Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 26 ноября 2008 года Дело N А45-10118/2008-46/230


[В удовлетворении требований налогового органа о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице - места нахождения Общества, отказано. Суд указал, что ИФНС не представлено доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что на момент регистрации Обществом была предоставлена недостоверная информация]
(Извлечение)

____________________________________________________________________

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08 апреля 2009 года N Ф04-1609/2009(2699-А45-26) решение от 26.11.2008 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-10118/2008-46/230 оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения

____________________________________________________________________


Арбитражный суд Новосибирской области в составе: судья: ..., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска к заинтересованным лицам: 1. ООО «С», 2. К…С.Н., третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Индустриальному району г.Перми о признании недействительной государственной регистрации, при участии в заседании представителей: от истца: ..., от ответчика: ...,

Заявитель- Инспекция Федеральной налоговой службы по Калининскому району г. Новосибирска (далее ИФНС по Калининскому району г. Новосибирска) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице ООО «С», содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, связанных с внесением изменений в учредительные документы с государственным регистрационным номером 2075905088994 от 08.11.2007г.

Заинтересованные лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения спора по последнему известному суду адресу, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, отзыва и возражений на заявление не представили.

От третьего лица имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.

В соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие надлежаще уведомленных лиц по имеющимся материалам дела.

Третье лицо- ИФНС по Индустриальному району г.Перми просит в удовлетворении заявленных требований отказать, так как регистрация изменений была произведена на основании представленных документов ООО «С» в порядке ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, предусмотренных данным законом и не вправе проводить правовую экспертизу, представленных для регистрации документов. Основания для отказа в регистрации изменений, вносимых в сведения о юридическом лице, у налогового органа отсутствовали.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя заявителя, суд

установил:

Как видно из материалов дела, 11.05.2007г.Инспекцией ФНС по Индустриальному району г.Перми была осуществлена государственная регистрация ООО «С» при его создании.

Решением N 3 от 29.10.2007г. единственного участника общества изменено местонахождение ООО «С». В учредительных документах указан адрес : г.Новосибирск, ул. Т., 11 офис 215 и документы для регистрации 31.10.2007г. были представлены в налоговый орган.

08.11.2007г. ИФНС по Индустриальному району г. Перми была осуществлена государственная регистрация изменений сведений о юридическом лице ООО «С», связанных с внесением изменений в учредительные документы, в связи с чем Общество было снято с налогового учета ИФНС по Индустриальному району г.Перми и постановлено на налоговый учет в ИФНС по Калининскому району г.Новосибирска.

Заявитель обратился в суд с настоящим заявлением о признании недействительной регистрации изменений, внесенных в сведения ООО «С» в части указания адреса: г.Новосибирск, ул. Т., 11, офис 215.

В обоснование своих доводов заявитель указывает на то, что ООО «С» по указанному адресу фактически не находится, при этом ссылается на акт проверки от 02.04.2008г. и справку от 02.04.2008г. ЗАО « Завод ПСК» о том, что по указанному адресу Общество не находится и договоров аренды нежилого помещения с ЗАО «Завод ПСК» не заключалось.

Суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению и при этом исходит из следующего.

Согласно положениям п. 2 ст. 198 АПК РФ, для удовлетворения заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимы два обязательных условия:

а) несоответствие закону или иному нормативному правовому акту оспариваемого решения и действия (бездействия);

б) нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявление налогового органа указанным условиям не соответствует. В соответствии с Законом РФ от 21.03.1991г. «О налоговых органах в Российской Федерации» налоговые органы Российской Федерации представляют собой единую и строго подчиненную систему; единстство системы налоговых органов обусловлено общностью их задач и функций. Согласно законодательно закрепленному принципу единства системы налоговых органов между налоговыми органами в процессе исполнения задач не могут возникать споры в порядке арбитражного судопроизводства. Также отсутствуют доказательства, свидетельствующие о неправомерном действии регистрирующего органа, а также обоснованность экономического характера спора, возникшего между двумя налоговыми органами.

Не соответствует требованиям главы 24 АПК РФ позиция налогового органа о том, что требования налоговых органов о признании государственной регистрации недействительной могут быть предъявлены к самим юридическим лицам, регистрация которых оспаривается, так как государственная регистрация юридических лиц представляет собой акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, который идентичен понятию ненормативных актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, подлежащих оспариванию в арбитражном суде.

Данная позиция изложен в определении Высшего Арбитражного суда РФ от 19.12.2007г. N 16181/07.

Отказывая налоговом органу в удовлетворении иска, суд исходит из того, что Федеральная налоговая служба является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц. Зарегистрированное лицо в такой ситуации ответчиком быть не может. В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае неоднократного или грубого нарушения законов и иных нормативных правовых актов.

