Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 16 февраля 2009 года Дело N А60-769/2009-С9


[Суд полагает, что требования заявителя о признании недействительным решения о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат удовлетворению]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 16 февраля 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 16 февраля 2009 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.В. Плюсниной при ведении протокола судебного заседания судьей С.В. Плюсниной, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «Волчанский уголь» к Государственному учреждению - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) о признании недействительным решения,

при участии в судебном заседании

при участии в судебном заседании

от заявителя: Шумихин А.А., адвокат, доверенность от 11.01.09, удостоверение N 2106

от заинтересованного лица: Вальтер Н.Л., представитель по доверенности от 30.12.08

Объявлен состав суда. Лицам, участвующим в деле, процессуальные права, (в том числе право на отвод) и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств не поступило.

В материалы дела заинтересованным лицом представлены отзыв, дополнительные документы. Заявителем также представлены дополнительные документы.

Заявитель уточнил наименование заинтересованного лица - Государственное учреждение - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1)

Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд установил:

Закрытое акционерное общество «Волчанский уголь» обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) от 31.10.2008 N 161 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части п.3 указанного решения по не начислению страховых взносов по выплате страхователем работникам, привлеченным для прохождения военных сборов среднего заработка в сумме 28015 руб. 21 коп., а также п. 4 решения в части выплаты страхователем материальной помощи работникам к праздничным датам, к очередному отпуску, к юбилейным датам в размере 1078225 руб.

Уточнив заявленные требования, заявитель просит признать недействительным решение Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) от 31.10.2008 N 161 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части п.3 указанного решения по не начислению страховых взносов по выплате страхователем работникам, привлеченным для прохождения военных сборов среднего заработка в сумме 28015 руб. 21 коп., а также п. 4 решения в части выплаты страхователем материальной помощи работникам к праздничным датам, к очередному отпуску, к юбилейным датам в размере 1078225 руб., в части доначисления страховых взносов в сумме 22667руб.46коп. и штрафа в размере 4533руб.49коп.

Заявитель полагает, что заинтересованным лицом необоснованно начислены страховые взносы на суммы материальной помощи и на суммы оплаты исполнения работниками государственной обязанности по военным сборам, поскольку названные выплаты не относятся к оплате труда.

Заинтересованное лицо требования заявителя не признает, ссылаясь на правомерность и обоснованность оспариваемого решения, считает, что заявителем допущено занижение базы для начисления страховых взносов в сумме 1186941 руб. 92 коп., в связи с чем правомерно доначислены страховые взносы в сумме 22667руб.46коп. и применена ответственность в виде взыскания суммы штрафа в размере 4533руб.49коп.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:

Государственным учреждением - Свердловским региональным отделением Фонда социального страхования РФ (филиал N 1) на основании решения от 02.09.2008 N 508 в период с 02.09.2008 по 05.09.2008 проведена документальная выездная проверка страхователя ЗАО «Волчанский уголь» по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2006 по 31.12.2007.

По результатам проверки составлен акт N 508 н/с от 29.09.2008 по результатам рассмотрения которого, заместителем директора Филиала N 1 ГУ СРО ФСС РФ принято решение N 161 от 31.10.2008 г. Указанным решением общество привлечено к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в виде штрафа в размере 4847 руб. 36 коп. и ему предложено отразить в бухгалтерском учете и расчетной ведомости по средствам Фонда (форма ;-ФСС РФ) доначисленные страховые взносы в сумме 24236 руб. 80 коп., в том числе не принятые к зачету расходы.

Полагая, что данное решение в части является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, заслушав доводы сторон, суд приходит к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению, исходя из нижеследующего.

В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела основанием для вынесения оспариваемого решения послужили выводы Фонда о неуплате обществом страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в результате занижения им облагаемой базы за период с 01.01.2006 по 31.12.2007 на сумму 1186941 руб. 92 коп., в том числе за 2006 г. -344496 руб. 92 коп., за 2007г. - 842445 руб. В облагаемую базу для начисления страховых взносов обществом не включены суммы, материальной помощи -823945 руб., премий к юбилейным датам -254280 руб., оплаты за исполнение работниками государственной обязанности по военным сборам -28015 руб. 21 коп.

В соответствии со ст. 5 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в том числе, физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 1 Федеральных законов от 19.12.2006 N 235-ФЗ от 22.12.2005 N 179-ФЗ на 2006, 2007 г.г. для страхователей страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены в процентах к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных, а в соответствующих случаях - к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска.

Следовательно, страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат начислению на любые виды и формы заработной платы работников (оплаты их труда).

В соответствии со ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Таким образом, стимулирующие и компенсационные выплаты являются элементами оплаты труда, если они обладают признаками заработной платы: выплачиваются за выполнение работником трудовой функции, их размер зависит от сложности, количества и качества выполняемой работы, носят гарантированный характер, производятся систематически. Именно такие выплаты, производимые в пользу работников, должны включаться в расчетную базу для исчисления рассматриваемых страховых взносов. Иные источники доходов включаются в расчетную базу в случае прямого указания на это в законе в силу п.п. 1, 2 ст. 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ.

Пунктом 4 ст. 20 данного Закона также установлено, что виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством РФ. Однако это не означает, что законодатель предоставил Правительству РФ право определять расчетную базу для исчисления страховых взносов, так как это противоречило бы статье 20 Закона. Правительство РФ уполномочено определить лишь виды выплат, которые не облагаются страховыми взносами. Следовательно, Постановление Правительства РФ само по себе не может применяться для определения расчетной базы для исчисления страховых взносов.

Названными законами о социальном страховании не установлено, что страховой взнос исчисляется с любых доходов, выплачиваемых работодателем своим работникам.

