Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 6 февраля 2009 года Дело N А60-33288/2008-С3


[Решением суда в удовлетворении иска о взыскании штрафа за искажение сведений о весе груза в железнодорожной накладной по ст. 102 Устава железнодорожного транспорта РФ отказано]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 06.02.2009г.

Решение в полном объеме изготовлено 06.02.2009г.

Рассмотрел в судебном заседании дело по иску Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Нижнетагильское отделение Свердловской железной дороги

к Закрытому акционерному обществу «Андриановский леспромхоз»

3 - лицо: Закрытое акционерное общество «ТЭП «Желдорэкспедиция»

о взыскании 143 575 руб.

при участии в заседании:

от истца: Елисеева Е.В. - представитель по доверенности 66 Б 247835 от 25.06.2008г.

от ответчика: Иванова Т.Е. - представитель по доверенности от 29.09.2008г., Коковина Т.А. - представитель по доверенности от 29.09.2008г.

от 3 - его лица: Ковнацкая О.В. - представитель по доверенности от 31.12.2008г. N 135

Отводов суду не заявлено. Процессуальные права и обязанности разъяснены.

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к Закрытому акционерному обществу «Андриановский леспромхоз», 3 - е лицо: Закрытое акционерное общество «ТЭП «Желдорэкспедиция» о взыскании 143 575 руб. штрафа за искажение сведений о весе груза в железнодорожной накладной. Требование основано на статье 102 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, предусматривающей штраф за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона грузоотправителем.

Ответчик исковые требования не признал.

В обоснование своих возражений ответчик ссылается на то, что погрузка груза и определение массы груза производились силами грузоотправителя в соответствии с п. 19 Правил о приеме грузов к перевозке железнодорожным транспортом (Приказ МПС РФ от 18.06.2003г. N 28) Грузоотправителем выбран способ определения массы груза «по обмеру». В подтверждение правильности выбора способа определения массы, 29.02 2008г. на станции Андриановичи ЗАО «ТЭП»Желдорэкспедиция» на вагонных весах ВИУ-1 (сертификат RU. С28.005.АN22679 от 25.12.2005г.) по договору с ответчиком от 21.03.2007г. произвело взвешивание вагона. По результатам взвешивания масса вагона N 642521475 составила 64, 5 т. при грузоподъемности вагона 69 т. Данный факт отражен в наряд - заказе от 29.02.2008г.

Действия истца по перевеске вагона на весах при имеющейся в накладной отметке грузоотправителя об измерении массы груза обмером не соответствует п. 19 Правил приема груза к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003г. N 28, согласно которому способ определения массы груза выбирается перевозчиком или грузоотправителем, в зависимости от того, кем из них производится погрузка в вагон.

Грузоотправитель не может быть привлечен к ответственности за погрузку груза с превышением грузоподъемности в тех случаях, когда масса груза, определенная грузоотправителем, не соответствует массе груза, определенной грузоперевозчиком с использованием иного метода (способа) определения массы груза, нежели при погрузке груза в вагон.

Кроме того, порядок составления и оформления актов, на которые ссылается истец в основание своих требований, не соответствуют предъявляемым действующим законодательством требованиям.

Представитель третьего лица в судебном заседании подтвердил факт взвешивания вагона N 64250175 на станции Андриановичи в рамках заключенного между ответчиком и третьим лицом договора от 21.03.2007г. N 3370 на весах ВИУ-1сб0, заводской номер 2103003001, которые прошли первичную поверку и признаны годными для эксплуатации. При взвешивании вес груза определен 64, 5 т.

В судебном заседании 30.01.2009г. объявлен перерыв до 06.02.2009г. до 13 часов 30 минут.

6 февраля судебное заседание продолжено.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения сторон, суд установил:

29 февраля 2008г. на станции Андриановичи Свердловской железной дороги от ответчика принят к перевозке груз - пиломатериалы в полувагоне N 64250475 по отправке АВ 150154.

В спецификации, приложенной к транспортной железнодорожной накладной, указана порода отгруженных пиломатериалов - сосна, и проведен расчет объемов погрузки - 81, 7 м3. Переводной коэффициент ответчиком не указан. В железнодорожной транспортной накладной вес груза указан грузоотправителем - 69 000 кг.

8 марта 2008г. на станции Орск Южноуральской железной дороги при осмотре поезда системой «весы вагонные для взвешивания в движении вагонов и железнодорожных составов РТВ - Д» произведенном перевозчиком у вагона N 64250475 выявлен перегруз, вагон отцеплен, о чем составлен акт общей формы N 81000-4-Г/1116.

При перевешивании вагона на весах 200тн тензометрических выявлена фактическая масса груза - 77 700кг. При грузоподъемности вагона 69 000 кг. Перегруз составил 8 700 кг.

По результатам перевески составлен коммерческий акт от 10.03.2008г. N К 396460/21, подписанный представителем перевозчика.

14.03.2008 года составлен второй коммерческий акт в присутствии представителя грузоотправителя Абдурахимова П.А. отгружено 600 досок весом 8 880 кг. Выгруженный груз в количестве 317 досок конфискован инспектором Оренбургской таможни Д.А. Цыкало, оставшиеся 283 доски выданы представителю ответчика.

Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в арбитражный суд с иском о взыскании штрафа по ст. 102 Устава железнодорожного транспорта. Провозная плата по данной перевозке определена 28 715 руб. Пятикратный штраф равен 143 575 руб.

Согласно п.п. 1.2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки, Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В соответствии с п.п. 1.2 ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной.

Заключение между сторонами договора перевозки груза подтверждается представленной в материалы дела железнодорожной накладной N АВ150154.

Из пункта 1 ст. 793 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно ст. 26 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов - также количество грузовых мест.

