• по
Более 48000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 30 июня 2008 года Дело N А45-7210/2008-64/13


[Требования Управляющей компании о признании недействительным решения ИФНС о доначислении НДС, пени и штрафа за его неполную уплату удовлетворены. Доводы налогоплательщика о том, что суммы субвенций (субсидий), предоставляемых налогоплательщику бюджетом, не учитываются при определении налоговой базы, признаны обоснованными]
(Извлечение)
 

____________________________________________________________________
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 марта 2009 года N Ф04-1125/2009(1293-А45-42) решение от 30.06.2008 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 22.09.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-7210/2008-64/13 оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения

____________________________________________________________________


Арбитражный суд Новосибирской области в составе: судья: ..., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению МУП «Управляющая компания жилищно-коммунальным хозяйством» г. Барабинска к Межрайонной ИФНС РФ N 10 по Новосибирской области о признании недействительным решения, при участии в заседании представителей: от истца: ..., от ответчика: ...,

Муниципальное унитарное предприятие «УК ЖКХ», (заявитель, предприятие) обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС РФ N 10 по Новосибирской области от 27.03.2008 года N 266 «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения».

Заявитель не согласен с доначислением налога на добавленную стоимость, пени и штрафа в связи с тем, что, по его мнению, суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен при определении налоговой базы не учитываются, в связи с чем считает, что доначисление налога на добавленную стоимость и привлечение к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового Кодекса РФ произведено налоговым органом неправомерно.

Налоговый орган с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.

26.06.2008 года от налогового органа поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, в связи с невозможностью явки представителей Инспекции по причине нахождения в отпуске и на больничном.

Представители заявителя возражают против отложения рассмотрения дела.

Суд, рассмотрев указанное ходатайство считает не подлежащим его удовлетворению, в связи с тем, что налоговым органом не представлены доказательства (больничный лист, приказ о нахождении в отпуске) , подтверждающие невозможность явки представителей Инспекции в судебное заседание.

Дело рассматривается по правилам статьи 156 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС РФ N 10 по Новосибирской области проведена камеральная проверка декларации по налогу на добавленную стоимость за октябрь 2007 года, представленной МУП «УК ЖКХ» г. Барабинска 20.11.2007 года.

По результатам проверки налоговым органом вынесено решение N 266 от 27.03.2008 года о привлечении МУП «УК ЖКХ» к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 120414 руб. 89 коп., доначислен НДС в сумме 772945 рублей, пени в сумме 25918 руб. 10 коп.

Основанием для вынесения указанного решения явилось то, что по мнению налогового органа, денежные средства, полученные МУП «УК ЖКХ» в счет возмещения расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан, являются доходом, связанным с реализацией работ (услуг), и на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового Кодекса РФ подлежат включению в налогооблагаемую базу при исчислении НДС. Такой вывод налоговой инспекции мотивирован тем, что полученные Предприятием денежные средства в силу норм статей 6, 38 Бюджетного Кодекса РФ не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования, ни в качестве целевых поступлений из бюджета, поскольку целевой характер выплат проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществить их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств из бюджета уже понесены получателем, в полном или частичном возмещении. В данном же случае, МУП «УК ЖКХ» не приобрело каких-либо товаров (работ, услуг), для оплаты которых ему были бы необходимы целевые бюджетные средства, а, напротив, само оказывало услуги. Таким образом, по мнению налоговой инспекции, полученные им денежные средства по своему экономическому содержанию представляют собой суммы , связанные с реализацией товаров (работ, услуг) и подлежат включению в налоговую базу на основании п.п.2 п.1 ст. 162 Налогового Кодекса РФ.

Не согласие заявителя с указанным решением явилось основанием для обращением в суд. В обоснование своих доводов Предприятие ссылается на то, что из смысла подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового Кодекса РФ не вытекает обязанности у Предприятия включать спорные суммы в налогооблагаемую базу по НДС, поскольку такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд считает заявление подлежащим удовлетворению в силу следующего.

Пункт 1 статьи 146 Налогового Кодекса РФ определяет объекты налогообложения по НДС.

