Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 16 января 2009 года Дело N А60-30289/2008-С9


[Решением суд требования о признании незаконными действий по администрированию поступлений штрафов, налагаемых за административные правонарушения главным санитарным врачом, удовлетворены]
(Извлечение)

Полный текст решения изготовлен 16 января 2009 года.

Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2009 года.

Рассмотрел заявление

Администрация города Каменска - Уральского Свердловской области

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области

о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации города Екатеринбурга, Министерства финансов по Свердловской области

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Дегтярева О.В., доверенность от 05.08.2008 N 2389,

от заинтересованного лица: Головизнина О.Е., доверенность от 12.01.2009 N 05-28/43,

от Министерства финансов по Свердловской области: Бикмухаметов А.Ф., доверенность от 19.04.2007 N 13-11-777,

от Финансового Управления муниципального образования «город Каменск - Уральский»: Сенникова Н.В., доверенность от 12.01.2009 N 01-28/8,

от Министерства финансов по Свердловской области: Богачева Т.К., доверенность от 20.11.2008 N 13-11-404, Бикмухаметов А.Ф., доверенность от 19.04.2007 N 13-11-777.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Администрация города Каменска - Уральского Свердловской области обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с требованием о признании незаконными действий Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - Управление) по администрированию поступлений штрафов, налагаемых за административные правонарушения главным санитарным врачом в г. Каменске - Уральском и Каменском районе, руководителем Территориального отдела Управления в г. Каменске - Уральском и Каменском районе в бюджет города Екатеринбурга.

Кроме того, заявитель просит устранить допущенные Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области нарушения прав жителей города Каменска - Уральского по наполнению бюджета города Каменска - Уральского за счет неналоговых поступлений путем обязания Управления уточнить вид и принадлежность поступлений от штрафов, наложенных решением главного санитарного врача по городу Каменску - Уральскому и Каменскому району и направленных в бюджет г. Екатеринбурга за период с 13.12.2007 по 01.09.2008.

До рассмотрения дела по существу заявитель уточнил заявленные требования и просит признать незаконным приказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области от 06.02.2008 N 01-01/42.

Кроме того, заявитель просит признать незаконными действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области по администрированию поступлений от штрафов, налагаемых за административные правонарушения главным санитарным врачом в г. Каменске - Уральском и Каменском районе, руководителем Территориального отдела Управления в г. Каменске - Уральском и Каменском районе в бюджет города Екатеринбурга и устранить допущенные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области нарушения прав жителей города Каменска - Уральского по наполнению бюджета города Каменска - Уральского за счет неналоговых поступлений путем обязания Управления уточнить вид и принадлежность поступлений от штрафов, наложенных решениями главного санитарного врача по городу Каменску - Уральскому и Каменскому району, руководителя Территориального отдела Управления в г. Каменске - Уральском и Каменском районе и направленных в бюджет г. Екатеринбурга за период с 01.01.2007 по 31.12.2008 в сумме 1 261 629 руб. 79 коп.

Уточнение заявленных требований судом принято.

Заинтересованное лицо полагает, что производство по делу в части заявленных требований о признании незаконными действий Управления по администрированию поступлений от штрафов, налагаемых за административные правонарушения главным санитарным врачом в г. Каменске - Уральском и Каменском районе, руководителем Территориального отдела Управления в г. Каменске - Уральском и Каменском районе в бюджет города Екатеринбурга подлежат прекращению, поскольку по данному вопросу имеется вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Свердловской области. Действий, повлекших нарушение прав и интересов жителей МО г. Каменск - Уральский, Управление не совершало, вследствие чего заинтересованное лицо считает не подлежащими удовлетворению требования заявителя в части устранения нарушения прав жителей города Каменска - Уральского по наполнению бюджета города Каменска - Уральского.

Министерство финансов по Свердловской области поддержало позицию заявителя.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле арбитражный суд установил:

В соответствии с Приложением 6 «Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета» к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации.

Согласно Приказу Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 19.01.2007 N 10 «Об администрировании доходов в системе Роспотребнадзора», Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области наделено полномочиями администратора поступлений доходов в бюджеты Российской Федерации по коду главы администратора 141.

Как следует из материалов дела, в 2008 году штрафы, наложенные главным санитарным врачом в г. Каменске - Уральском и Каменском районе, руководителем Территориального отдела Управления в г. Каменске - Уральском и Каменском районе за совершение правонарушений в области санитарного законодательства и сфере защиты прав потребителей и благополучия человека зачислялись в бюджет города Екатеринбурга на основании приказа Управления от 06.02.2008 N 01-01/42. Общая сумма штрафов, перечисленных в бюджет города Екатеринбурга за период с 01.01.2007 по 31.12.2008, составила 1 261 629 руб. 79 коп.

