АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2004 года Дело N А60-26756/2004-С9


[Суд считает действия ответчика, которые при составлении списка плательщиков земельного налога, и указали категорию спорного земельного участка - промышленность, правомерными]
(Извлечение)  

     

17 декабря 2004 года объявлена резолютивная часть постановления.

17 декабря 2004 года постановление изготовлено в полном объеме.


Рассмотрел 09-17.12.04 г. в судебном заседании апелляционные жалобы

Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Сухому Логу, Администрации МО «г.Сухой Лог» на решение от 12 октября 2004 г. Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-26756/2004 - С9, принятое судьей Ворониным СП., по заявлению ОАО «Свердловэнерго» к Комитету по земельным ресурсам и землеустройству по г. Сухому Логу, третьему лицу - Администрации МО «город Сухой Лог» об оспаривании действий должностных лиц государственного органа.

ОАО «Свердловэнерго» обратилось с заявлением в арбитражный суд Свердловской области об обжаловании действий должностных лиц Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по городу Сухому Логу Свердловской области, выразившееся в указании в Списке N 1 юридических лиц - плательщиков земельного налога и в инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков об отнесении земель общей площадью 1921 га, занятых водохранилищем и зоной подтопления Рефтинской ГРЭС ОАО «Свердловэнерго» к землям промышленности.

Решением суда первой инстанции от 12 октября 2004 года требования удовлетворены полностью. Признаны незаконными действия Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Сухому Логу Свердловской области, выразившиеся в указании в списке плательщиков земельного налога, составленного по состоянию на 10.06.2004, а также в инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков, об отнесении земель водного фонда, занятых водохранилищем Рефтинской ГРЭС и зоной подтопления, к землям промышленности.

Суд обязал Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по г. Сухому Логу Свердловской области восстановить нарушенные права ОАО «Свердловэнерго» путем внесения изменений в список плательщиков земельного налога и в инвентаризационной описи ранее учтенных земельных участков и указание в них на отнесение земельного участка Общества площадью 1921 га к землям водного фонда.

Законность и обоснованность принятого судебного акта проверены в порядке статей 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по апелляционным жалобам Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Сухому Логу, Администрации МО г. «Сухой Лог», которые с решением не согласны, просят его отменить.

Оспаривая решение, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по г. Сухому Логу ссылается на то, что суд не дал должную правовую оценку Постановлению Главы города Сухой Лог от 05.12.1995г. N 1650. Кроме того, в обязанности Комитета не входит изменять и пересматривать категории земель.

Оспаривая решение, Администрация МО «г.Сухой Лог» ссылается на то, что категория спорного земельного участка определена Постановлением Главы города в 1995 году и до настоящего времени указанное Постановление не оспорено, является действующим.

ОАО «Свердловэнерго» представило отзыв, в котором указало, что Постановление Главы города N 1650 от 05.12.1995г. не может служить доказательством законности и обоснованности действий Комитета по земельным ресурсам и землеустройству.

Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что отнесение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству земель водного фонда к землям промышленности не соответствует целевому назначению земли и экономическому содержанию земельного налога.

Материалами дела установлено.

Главой Администрации города Сухой Лог издано Постановление от 05.12.1995г. N 1650 об отнесении земель по категориям и целям использования. Согласно приложения к постановлению земельный участок Рефтинской ГРЭС общим размером 3576 га куда входит участок 1921 га, отнесен к землям промышленности.

В связи с введение в действие Земельного Кодекса РСФСР названный участок в соответствии со свидетельством N 3762 от 28.10.1993г находится в бессрочном пользовании ОАО «Свердловэнерго - Рефтинская ГРЭС» согласно постановлении Главы администрации г. Сухой Лог от 10.07.1992г. N 641 для размещения ГРЭС и водохранилища.

Ранее землепользование Рефтинской ГРЭС участком площадью 3576 га, в том числе под водой 1921 га осуществлялось на основании следующих документов: Распоряжения Совета Министров РСФСР от 31.08.1964г. N 3323-р об отводе Уральской объединенной дирекции строящихся электросетей ГПК по энергетике и электрофикации СССР под строительство объектов Рефтинской ГРЭС; Решения Исполкома Свердловского сельского областного совета депутатов трудящихся от 20.07.1964г. N 326 в поддержку вышеуказанного Распоряжения; Решения Исполкома Свердловского сельского областного совета депутатов трудящихся от 17.02.1967г. N 120 об утверждении отчета о распределение земель по угодьям на 01.11.1966г., где указана категория земельного участка - промышленность.

