Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕШЕНИЕ

от 27 марта 2009 года Дело N А45-17355/2008-52/424


[В удовлетворении требований владельца склада временного хранения (СВХ_ о признании незаконным бездействия таможенных органов, выразившегося в ненаправлении на СВХ грузов, находящихся под таможенным контролем, приходивших в адрес заявителя и иных лиц, заключивших договор с заявителем, отказано. Суд указал, что введенные в отношении владельца СВХ ограничения обоснованы и связаны с полной загрузкой склада, препятствующей проведению таможенных процедур]
(Извлечение)

____________________________________________________________________

Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 августа 2009 года N Ф04-4980/2009(19413-А45-19) решение от 27.03.2009 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 08.06.2009 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-17355/2008-52/424 оставлены без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения

____________________________________________________________________


Арбитражный суд Новосибирской области в составе: судья: ..., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества фирма «ТН» к 1) Новосибирской таможне; 2) Сибирскому таможенному управлению, третьи лица: 1) индивидуальный предприниматель П…П.С.; 2) индивидуальный предприниматель П…Н.Н. о признании незаконными бездействий таможенных органов, при участии в заседании представителей: от истца: ..., от ответчика: ...,

В Арбитражный суд Новосибирской области обратилось Закрытое акционерное общество фирма «ТН» (далее - заявитель, общество, ЗАО «ТН») с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, в котором просит признать незаконным бездействие Новосибирской таможни и Сибирского таможенного управления, выразившееся в не направлении грузов, находящихся под таможенным контролем, принадлежащих лицам, заключившим договоры на оказание услуг склада временного хранения с ЗАО «ТН», а также грузов, поступивших в адрес ЗАО «ТН», на склад временного хранения ЗАО «ТН».

В обоснование заявленных требований общество ссылается на следующие обстоятельства.

Начиная с 30.04.2008г. по 01.07.2008г. Новосибирская таможня ограничила, а в дальнейшем полностью прекратила размещение грузов, находящихся под таможенным контролем, поступающих в адрес юридических и физических лиц, заключивших с ЗАО «ТН» договоры на оказание услуг склада временного хранения, а также в адрес самого владельца СВХ - ЗАО «ТН». Некоторые грузовладельцы были вынуждены переадресовать свои грузы на другие СВХ, при этом понеся необоснованные расходы, связанные с простоем транспортных средств и переадресовкой. Жалоба на незаконное бездействие Новосибирской таможни была оставлена Сибирским таможенным управлением без удовлетворения.

По мнению заявителя, действующее законодательство РФ не предусматривает никаких оснований, позволяющих ограничивать права и законные интересы субъекта предпринимательской деятельности - владельца СВХ, кроме как в случае отзыва свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения. Незаконное бездействие таможенных органов препятствовало обществу заниматься специальной предпринимательской деятельностью, предусмотренной статьями 108, 109 Таможенного кодекса РФ.

В судебном заседании представитель общества пояснил, что направление грузов на СВХ заявителя было полностью прекращено с 29.04.2008г., при этом действия таможенных органов противоречат требованиям Приказа ГТК России от 03.09.2003 N 958 «Об утверждении Правил таможенных операций при временном хранении товаров».

Новосибирская таможня в отзыве на заявление считает заявленные требования необоснованными, полагает, что заявителем не представлены доказательства не направления на СВХ поступивших товаров, находящихся в зоне таможенного контроля; в спорный период на СВХ ЗАО «ТН» было размещено 86 товарных партий; 11.06.2008г. Новосибирской таможней было принято решение об отзыве у заявителя свидетельства о включении в реестр владельцев склада временного хранения, что с указанной даты исключило размещение каких-либо товаров и транспортных средств на складе временного хранения.

Сибирское таможенное управление поддерживает правовую позицию Новосибирской таможни, при этом считает, что в спорный период у Новосибирского таможенного поста имелись правовые и фактические основания, как для приостановления, так и для полного прекращения направления товаров на СВХ, поскольку в период с 29.04.2008г. по 30.06.2008г. СВЗ ЗАО «ТН» не соответствовал требованиям, установленным законом - загрузка склада составляла 100%, что не позволяло эффективно проводить таможенный контроль товаров, отсутствовало достаточное количество погрузочно-разгрузочной техники и персонала, недостаточно место для проведения досмотра, о чем владелец СВХ неоднократно извещался. Недостатки, препятствующие размещению грузов на СВХ не были устранены заявителем вплоть до принятия Новосибирской таможней решения об отзыве свидетельства. Не направление на СВХ отдельных партий товара не лишало ЗАО «ТН» права заниматься специальной предпринимательской деятельностью, извлекать прибыль за хранение товаров, ранее размещенных и размещаемых на СВХ в спорный период.