Основанием иска налоговый орган указал на представление ООО «С» в регистрирующий орган недостоверной информации о его месте нахождения.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд, проанализировав положения статей 52, 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 8, 12, 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», пришел к выводу, что отсутствие постоянно действующего исполнительного органа юридического лица по месту нахождения юридического лица, указанному в учредительных документах, после государственной регистрации изменений учредительных документов юридического лица не может свидетельствовать о недостоверности сведений о месте нахождения юридического лица, представленных учредителем (участником) общества при их регистрации и, как следствие, о незаконности такой регистрации. Место нахождения юридического лица в силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации определяется местом его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Аналогичное положение содержится в статье 13 названного Закона, устанавливающей порядок государственной регистрации юридических лиц при их создании.

Статья 17 Закона содержит исчерпывающий перечень документов, представляемых при государственной регистрации создаваемого юридического лица, в числе которых подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного каптала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица. Согласно п. 4 статьи 9 Закона регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом.

Перечисленные положения законов относятся к порядку регистрации юридических лиц и не определяют ни основания, ни порядка признания недействительной регистрации зарегистрированного в едином государственном реестре юридического лица, а могут лишь являться основанием для отказа в регистрации при подаче заявления с неверно указанным регистрационным адресом юридического лица.

Судом установлено, что адрес, являющийся местом нахождения общества, указанным учредителем общества, фактически существует и не является вымышленным, поэтому, то обстоятельство, что отсутствует заключенный договор аренды на помещение по данному адресу и в настоящее время отсутствует общество по месту нахождения, указанному в учредительных документах, не является доказательством того, что первоначально представленные сведения являлись недостоверными.

В соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Налоговый орган не представил доказательств недостоверности сведений, указанных в заявлении о регистрации, содержащихся в учредительных документах Общества на момент его регистрации.

Порядок государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и отказ в государственной регистрации регламентированы главами IV и VIII Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон N 129-ФЗ). Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации; решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; документ об уплате государственной пошлины. В силу подпунктов «а» и «б» статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган. Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица не предусмотрено.

В рассматриваемом случае для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, ООО «С» представило в ИФНС по Индустриальному району г.Перми все документы, предусмотренные данной статьей.

В заявлении о государственной регистрации подтверждается, что сведения, вносимые в учредительные документы, достоверны. Налоговым органам не предоставлено права проведения проверок на предмет достоверности сведений, вносимых в учредительные документы участниками юридического лица экспертизы представленных документов.

Таким образом, у регистрирующего органа не было правовых оснований для отказа Обществу в государственной регистрации изменений. Судом принято во внимание, что, согласно закону о государственной регистрации, представление недостоверных сведений о юридическом лице не является основанием для признания государственной регистрации вносимых изменений недействительной.

В силу положений пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители, юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. В частности, частями 3 и 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе за непредставление, или несвоевременное представление, или предоставление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях если такое предоставление предусмотрено законом, а также за предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Исходя из положений, содержащихся в пункте 2 статьи 25 Закона N 129-ФЗ, следует, что в случае допущенных при создании либо реорганизации юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов о государственной регистрации юридических лиц регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица, а не признания недействительной государственной регистрации изменений. Указанная норма Закона корреспондирует с положением пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой юридическое лицо может быть ликвидировано также по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом. Общество не лишено возможности внести в учредительные документы изменения относительно адреса его местонахождения, что свидетельствует о том, что допущенное им нарушение является устранимым. Если, налоговым органом установлено, что юридическое лицо прекратило свою деятельность, то одним из способов прекращения деятельности юридического лица наряду с реорганизацией и ликвидацией юридического лица является его исключение из государственного реестра юридических лиц (подпункт «и» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в редакции ФЗ от 2 июля 2005 года N 83-ФЗ - далее Закон о регистрации). Порядок исключения недействующих юридических лиц из единого государственного реестра юридических лиц, предусмотренный Законом о регистрации (в редакции Федерального закона от 2 июля 2005 года N 83-ФЗ), распространяется также на юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу Федерального закона от 2 июля 2005 года N 83-ФЗ или до вступления в силу вносимых указанным Федеральным законом изменений в настоящий Федеральный закон.

Исключение недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.

В порядке статьи 65 АПК РФ налоговый орган не представил доказательств тог, что ООО «С» является недействующим юридическим лицом, не нахождение по юридическому адресу препятствует проведению налогового контроля, что Общество не представляет налоговую отчетность и отсутствует движение денежных средств по счетам в банке. Кроме того, не был допрошен единственный учредитель Общества К…С.Н.

Также судом учитывается, что в данном случае налоговым органом не представлено в материалы дела доказательств о том, что обжалуемая регистрация изменений учредительных документов ООО «С», нарушает права и законные интересы каких-либо лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявитель не представил суду доказательств наличия неправомерных действий регистрирующего органа при государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 167-170, 180, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований Инспекции Федеральной налоговой службы по Калининскому району г.Новосибирска отказать.

Решение, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия.

Решение, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Судья:
...

Текст документа сверен по:
файл-рассылка