Законодательство Российской Федерации не ограничивает отношения между работодателем и работниками лишь исполнением последними своих трудовых обязанностей и их оплатой, не запрещает работодателю оказывать материальную помощь своим работникам в связи с затратами на лечение, тяжелым материальным положением, расходами на воспитание детей, а также производить работникам иные выплаты, не связанные с оплатой их труда. Напротив, осуществление организациями поименованных выплат отвечает требованиям Конституции Российской Федерации о гарантии социальных прав граждан.

Из вышеизложенного следует, что если начисленные работнику суммы не предусмотрены действующей в организации системой оплаты труда, то они не подлежат включению в расчетную базу.

Как следует из материалов дела, в результате проверки установлено, что страхователем не производились отчисления страховых взносов с суммы 1078225 руб. премий за счет средств нераспределенной прибыли Общества. За счет средств нераспределенной прибыли работникам были выплачены премии в связи с праздничными днями (день защитника Отечества, Международный женский день 8 марта), профессиональными праздниками (день строителя, день работников автомобильного транспорта), оказана материальная помощь пенсионерам в связи днем пожилых людей, выделены денежные средства на поздравления работников предприятия с днем рождения, оказана материальная помощь в связи с болезнью сотрудников, выделены денежные средства на лечение, на ремонт дома, в целях оплаты путевки на ребенка работника проверяемой организации, а также в связи иными личными обстоятельствами по заявлению сотрудников Общества (копии соответствующих приказов о поощрении и оказании материальной помощи представлены в материалы дела).

Таким образом, исходя из вышеперечисленных норм права и, выплаченные работникам премии за счет средств нераспределенной прибыли прошлых лет не предусмотрены действующей в организации системой оплаты труда, не носят признаки заработной платы, а имели единовременный, исключительный характер, размер выплат не зависел от сложности и характера выполняемой работы конкретными работниками. На основании изложенного, суд полагает, что вышеназванные выплаты в данном случае следует рассматривать как выплаты социального характера, не связанные с осуществлением трудовой функции конкретным работником. Данные выплаты производились работодателем не из фонда заработной платы, а из прибыли предприятия. Сам по себе факт наличия трудовых отношений между заявителем и его работниками не является основанием для вывода о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.

Кроме того, проверкой установлено, что страхователем не производились отчисления страховых взносов с суммы 28015 руб. 21 коп. - среднего заработка работниками (П.А. Казаков, Дитиненко С.И., Ольденбургер А.В.), исполняющим государственную обязанность по военным сборам.

Между тем ст. 170 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с названным Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Пунктами 1 и 2 ст. 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.

Компенсация указанных расходов в соответствии с п. 3 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации, которое в свою очередь в месячный срок после представления предприятиями и организациями необходимых документов компенсирует им через военные комиссариаты выплаченные гражданами Российской Федерации средства.

Таким образом, суммы среднего заработка, выплачиваемые обществом своим работникам, призванным на военные сборы, за счет средств федерального бюджета, выплатами, осуществляемыми им по трудовым договорам не являются, поскольку не связаны с выполнением работником своих трудовых обязанностей и, следовательно, взносы на обязательное страхование на такие выплаты не подлежат начислению.

При таких обстоятельствах, спорные суммы денежного поощрения сотрудников и суммы, уплаченные работникам, находящимся на военных сборах не должны включаться в расчетную базу для исчисления рассматриваемых страховых взносов.

В силу ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами оспариваемых актов, возлагается на соответствующий орган.

Суд, оценив представленные доказательства и доводы сторон согласно требованиям ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что заинтересованным лицом не доказано, что оспариваемые выплаты носили систематический характер и связаны с оплатой труда работников: зависели от трудового вклада работника, сложности, количества и качества выполняемой им работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа. Выводы проверяющих не основаны на содержании коллективных договоров, иные локальных нормативных актах предприятия, приказов, содержащих положения о премировании, стимулирующих и компенсационных выплатах и надбавках.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что требования заявителя о признании недействительным п.3, 4 решения Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) от 31.10.2008 N 161 о привлечении страхователя к ответственности подлежат удовлетворению.

Ссылка заинтересованного лица на то, что спорные выплаты не предусмотрены Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765) судом отклоняется по следующим основаниям.

Как было отмечено выше, действующим законодательством не установлено, что объектом для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации являются любые доходы. Основанием для исчисления страховых взносов являются выплаты, начисленные работнику за определенный трудовой результат (исполнение служебных обязанностей, выполнение работы, оказание услуги).

Следовательно, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765 Перечень, устанавливает исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат, начисленных работникам в связи с выполнением ими работы (служебных обязанностей).

Согласно п.п.2 пункта 1 статьи 333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации (в редакции от 25.12.08 N 281-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражном суде освобождаются государственные органы, организации местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков по делу, в связи с чем государственная пошлина, уплаченная при подаче иска подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Требования закрытого акционерного общества «Волчанский уголь» о признании недействительным решения Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) от 31.10.2008 N 161 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний удовлетворить.

2. Признать недействительным решения Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 1) от 31.10.2008 N 161 о привлечении страхователя к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в части п.3 указанного решения по не начислению страховых взносов по выплате страхователем работникам, привлеченным для прохождения военных сборов среднего заработка в сумме 28015 руб. 21 коп., а также п. 4 решения в части выплаты страхователем материальной помощи работникам к праздничным датам, к очередному отпуску, к юбилейным датам в размере 1078225 руб., в части доначисления страховых взносов в сумме 22667руб.46коп. и штрафа в размере 4533руб.49коп.

3. Возвратить закрытому акционерному обществу «Волчанский уголь» из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб., уплаченную по платежному поручению N 2243 от 25.12.2008 г. Подлинное платежное поручение возвратить заявителю.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной инстанции можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru».



Судьи
...





Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка