Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 25 августа 2008 года Дело N А45-12523/2007-58/173


[Требования прокурора НСО о признании недействительным распоряжения Мэрии о предоставлении ИФНС земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, как нарушающего права иного землепользователя и принятого с нарушением норм земельного законодательства, удовлетворены]
(Извлечение)

____________________________________________________________________

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06 апреля 2009 года N Ф04-3841/2008(2154-А45-26) решение от 25.08.2008 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 17.11.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-12523/2007-58/173 оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения

____________________________________________________________________


Арбитражный суд Новосибирской области в составе: судья: ..., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Прокурора Новосибирской области, г. Новосибирск к заинтересованному лицу - Мэрии г. Новосибирска, г. Новосибирск, третьи лица: 1. Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска, г. Новосибирск 2. Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ВТ», г. Новосибирск 3. Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области, г. Новосибирск 4. Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области, г. Новосибирск о признании недействительным распоряжения от 09.09.2005г. N 6535-р, при участии в заседании представителей: от истца: ..., от ответчика: ...,

установил:

Прокурор Новосибирской области (далее - прокурор) обратился в интересах Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «ВТ» (далее - ФГОУ ВПО «ВТ», академия) в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Мэрии города Новосибирска (далее - Мэрия), при участии третьих лиц: Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска (далее - налоговый орган), ФГОУ ВПО «ВТ», Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Новосибирской области (далее - ТУ Росимущество по НСО), Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области (далее - Управления Роснедвижимости по НСО) о признании недействительным распоряжения N 6535-р от 09.09.2005 «Об утверждении проектов границ занимаемых земельных участков и о предоставлении инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району городу Новосибирска в постоянное (бессрочное) пользование занимаемого земельного участка в Центральном районе».

Решением от 15.02.2008 Арбитражного суда Новосибирской области в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.06.2008 решение отменено и дело передано на новое рассмотрение.

Заявленные требования прокурора мотивированы тем, что оспариваемый ненормативный акт вынесен с нарушением положений статей 3, 15 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ «О землеустройстве», пунктов 9, 10 «Положения о проведении территориального землеустройства», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, поскольку при размежевании и установлении в 2004-2005 годах границ земельных участков, отведенных в пользование налоговому органу и Новосибирскому командному речному училищу им. С.И.Дежнева (далее - училище), реорганизованному позднее путем присоединения к академии, согласование с училищем не осуществлялось. Кроме того, оспариваемое распоряжение нарушает права академии, как правопреемника училища, на приобретение прав на земельный участок в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «ВТ» извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства явку представителя не обеспечило, с учетом предписаний кассационной инстанции письменных пояснений не представило.

Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения заявленных требований в связи с тем, что законные интересы ФГОУ ВПО «ВТ» оспариваемым актом затронуты быть не могли, поскольку его землепользование не основано на законе ввиду отсутствия правоустанавливающих и правоудостоверяющих документов на земельный участок.

Налоговый орган поддерживает доводы заинтересованного лица, указывая на то, что заявителем не представлены надлежащие доказательства, в том числе правоустанавливающие и документы, подтверждающие права Училища именно на тот земельный участок, который был ему предоставлен на основании решений Новосибирского горисполкома от 06.02.1957г. N 168 и от 24.04.1963г. N 264, поскольку впоследствии в 1999 году часть земельного участка передавалась Училищем ОАО «ПТК-30» без оформления соответствующих правоустанавливающих документов, без утверждения границ земельных участков. В связи с тем, что Училище не оформило право пользования земельным участком, а расположенные на земельном участке здания по адресам ул. М, 4 и 4а, согласно сообщению ФГУП «Р» от 21.04.2005г. N 01-17-5999, находятся в государственной собственности, согласование размежевания земельного участка было получено от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Новосибирской области. Тем самым по утверждению налогового органа права и законные интересы академии не нарушены.

В порядке ст. 159 АПК РФ судом рассмотрено и удовлетворено, поступившее письменное ходатайство от Территориального управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Новосибирской области об уточнении его наименования (протокол судебного заседания от 19.08.2008) - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области.

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Новосибирской области отзыва на заявление с учетом предписаний суда кассационной инстанции не представило, в материалы дела поступило письменное ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью обеспечить присутствие представителя. Ходатайство оставлено без удовлетворения ввиду того, что данное обстоятельство не является основанием для отложения судебного разбирательства в порядке ст. 158 АПК РФ.

Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Новосибирской области извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства в судебное заседание явку своего представителя не обеспечило, отзыва на заявление не представило.

На основании ст. ст. 123, 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного разбирательства академии, ТУ Росимущество по НСО, Управления Роснедвижимости по НСО.

Как установлено судом, Новосибирскому речному училищу МРФ, согласно решению N 168 от 06.02.1957 Исполнительного комитета Новосибирского городского Совета депутатов трудящихся, акт от 18.04.1958, и решению N 264 от 24.04.1963 Исполнительного комитета Новосибирского городского Совета депутатов трудящихся, акт от 22.05.1964, были предоставлены в бессрочное пользование два земельных участка.

Впоследствии в 1999 году часть земельного участка передавалась училищем ОАО «ПТК-30» без оформления соответствующих правоустанавливающих документов, без утверждения границ земельных участков.

Распоряжением Комитета по управлению государственным имуществом Новосибирской области N 149-р от 11.02.1999 передано в оперативное управление налоговому органу здание - гараж.

Согласно сообщению ФГУП «Р» N 01-17-5999 от 21.04.2005 здания, расположенные на земельном участке по адресу город Новосибирск, улица М 4 и 4а, находятся в государственной собственности.

Распоряжением Мэрии города Новосибирска N 6535-р от 09.09.2005 «Об утверждении проектов границ занимаемых земельных участков и о предоставлении инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Новосибирска в постоянное (бессрочное) пользование занимаемого земельного участка в Центральном районе», были утверждены проекты границ двух земельных участков из земель поселений в Центральном районе площадью 0,0460 га, необходимого для эксплуатации здания гаража по ул. М, 4б; площадью 0,7556 га, необходимого для эксплуатации зданий учебного корпуса и общежития по ул. М, 4, 4а.

Названным распоряжением инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Новосибирска предоставлен в постоянное бессрочное пользование земельный участок из земель поселений, площадью 0,0460 га, занимаемый зданием гаража по ул. М, 4б.

Комитету по земельным ресурсам и землеустройству города Новосибирска было предписано расторгнуть договор аренды земельного участка от 14.06.2001 N 19636 в установленном законом порядке.

Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Новосибирской области были установлены границы двух земельных участков, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации (Свидетельства о государственной регистрации права 54АГ 007826 от 26.12.2006 и 54АГ 072248 от 25.04.2007): земельный участок с кадастровым номером 54:35:101306:0038 площадью 0,0460 га (460,0 кв.м.) по адресу город Новосибирск, улица Мичурина 4б, занимаемый федеральным имуществом - зданием гаража, находящимся в оперативном управлении налогового органа; земельный участок с кадастровым номером 54:35:101306:0037 площадью 0,7556 га (7556,0 кв.м.) по адресу город Новосибирск, улица М 4 и 4а, занимаемый федеральным имуществом - зданиями учебного корпуса и общежития, находящимися в оперативном управлении академии, как правопреемника училища.

Заместитель прокурора Новосибирской области, считая, что распоряжение мэрии нарушает права Новосибирской государственной академии водного транспорта - правопреемника речного училища, на приобретение прав на земельный участок, закрепленных статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требования прокурора в решении от 15.02.2008г. указал на то, что при межевании земельного участка права училища могли быть затронуты, поскольку проведено с нарушением норм законодательства о землеустройстве, но оспариваемым распоряжением мэрии права и законные интересы училища и его правопреемника академии фактически не нарушены.

При новом рассмотрении дела суд кассационной инстанции указал суду на необходимость в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследовать в совокупности доводы, приведенные прокурором и Академией о нарушении прав и законных интересов последнего оспариваемым распоряжением.

Суд, исследовав в порядке ст. 71 АПК РФ, доказательства, имеющиеся в материалах дела, доводы, приведенные сторонами и оценив их в совокупности, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 2 статьи 201 Кодекса для признания арбитражным судом ненормативного правового акта соответствующего органа недействительным необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из пунктов 9 и 10 «Положения о проведении территориального землеустройства», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.06.2002 N 396, в связи с тем, что межеванием могут быть затронуты законные интересы других лиц, они должны быть в письменной форме извещены до начала работ не позднее, чем за 7 дней.

Материалами дела подтверждается, что при проведении в 2004-2005 годах землеустроительных работ в виде размежевания земельного участка с кадастровым номером 54:35:101306:0009, на котором расположены находящиеся в федеральной собственности объекты недвижимости, закрепленные на праве оперативного управления за училищем и инспекцией, в нарушение пунктов 9 и 10 названного Положения, не было осуществлено согласование границ объектов землеустройства с училищем (впоследствии, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации N 1265-р от 07.10.2005 - Академией - т. 1, л.д. 62). Оно не извещалось письменно о работах, связанных с межеванием.

Таким образом, при межевании земельного участка органом местного самоуправления допущены нарушения норм действующего законодательства, в результате которых согласование границ земельного участка проведено без участия училища.

В соответствие с частью 3 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 года право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие настоящего Кодекса сохраняется.

Спорный земельный участок был предоставлен правопредшественнику академии на праве постоянного (бессрочного) пользования решением N 264 от 24.04.1963 Исполнительного комитета Новосибирского городского Совета депутатов трудящихся, акт от 22.05.1964 (т. 1, л.д. 76, т. 2, л.д. 17), обладавшим соответствующими правомочиями, для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации площадью 0,73 га, находящийся в Центральном районе в квартале N 71.

Ранее Новосибирскому речному училищу МРФ, согласно решению N 168 от 06.02.1957 Исполнительного комитета Новосибирского городского Совета депутатов трудящихся, акт от 18.04.1958, был предоставлен в бессрочное пользование для капитального строительства и дальнейшей эксплуатации земельный участок площадью 0,26 га, находящийся в Центральном районе, в квартале 71-78 (т. 2, л.д. 19, т. 1 л.д. 68).

Таким образом, Новосибирскому речному училищу МРФ выделен и передан в установленном порядке земельный участок общей площадью 0,99 га.

Согласно пункту 9 статьи 3 Федерального закона О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Между тем, указанные акты, свидетельства подтверждают лишь имеющееся право на земельный участок, не являясь при этом правоустанавливающим документом. Отсутствие такого государственного акта, свидетельства другого правоподтверждающего документа в отношении прав на земельный участок 0,99 га при изложенных обстоятельствах само по себе не означает отсутствия права постоянного бессрочного пользования у Академии, правопредшественника училища в отношении данного земельного участка. Следовательно, названные решения и акты Новосибирского городского Совета депутатов трудящихся закрепляют за училищем (в последствие Академией) право постоянного (бессрочного) пользования в отношении выделенных земельных участков. Фактическое землепользование ФГОУ ВПО «ВТ» спорным земельным участком подтверждается кадастровым планом от 06.07.2004, согласно которому земельный участок с кадастровым номером 54:35:10 1306:09, площадью 8017 кв.м., находился в использовании зданиями училища (т. 1, л.д. 14). Также указанное обстоятельство подтверждается приложением N 2, утвержденным постановлением Мэрии г. Новосибирска N 1530 от 11.08.2000 (т. 2, л.д. 50).