Кроме того, Сибирское таможенное управление не наделено полномочиями на непосредственное совершение таможенных операций с товарами, перемещаемыми через таможенную границу, в том числе не осуществляет действия по направлению товаров на склады временного хранения, в связи с чем оспариваемое заявителем бездействие Сибирского таможенного управления является законным.

От индивидуального предпринимателя П…П.С., индивидуального предпринимателя П…Н.Н., участвующих в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, на стороне заявителя, отзывы на заявление не поступили. Представитель третьих лиц в судебном заседании поддержал правовую позицию заявителя, просит заявленные требования удовлетворить.

В обоснование заявленных требований общество представило в материалы дела следующие доказательства, свидетельствующие, по его мнению, о не направлении поступивших грузов, предназначенных для размещения на СВХ ЗАО «ТН»: договоры об оказании услуг на складе временного хранения ЗАО фирма «ТН», заключенный с третьими лицами; телеграмму, направленную в адрес РЖД Новосибирской таможней 26.05.2008г., о прекращении размещения товарных партий на СВХ ЗАО «ТН»; письма, направляемые заявителем в адрес Новосибирского таможенного поста, с требованием о направлении грузов, поступивших в адрес ЗАО «ТН», ИП П..., ИП П..., ИП М… и других лиц, на СВХ заявителя, и разъяснении причины не проставления направляющих штампов на СВХ «ТН»; письма третьих лиц в адрес Новосибирского таможенного поста с аналогичными требованиями; претензии третьих лиц к ЗАО «ТН» в связи не направлением вагонов на СВХ; железнодорожные накладные, счета-фактуры, акты общей формы, свидетельствующие о простое вагонов.

Полагая, что бездействие Новосибирской таможни и Сибирского таможенного управления, выразившееся в не направлении грузов, находящихся под таможенным контролем, на склад временного хранения ЗАО «ТН», общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого бездействия незаконным суд должен установить обязательное наличие двух условий: оспариваемое бездействие не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы лица, обратившегося в арбитражный суд, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По мнению Новосибирской таможни, заявитель не доказал совершение таможенными органами оспариваемого бездействия, поскольку доказательства, что ЗАО «ТН» обращался за разрешением на внутренний таможенный транзит поступающих грузов, подлежащих размещению на СВХ, а ему было отказано, материалы дела не содержат. Вместе с тем, Новосибирская таможня представила гарантийные сертификаты по всем заявлениям общества о выдаче гарантийных сертификатов.

В силу пункта 1 статьи 79 Таможенного кодекса (далее - ТК РФ) внутренний таможенный транзит - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Внутренний таможенный транзит (далее - ВТТ) применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения, из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории Российской Федерации, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории Российской Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей (пункт 2 статьи 79 ТК РФ).

Под временным хранением товаров понимается таможенная процедура, при которой иностранные товары хранятся без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом либо до помещения их под иную таможенную процедуру (статья 99 ТК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 100 ТК РФ временное хранение товаров осуществляется на складах временного хранения, если иное не установлено главой 12 Таможенного кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 6 статьи 80 ТК РФ при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом в место доставки (статья 85), не являющееся местонахождением таможенного органа, разрешение на внутренний таможенный транзит выдается исключительно лицу, которое будет осуществлять хранение товаров или проведение с товарами других операций в соответствии с настоящим Кодексом в месте доставки.

Как указано в пункте 4 статьи 80 ТК РФ, разрешение на ВТТ выдается после предъявления товаров таможенному органу отправления сразу после того, как этот таможенный орган убедится в соблюдении условий, установленных пунктом 3 статьи 80 ТК РФ, но не позднее трех дней со дня принятия транзитной декларации (статья 81 ТК РФ). Транзитная декларация принимается таможенным органом отправления в день ее подачи, если она отвечает всем установленным требованиям.

Согласно положениям статьи 81 ТК РФ в качестве транзитной декларации таможенный орган отправления принимает любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие сведения, указанные в пункте 2 статьи 81 ТК РФ (пункт 1).

Следовательно, для открытия процедуры ВТТ владелец склада временного хранения товаров был обязан обратиться в таможенный орган, представив транзитную декларацию.

Согласно пункту 3 статьи 80 ТК РФ одним из условий помещения товаров и транспортных средств под таможенную процедуру внутреннего таможенного транзита является обеспечение соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации одним из способов, предусмотренных статьей 86 Кодекса.