Согласно ст. 27 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных. За искажение наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате которого снижается стоимость перевозок или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, грузоотправители несут ответственность, предусмотренную ст.ст. 98, 111 Устава.

Определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.

В соответствии с п. 13 Правил приемки грузов к перевозке железнодорожным транспортом масса грузов определяется исключительно посредством взвешивания, если их погрузка до полной вместимости вагонов может повлечь за собой превышение допустимой грузоподъемности вагонов.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме N 119 от 10.07.2007г. «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с применением к грузоотправителям ответственности за искажение ими сведений о массе груза в транспортных железнодорожных накладных» необходимо исходить из следующего.

По смыслу норм ст. 26 УЖТ РФ и п. 13 Правил они не устанавливают общего запрета на определение грузоотправителем на основании п. 16 Правил массы груза расчетным способом, а закрепляют правило, в соответствии с которым только путем взвешивания (применительно к грузам, перевозимым навалом и насыпью, только путем взвешивания на вагонных весах) должна быть определена масса груза, если его погрузка до полной вместимости вагонов, контейнеров повлечет за собой превышение грузоподъемности.

Следовательно, если масса груза, в том числе перевозимого навалом или насыпью, определенная грузоотправителем расчетным способом, не соответствует массе груза, определенной грузоперевозчиком путем взвешивания, грузоотправитель несет ответственность за искажение сведений о массе груза только тогда, когда погрузка груза до полной вместимости вагонов, контейнеров повлекла за собой превышение их допустимой грузоподъемности.

Порядок оформления и взыскания штрафов устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.

В соответствии с пунктом 6 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения России от 18.06.2003г. N 43, при обнаружении обстоятельств, указанных в ст. 98 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом. На основании этих актов начисляется сумма штрафа и направляется уведомление в адрес грузоотправителя об уплате штрафа.

Правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МП России от 18.06.2003г. N 45, предусмотрен порядок составления коммерческих актов и актов общей формы.

Перевозчиком правила оформления актов не соблюдены.

Несоответствие массы груза данным, указанным в перевозочных документах, удостоверено коммерческим актом от 10.03.2008г. N К 396460/21. и актом общей формы от 10.03.2008г. N 2/603г., которые подписаны только приемосдатчиками. Ни подписи грузоотправителя, ни подписи грузополучателя указанные акты не содержат.

Ссылка истца на то, что указанные акты составлены на промежуточной станции, в связи с чем содержат подписи только приемосдатчиков судом во внимание не принимается, поскольку в соответствие с пунктом 2.6. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России 18.06.2003г. N 45 о составлении коммерческого акта на станции отправления или на попутной станции делается отметка на оборотной стороне накладной в графе «Отметки перевозчика» с указанием номера коммерческого акта, даты его составления и в связи с чем он составлен. Эта запись удостоверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика. Такой отметки железнодорожная накладная N АВ 150154 не содержит.

Что касается акта общей формы, то пунктом 3.2.1 тех же Правил установлено, что о составлении акта общей формы на оборотной стороне накладной в графе «Отметки перевозчика» делается отметка с указанием номера и даты составления акта общей формы, которая заверяется подписью уполномоченного представителя перевозчика. Такой отметки акт общей формы от 10.03.2008г. N 2/603 не содержит. При составлении акта общей формы в пути следования в случае последующего взимания с грузоотправителя штрафа за искажение в накладной наименования груза, особых отметок, сведений о грузах акт общей формы составляется перевозчиком в трех экземплярах. Третий экземпляр акта общей формы прикладывается к коммерческому акту и вместе с документом, по которому производится взыскание штрафа, направляется в адрес грузоотправителя.

В соответствии с пунктом 2.8 Правил если при проверке на станции назначения не будет обнаружена разница между данными коммерческого акта, составленного на попутной станции, и фактическим наличием и состоянием груза на станции назначения, то перевозчик обязан, не составляя нового коммерческого акта, сделать в разделе «Ж» коммерческого акта, составленного на попутной станции, отметку следующего содержания: «При проверке груза, выданного «___»______г. разницы против настоящего акта не оказалось. Такая отметка в коммерческом акте N БЖ 064750 от 27.09.2006г. отсутствует.

Согласно пункту 2.10 Правил при выгрузке и одновременной выдаче груза грузополучателю коммерческий акт подписывается уполномоченным представителем грузополучателя и перевозчика. Коммерческий акт грузополучателем не подписан.

Кроме того, согласно акту общей формы от 07.03.2008г. N 1/11363, составленному на станции Челябинск-Главный масса груза соответствовала, массе, указанной в железнодорожной накладной.

8 марта 2008г. актом общей формы N 81000-4-Г/1116, составленным на станции Орск зафиксированы результаты взвешивания, где перегруз составил 4, 1 т. (вес нетто 73 100 кг.)

10 марта 2008г. актом общей формы N 2/603 ст. Орск зафиксирован перегруз 8 700 кг. ( вес нетто 77 700 кг.)

Актом общей формы от 14.03.2008г. N 8/54 подтверждено изъятие 8 880 кг. груза при зафиксированном первоначальном весе груза 77 700 кг. И вагон направлен для контрольной перевески на станцию Орск.

Актом общей формы от 15.03.2008г. N 2/645 зафиксирована масса нетто 67 100 кг., хотя после изъятия груза вес оставшегося должен был бы составлять 68 820 кг.

Таким образом, порядок составления актов не соответствует предъявленным требованиям, и содержат противоречивые сведения, в связи с чем они не могут служить доказательством в подтверждение предъявленных исковых требований.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, 333.21, 333.22 333.37, Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

В удовлетворении иска отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на Интернет - сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа.



Судьи
...





Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка