хозяйственные отношения, препятствуют осуществлению контроля за деятельностью общества.

Обращаясь в арбитражный суд с настоящим заявлением, заявитель ссылается на пункт 11 статьи 7 Закона РФ «О налоговых органах» N 943-1 от 21.03.1991, предоставляющий налоговым органам право предъявлять в суды, арбитражный суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица.

Как следует из материалов дела, 01.02.2005г. Инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Новосибирска была произведена государственная регистрация Общества с ограниченной ответственностью «С» по адресу: г. Новосибирск, ул. Н., 20.

28.11.2006г. налоговым органом на основании соответствующего заявления в сведения о юридическом лице внесены изменения, касающиеся смены участников общества и лица, уполномоченного действовать от имени общества без доверенности - единственным участником и директором ООО «С» стал Ч... В.В.

В ходе проведения проверочных мероприятий налоговым органом было установлено, что Ч... В.В. никакого отношения к финансово-хозяйственной деятельности ООО «С» не имеет. В качестве документального обоснования данного обстоятельства налоговый орган представил в материалы дела Протокол N 2 допроса свидетеля от 13.08.2007г., из содержания которого следует, что Ч... В.В. не имел намерений осуществлять предпринимательскую деятельность, подписывал документы, касающиеся регистрации юридического лица, за вознаграждение.

Кроме того, согласно ответу ОАО «СПЦ» от 28.05.2007г. N 210 ООО «С» по указанному в учредительных документах адресу никогда не находилось.

Налоговый орган, полагая, что представление в регистрирующий орган недостоверных сведений о составе участников общества, его месте нахождения, является основанием для признания недействительной государственной регистрации изменений в отношении ООО «С», обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Проанализировав действующее законодательство, исследовав представленные в дело доказательства, арбитражный суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон о регистрации) государственной регистрацией юридических лиц являются акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений, в том числе о создании юридических лиц.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона о регистрации решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, заявленное налоговым органом требование сводится к требованию о признании недействительным ненормативного правового акта - решения о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы общества, решения о государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений, вносимых в учредительные документы общества.

В связи с этим, заявления о признании недействительной государственной регистрации юридических лиц относятся к категории споров, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений, и подлежат рассмотрению арбитражными судами по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе (утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 с изменениями от 11 февраля 2005 г.) Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Следовательно, государственным органом, принявшим оспариваемый акт, является регистрирующий орган, в данном случае - ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска.

Таким образом, требование о признании недействительной государственной регистрации изменений, не может быть предъявлено к обществу, представившему при обращении в регистрирующий орган недостоверные сведения.

Следует отметить, что в данном случае предметом спора является государственная регистрация, осуществленная самим заявителем - ИФНС России по Октябрьскому району г. Новосибирска, при этом действующее законодательство не предусматривает возможность оспаривать государственными органами в арбитражном суде собственные ненормативные акты (действия, решения).

При оценке правомочий государственного органа на оспаривание ненормативного акта, установленных частью второй статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, необходимо исходить из положений статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми возможно обращение в арбитражный суд указанного органа.

В соответствии с частью 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с исками или заявлениями в арбитражный суд в защиту публичных интересов.

Пункт 11 статьи 7 Закона РФ от 21 марта 1991 года N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) предоставляет налоговым органам право предъявлять в суде и арбитражном суде иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с положениями статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для удовлетворения заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо два обязательных условия:

- несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту;

- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействие) должны нарушать права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, из анализа названных норм права следует, что предъявление налоговыми органами требований о признании недействительной государственной регистрации изменений к другим регистрирующим органам возможно только в случаях нарушений ими требований Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при осуществлении регистрации.

В соответствии со статьей 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;

в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;

г) документ об уплате государственной пошлины.

Как следует из материалов дела, все указанные документы для регистрации изменений в сведения юридического лица в налоговый орган были представлены, по своей форме и содержанию они полностью соответствуют требованиям законодательства.

Как следует из материалов дела, все указанные документы для регистрации изменений в налоговый орган были представлены, по своей форме и содержанию они полностью соответствуют требованиям законодательства.

Ввиду отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных статьей 23 Закона о регистрации, изменения были зарегистрированы налоговым органом и внесены в реестр юридических лиц.

Отсутствие у регистрирующего органа оснований для отказа в государственной регистрации изменений на момент ее осуществления означает, что государственная регистрация произведена правомерно в соответствии с законодательством, какие-либо нарушения в действиях регистрирующего органа отсутствуют.

Таким образом, в данном случае нет одного из установленных в пункте 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательных условий для признания государственной регистрации недействительной - несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту.

Налоговый орган, полагая, что представление в регистрирующий орган недостоверных сведений о месте нахождении общества является основанием для признания государственной регистрации изменений недействительной. В качестве доказательства данного обстоятельства представлено письмо ОАО «СПЦ» от 28.05.2007г. N 210, в соответствии с которым ООО «С» в помещениях, принадлежащих ОАО «СПЦ» по адресу: г. Новосибирск, ул. НиН.20, помещения не арендовало и не арендует.Место нахождения юридического лица в силу статьи 54 Гражданского кодекса РФ определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» устав общества должен содержать, в том числе, сведения о месте нахождения общества.

Согласно пункту 2 статьи 8 Закона о регистрации государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Аналогичное положение содержится в статье 13 названного Закона, устанавливающей порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании.

Статья 17 Закона о регистрации содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых при государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица.

Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 4 статьи 9 Закона).

Таким образом, перечисленные положения законов относятся к порядку регистрации юридических лиц, изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и не определяют ни основания, ни порядка признания недействительной регистрации зарегистрированных в едином государственном реестре изменений, а могут лишь являться основанием для отказа в регистрации при подаче заявления с неверно указанным регистрационным адресом юридического лица.

Представленный в дело протокол допроса Ч... В.В. составлен в соответствии с требованиями действующего законодательства, свидетельствует о том, что он не имел намерений осуществлять предпринимательскую деятельность, создавать общество.

Вместе с тем, довод налогового органа о том, что представление недостоверных сведений о составе учредителей юридического лица, местонахождении юридического лица является основанием для признания государственной регистрации изменений недействительной, судом не принимается во внимание, исходя из следующего.

В силу положений пункта 1 статьи 25 Закона о регистрации за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

В частности, частями 3 и 4 статьи 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе за непредставление, или несвоевременное представление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях если такое предоставление предусмотрено законом, а также за предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Исходя из положений, содержащихся в пункте 2 статьи 25 Закона о регистрации, следует, что в случае допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, а не признания недействительной его государственной регистрации.

Указанная норма Закона о регистрации корреспондирует с положением пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой юридическое лицо может быть ликвидировано также по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Кроме того, общество не лишено возможности внести в учредительные документы изменения относительно адреса его местонахождения, что свидетельствует о том, что допущенное им нарушение является устранимым.

При этом письмо ОАО «СПЦ» не может служить достаточным доказательством отсутствия общества по адресу, указанному в учредительных документах, поскольку доказательств, свидетельствующих о том, что ОАО «СПЦ» является единственным собственником (балансодержателем), арендодателем спорных помещений, в материалы дела не представлены.

Доводы заявителя о том, что решение о внесение изменений в учредительные документы, изменения к уставу общества являются мнимой сделкой, судом не принимаются во внимание, исходя из следующего.

Согласно статьям 153, 154, 155 Гражданского кодекса РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны.

Односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку. Она может создавать обязанности для других лиц лишь в случаях, установленных законом либо соглашением с этими лицами.