При составлении декларации по земельному налогу на 2004г. ОАО «Свердловэнерго» применила к части земельного участка площадью 1921 га льготную ставку, установленную для земель водного фонда. При проведении камеральной проверки налоговой декларации Инспекция руководствовалась Списком N 1 юридических лиц - плательщиков земельного налога в границах земель, переданных в ведение МО «г Сухой Лог» и сведениями Единого государственного реестра земель государственного земельного кадастра, в которых данные земельные участки отнесены к категории земель промышленности. Названный список ежегодно составляет Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по г. Сухому Логу.

Рассмотрев материалы дела, суд считает, что апелляционные жалобы подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в РФ является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.

Согласно ст. 87 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ землями промышленности, энергетики, и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Подобную норму содержит ЗК РСФСР 1991г. в ст. 79.

В силу ст. 89. Землями энергетики признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В целях обеспечения деятельности организаций и объектов энергетики могут предоставляться земельные участки для размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов (ст. 102 Земельного Кодекса Российской Федерации).

Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую предусмотрен ст. 8 Земельного Кодекса Российской Федерации. В отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;

Категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков и иное.

Отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую установлен и в ЗК РСФСР 1991г., согласно которой отнесение земель к категориям и перевод их из одной категории в другую производятся в связи с изменением целевого назначения земель и в случаях, предусмотренных законодательством РСФСР, местными Советами народных депутатов в соответствии с их компетенцией при изъятии и предоставлении земель.

Статьей 1 Постановления Правительства РФ от 4 сентября 1995 г. N 876 "Об упорядочении учета плательщиков земельного налога и арендной платы за землю" на районные и городские комитеты по земельным ресурсам и землеустройству возложено обеспечение государственных налоговых инспекций в районах, городах без районного деления и районах в городах подготовленными на основе данных государственного земельного кадастра списками юридических лиц и граждан - плательщиков земельного налога.

Как следует из материалов дела, спорный земельный участок находится в пределах административных границ Сухоложского района и заявителем данный факт не оспаривается. Первоначально Распоряжением Совета Министров РСФСР от 31.08.1964г. N 3323-р земельный участок выделялся под строительство объектов Рефтинской ГРЭС. Решение Исполкома Свердловского сельского областного совета депутатов трудящихся от 20.07.1964г. N 326 дублирует вышеуказанного Распоряжение. Согласно отчету о распределении земель по угодьям и землепользователям этих земель по состоянию на 01 ноября 1966г. земельный участок Рефтинской ГРЭС в графе Государственные хозяйства других министерств и ведомств площадью 3578 обозначен как земли промышленности. Таким образом, спорный земельный участок является собственностью государства (федеральной собственностью) и орган государства - Исполком Свердловского сельского областного совета депутатов трудящихся - правомочный в силу ст. 5 Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г. определять целевое назначение земель.

В связи с введением в действие земельного Кодекса РСФСР орган местного самоуправления - Глава администрации - издал Постановление N 641 от 10.07.1992г. о перерегистрации землепользования Рефтинской ГРЭС, на основании которого ОАО «Свердловэнерго» выдано свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 3576 га для размещения ГРЭС и водохранилища. Поскольку ранее категория земельного участка была определена как промышленность, то при вынесении Главой Администрации Постановления 05.12.1995г. N 1650 и составления Списка N 1 категория земли также была указана промышленность. Указанное Постановление вынесено в полном соответствии с требованиями, установленными в Порядке ведения списков плательщиков земельного налога, утвержденного Роскомземом 17.10.1995г., в соответствии с которым категория земельных участков определяется на основании правоустанавливающих документов и иных документов, а при отсутствии в них необходимой информации - в соответствии с решениями органов местного самоуправления об отнесении участков по категориям.

Вышеназванное Постановление Главы Администрации на сегодняшней день никем не оспорено и продолжает действовать. В настоящем судебном процессе суд не имеет возможности оценить полномочия и правомерность действий Главы Администрации по отнесения спорного земельного участка площадью 1921 га к землям промышленности, а не к землям водного фонда, поскольку указанное Постановление не является предметом спора, а суд самостоятельно не может игнорировать его по правилам п. 2 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку каких-либо несоответствий этого Постановления акту, имеющему большую юридическую силу, не усматривается.

Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает и положение ст. 6 Земельного Кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ, в соответствии с которым объектами земельных отношений могут быть только сформированные (то есть прошедшие кадастровый учет) земельные участки или их части, каждое из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок. Как видно из материалов дела, участка площадью 1921 га не существует как объекта земельного права.

С учетом изложенного, суд считает действия Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Сухому Логу Свердловской области, которые при составлении Списка N 1 плательщиков земельного налога, руководствовались Постановлением Главы Администрации города Сухой Лог от 05.12.1995г. N 1650 и указали категорию спорного земельного участка -промышленность, правомерными.

На основании изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 269, 271, п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд постановил:


Решение от 12 октября 2004 года отменить. Заявленные требования оставить без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции.



Судьи
...





Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

рассылка