Подпунктом 1 статьи 86 ТК РФ предусмотрено, что таможенный орган вправе принять в качестве меры обеспечения соблюдения таможенного законодательства при внутреннем таможенном транзите обеспечение уплаты таможенных платежей в отношении иностранных товаров в размерах, соответствующих сумме ввозных таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при выпуске товаров для свободного обращения.

В материалы дела представлены заявления ЗАО «ТН» о выдаче гарантийных сертификатов для осуществления доставки поступивших товаров до СВХ. По всем заявлениям гарантийные сертификаты были выданы.

В соответствии с Инструкцией об особенностях применения таможенными органами обеспечения уплаты таможенных платежей при внутреннем и международном таможенном транзите, утвержденной Распоряжением ГТК России от 09.12.2003 N 666-р, данный сертификат для таможенного органа является подтверждением обеспечения уплаты таможенных платежей денежным залогом и основанием для выдачи разрешения на помещение товаров под процедуру внутреннего или международного таможенного транзита.

Вместе с тем, по части гарантийных сертификатов, выданных Новосибирским таможенным постом, разница в дате оформления сертификата и дате открытия доставки составляет более месяца, что свидетельствует о не выдаче таможенным органом разрешения на ВТТ и, соответственно, о не направлении поступивших грузов на СВХ.

Кроме того, как следует из материалов дела, в связи с предельной загрузкой СВХ ЗАО «ТН», не позволяющей осуществить эффективный таможенный контроль товаров, первым заместителем начальника Новосибирской таможни Д…И.П. было дано указание о временном приостановлении направлений новых товарных партий на указанный СВХ (докладная записка ОТП и ТК Новосибирской таможни от 29.04.2008г. N 15-06/53).

Письмом от 16.05.2008г. N 06-06/1627 Сибирская оперативная таможня проинформировала Сибирское таможенное управление о неисполнении вышеназванного указания - согласно информационным ресурсам таможенных органов за период с 30.04.2008г. по 14.05.2008г. на СВХ ЗАО «ТН» было размещено 35 товарных партий различных участников ВЭД.

Из служебной записки службы организации таможенного контроля Сибирской оперативной таможни, поступившей в Сибирское таможенное управление 16.05.2008г. вх. N 1516дз следует, что при посещении 14.05.2008г. СВХ ЗАО «ТН» было установлено, что полезная площадь склада полностью заполнена товарами, находящимися под таможенным контролем, нарушаются требования подпунктов «а», «б» пункта 11 Методических рекомендаций по контролю за складами временного хранения и товарами, находящимися на временном хранении, что препятствует полноценному таможенному контролю. До устранения недостатков, предложено поручить Новосибирской таможне ограничить поступление товаров, находящихся под таможенным контролем, на указанный СВХ; получателям товаров рекомендовать размещать их на иных складах временного хранения.

Согласно резолюции начальника Сибирского таможенного управления А.Н. К…А.Н. на указанном письме предписано принять меры по размещению товарных партий на иных СВХ. Согласно резолюции начальника Новосибирской таможни предписано приостановить размещение всех товаров.

При таких обстоятельствах, у суда имеются основания для вывода о не направлении Новосибирской таможней товарных партий на СВХ ЗАО «ТН».

Вместе с тем доводы заявителя об отсутствии у таможенных органов законных оснований для не направления грузов, суд считает необоснованными по следующим основаниям.

Статья 112 ТК РФ устанавливает обязанности владельца склада временного хранения, в том числе, соблюдать условия и требования, установленные настоящим Кодексом в отношении хранения товаров, находящихся под таможенным контролем (подпункт 1 пункта 1).

Требования к обустройству, оборудованию и месту расположения складов временного хранения установлены статьей 107 ТК РФ, согласно пункта 1 которой помещения и (или) открытые площадки, предназначенные для использования в качестве склада временного хранения, должны быть обустроены и оборудованы таким образом, чтобы обеспечить сохранность товаров, исключить доступ к ним посторонних лиц, а также обеспечить возможность проведения в отношении этих товаров таможенного контроля.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 11 ТК РФ таможенный контроль - совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Одной из форм таможенного контроля в соответствии со статьей 366 ТК РФ является таможенный досмотр.

Как следует из содержания акта осмотра помещений и территорий от 29.04.2008г., проведенного на основании предписания на осмотр от 29.04.2008г. N 38, помещения СВХ и открытая площадка были загружены на 100%, отсутствовало место для раскладки товара и его досмотра, что не позволяло эффективно проводить таможенный контроль товаров.