Согласно названной норме Кодекса объектом налогообложения признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Порядок определения базы, облагаемой НДС, установлен статьями 153 - 162 НК РФ.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 153 Налогового Кодекса РФ налоговая база по НДС при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиками (в том числе организациями, реализующими электроэнергию, оказывающими услуги ЖКХ, почтовой связи и т.д.) государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.

Данная норма Налогового Кодекса РФ корреспондируется с пунктом 13 статьи 40 Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которым при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения применяются вышеуказанные цены (тарифы).

С 01.01.2006 на основании Федерального закона от 22.07.2005 N 119-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (далее - Закон N 119-ФЗ) пункт 2 статьи 154 НК РФ дополнен положениями, в соответствии с которыми суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

В то же время согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

В соответствии со статьей 6 Бюджетного Кодекса РФ под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов. Под субсидиями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

В соответствии со статьей 162 Бюджетного Кодекса РФ получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на их получение в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Из следует из материалов дела, между МУП «УК ЖКХ» и Управлением социальной защиты Барабинского района Новосибирской области заключены договоры NN 18 и 19 от 12.01.2007 года на возмещение расходов по мерам социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, которыми установлен порядок возмещения Предприятию расходов, связанных с предоставлением льгот отдельным категориям граждан в 2007 году.

Из указанных договоров следует, что Управление социальной защиты в период с 01.01.2007 года по 31.12.2007 года осуществляло перечисление МУП «УК ЖКХ» средств областного бюджета в целях возмещения расходов, понесенных в связи с предоставлением последним мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающих на территории г. Барабинска Новосибирской области. (п.1.1. Договоров). Указанный факт подтверждается также письмом Управления социальной защиты населения Барабинского района Новосибирска области от 05.05.2008 года.

Факт реализации МУП «УК ЖКХ» г. Барабинска услуг по льготным ценам налоговый орган не оспаривает.

Изучив представленные документы, суд установил, что спорные денежные средства перечислялись Предприятию на основании договоров с Управлением социальной защиты в пределах утвержденных лимитов бюджетных ассигнований из областного бюджета.

Тот факт, что денежные средства в данном случае не поступают получателю бюджетных средств непосредственно с бюджетного счета в виде бюджетных ассигнований, не имеет значения для квалификации фактов расходования бюджетных средств как бюджетного финансирования.

Таким образом, денежные средства, получаемые МУП «УК ЖКХ», предоставлялись ему на возмещение расходов, возникших в результате предоставления льгот отдельным категориям потребителей, согласно установленному в договорах перечню, в связи с чем, заявитель обоснованно исключил указанные суммы из налогооблагаемой базы по НДС.

Кроме того, из смысла подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового Кодекса РФ не вытекает обязанности Муниципального унитарного предприятия включать эти суммы в налогооблагаемую базу по данному виду налога, так как такие средства нельзя расценивать как полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Учитывая вышеизложенное, суд считает, что доначисление НДС в сумме 772945 рублей, пени в сумме 25918 руб. 10 коп. и привлечение МУП «УК ЖКХ» г. Барабинска к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 120414 руб. 89 коп. произведено налоговым органом неправомерно.

Требования заявителя подлежат удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению по правилам статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. 110, ст. 167, 168, 169, 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Признать недействительным решение Межрайонной ИФНС РФ N 10 по Новосибирской области от 27 марта 2008 года N 266 «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения».
Взыскать с Межрайонной ИФНС РФ N 10 по Новосибирской области в пользу Муниципального унитарного предприятия «УК ЖКХ» г. Барабинска государственную пошлину по иску в сумме 2000 рублей.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в течение месяца после его принятия в седьмой арбитражный апелляционный суд г. Томск.
Решение арбитражного суда, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого решения, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, город Тюмень.

Судья:
...

Текст документа сверен по:
файл-рассылка
     

Номер документа: А45-7210/2008-64/13
Принявший орган: Арбитражный суд Новосибирской области
Дата принятия: 30 июня 2008

Поиск в тексте