Несмотря на то, что впоследствии в 1999 году часть земельного участка площадью 0,11 га, расположенный, в том числе под гаражом для автотранспорта передавалась училищем ОАО «ПТК-30», а также по договору от 18.04.2001, согласно которому был передан земельный участок под автомобильными гаражами площадью около 0,08 га, оформления соответствующих правоустанавливающих документов, утверждения границ земельных участков не было.

В силу пункта 1 ст. 45 Земельного кодекса РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.

Согласно п. 4 ст. 53 настоящего Кодекса при отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком. Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения (п. 5 ст. 53 ЗК РФ).

Судом установлено, что земельный участок площадью 0,0460 га, предоставленный Распоряжением Мэрии города Новосибирска N 6535-р от 09.09.2005 инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Новосибирска в постоянное (бессрочное) пользование для эксплуатации здания гаража по ул. М, 4б, является частью земельного участка, предоставленного училищу на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Материалами дела не подтверждается, что училище обращалось с подобным заявлением и решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, уполномоченным органом было принято.

Таким образом, Мэрия города Новосибирска нарушила действующее законодательство, поскольку право постоянного (бессрочного) пользования Академии в отношении земли площадью 0,0460 га в установленном законом порядке не было прекращено.

Кроме того, предоставление в постоянное (бессрочное) пользование Инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новосибирска земельного участка площадью 0,0460 га нарушает права и законные интересы Академии, имеющей титул землепользователя.

Как видно из материалов дела, в ходе реорганизации на основании распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 03.11.2005 N 2450-р территориальным управлением 16.03.2006 распоряжением N 260-р (т. 1, л.д. 66) утвержден передаточный акт, согласно которому за федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «ВТ» закреплено на праве оперативного управления имущество, в том числе гараж на 2 а/м 1973 года ввода, расположенный по ул. М, 4 (т. 1, л.д. 64). Гараж был поставлен на баланс училища и до настоящего времени он находится на балансе Академии.

Вместе с тем, установлен и тот факт, что указанный гараж фактически находится в оперативном управлении налогового органа в силу распоряжения комитета по управлению государственным имуществом от 11.02.1999 г. N 149-р и передан по акту приема-передачи федерального имущества с баланса училища на баланс налогового органа.

В соответствие с пунктом 2 статьи 13 Федерального закона от 24.07.1998 N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в редакции, действовавшей в момент принятия распоряжения комитетом по управлению государственным имуществом от 11.02.1999 г. N 149-р, принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

Материалами дела не подтверждается, что соответствующая экспертная оценка была проведена.

Согласно п. 3 ст. 13 настоящего закона имущество, которое является государственной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество), которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и возникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целей образования, воспитания, развития, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей, может использоваться только в данных целях.

Поскольку училище проводит обучение несовершеннолетних, спорный земельный участок, предоставленный ему, образует социальную инфраструктуру для детей и предназначено для целей образования, то передача (отчуждение) налоговому органу спорного земельного участка площадью 0,0460 га в постоянное (бессрочное) пользование нарушает права и законные интересы Академии в использовании его по целевому назначению.

Подтверждением указанного является письмо Депутата Государственной Думы Л…А.Е., из которого следует, что спорный земельный участок необходим Академии для строительства спортивного зала для курсантов училища, являющихся несовершеннолетними, проживающими в общежитии, в числе которых есть дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (т. 2, л.д. 16).

В соответствие с п. 2 ст. 3 Федерального закона О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 137-ФЗ Академия в праве переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса РФ.

Таким образом, оспариваемое распоряжение также нарушает права Академии на приобретение прав на спорный земельный участок, закрепленные ст. 36 Земельного кодекса РФ.

Довод Мэрии г. Новосибирска, налогового органа о том, что фактическое землепользование не является законным, а значит, фактический землепользователь не имеет законных интересов при осуществлении межевания соседних земельных участков, с учетом изложенного судом отклоняется, как юридически несостоятельный.