В соответствии с поручением N 10609030/300408/000601 таможенный досмотр товаров, помещенных на СВХ по девяти транзитным декларациям, прибывшим в адрес М…О.Ю, предполагал 100% взвешивание товаров, пересчет грузовых мест и выборочное их вскрытие, выборочный пересчет количества предметов в грузовых местах, а также измерение и определение характеристик товаров с частичной разборкой.

Установленная в ходе осмотра помещений СВХ 100% загрузка склада, с учетом значительного количества (3 867 грузовых мест) подлежащего досмотру товара и степени его досмотра, ограничение площади склада, предусмотренной для проведения таможенного досмотра, образуют совокупность обстоятельств, препятствующих исполнению возложенных на таможенные органы функций по осуществлению таможенного контроля в форме таможенного досмотра.

При таких обстоятельствах, дальнейшее размещение товаров на СВХ препятствовало бы эффективному таможенному контролю, отразилось на сроках его проведения.

В ходе повторного осмотра помещений и территорий СВХ 04.05.2008г. Сибирским таможенным управлением также была установлена 100% загрузка склада, не позволяющая проведение качественного таможенного досмотра в установленные законом сроки (Акт от 04.05.2008г.).

14.05.2008г. комиссией Сибирского таможенного управления при посещении склада было установлено, что полезная площадь склада полностью заполнена товарами, находящимися под таможенным контролем, что препятствовало осуществлению полноценного таможенного контроля.

Ссылка общества на недоказанность таможенными органами 100% загрузки склада является необоснованной, поскольку данные обстоятельства подтверждены представленными в материалы дела актами от 29.04.2008г., от 04.05.2008г., составленными таможенными органами в присутствии работников ЗАО «ТН», служебной запиской от 14.05.2008г. Доказательства обжалования действий таможенный органов, выразившихся в установлении 100 % загрузки склада, заявителем не представлены.

Таким образом, вышеназванные обстоятельства привели к принятию решения о временном не направлении грузов на СВХ.

Доводы заявителя об отсутствии в законодательстве РФ прямо предусмотренной нормы, предоставляющей возможность таможенным органам не направлять грузы на СВХ ввиду загруженности склада, не принимаются судом во внимание, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 408 ТК РФ таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают правомочиями принимать меры, предусмотренные настоящим Кодексом, в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации.

Поскольку в сложившейся на СВХ ситуации достижение основной цели таможенного контроля - обеспечение соблюдения таможенного законодательства фактически было затруднительно, следовательно, решение Новосибирской таможни о временном приостановлении направления новых товарных партий на СВХ ЗАО «Титан - Новосибирск» не противоречит действующему законодательству и принято в рамках предоставленных таможенному органу полномочий.

В ходе осмотра помещений и территорий СВХ, проведенного 05.06.2008г., Новосибирской таможней был выявлен ряд нарушений, в том числе: имеется возможность доступа посторонних лиц в зону таможенного контроля. Невозможность идентификации некоторых товарных партий, не соответствии данных о количестве грузовых мест, указанных в отчетах ДО и фактического количества мест, рентгеновская установка установлена так, что часть товарных партий минует радиационный контроль, часть грузовых мест имеет следы порчи упаковки товара, часть товара не имеет упаковки и другие. От подписи акта осмотра руководитель ЗАО «ТН» отказался.

09.06.2008г. в ходе проведения очередного осмотра помещений и территорий СВХ было установлено: досмотрово - рентгеновская техника размещена во вспомогательном помещении складского комплекса, помещение не входит в полезный объем СВХ; в одном из вспомогательных помещений имеется специально приспособленное помещение, предназначенное для хранения товаров, которые могут причинить вред другим товарам, помещение не входит в полезный объем СВХ.

11.06.2008г. Новосибирской таможней было принято решение об отзыве свидетельства о включении в Реестр владельцев складов временного хранения ЗАО «ТН».

Таким образом, вплоть до 11.06.2008г. заявителем не были устранены недостатки, препятствующие размещению товарных партий на СВХ.

В соответствии с пунктом 65 Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции ведения Реестра владельцев таможенных складов и Реестра владельцев складов временного хранения, утвержденного Приказом ФТС России от 31 октября 2007 г. N 1352, должностные лица таможенного органа, непосредственно осуществляющего таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, временное хранение которых осуществляется на складе временного хранения, в отношении владельца которого принято решение об отзыве свидетельства о включении в Реестр СВХ, осуществляют таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств, помещенных на временное хранение на указанный склад на момент принятия решения об отзыве свидетельства о включении в Реестр СВХ. Иные товары и транспортные средства на данный склад временного хранения в течение указанного срока не размещаются.