Обращаясь с заявленными требованиями, Администрация города Каменска - Уральского Свердловской области указывает, что суммы штрафов, взысканные главным санитарным врачом в г. Каменске - Уральском и Каменском районе за совершение правонарушений в области санитарного законодательства и сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, следовало зачислять в бюджет города Каменска - Уральского, а не в бюджет города Екатеринбурга. В качестве правового обоснования заявитель ссылается на ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 49, ст. 52 Федерального закона от 06.410.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 29 Устава муниципального образования «город Каменск - Уральский».

В соответствии с п. 3 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации средства, полученные в результате применения мер административной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, образуют доходы бюджетов.

Пункт 1 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации содержит указание на то, что штрафы подлежат зачислению в бюджеты городских округов и муниципальных районов, городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и другими законодательными актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Из указанных правовых норм не следует, денежные средства, полученные в результате применения мер административной ответственности территориальными отделами Управления, подлежат зачислению по месту нахождения администратора доходов (в данном случае по месту нахождения Управления).

В силу ч. 2 ст. 23.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации вправе, в частности, главный государственный санитарный врач Российской Федерации, его заместители; главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации, их заместители; главные государственные санитарные врачи городов, районов.

В соответствии с п. 9 Положения об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15.09.2005 N 569, государственный санитарно - эпидемиологический надзор в Российской Федерации осуществляют, в том числе руководители структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главные государственные санитарные врачи по городам, районам и их заместители.

Дела об административных правонарушениях в сфере санитарно - эпидемиологического благополучия населения в городе Каменске - Уральском и Каменском районе рассматривает главный государственный санитарный врач по городу Каменску - Уральскому и Каменскому району, руководитель Территориального отдела Управления в г. Каменске - Уральском и Каменском районе, местом нахождения которого является: г. Каменск - Уральский, ул. Победы, 97.

Таким образом, штрафы, взысканные по решениям главного государственного санитарного врача по городу Каменску - Уральскому и Каменскому району, руководителя Территориального отдела Управления в г. Каменске - Уральском и Каменском районе, рассматривающего подведомственные ему дела об административных правонарушениях на территории города Каменска - Уральского, подлежат зачислению в бюджет города Каменска - Уральского.

При таких обстоятельствах приказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области от 06.02.2008 N 01-01/42 и действия, связанные с его исполнением, следует признать незаконными.

Удовлетворяя заявленные требования, суд не принимает во внимание довод заинтересованного лица о том, что оспариваемый приказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области от 06.02.2008 N 01-01/42 отменен приказом от 26.08.2008 N 01-01-01-01-01/320, поскольку данное обстоятельство не лишает заявителя возможности восстановить свои нарушенные права путем обращения в арбитражный суд с настоящим требованием.

Кроме того, при рассмотрении настоящего дела суд учел, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-33844/2007-С5 признан незаконным приказ Управления N 01-01/85 от 20.02.2007, послуживший основанием для снятия из бюджета города Каменска - Уральского в бюджет г. Екатеринбурга денежных сумм в общей сумме 1 136 128 руб. 70 коп в период с 20.11.2007. При этом суд указывает заинтересованному лицу, что данное решение по делу N А60-33844/2007-С5 не имеет преюдициального значения при рассмотрении настоящего дела, так как предметы исков и лица, участвующие в указанных делах различны.

Согласно ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате госпошлины в сумме 2 000 руб. 00 коп. подлежат взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.

Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 216 арбитражного процессуального кодекса российской федерации, суд решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконными приказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области от 06.02.2008 N 01-01/42 и действия Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области по администрированию поступлений от штрафов, налагаемых за административные правонарушения главным санитарным врачом в г. Каменске - Уральском и Каменском районе, руководителем Территориального отдела Управления в г. Каменске - Уральском и Каменском районе, в бюджет города Екатеринбурга.

Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области уточнить вид и принадлежность поступлений от штрафов, наложенных решениями главного санитарного врача по городу Каменску - Уральскому и Каменскому району, руководителя Территориального отдела Управления в г. Каменске - Уральском и Каменском районе и направленных в бюджет г. Екатеринбурга за период с 01.01.2007 по 31.12.2008 в сумме 1 261 629 руб. 79 коп.

2. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в пользу Администрации города Каменска - Уральского 2 000 рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на Интернет - сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда  или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.



Судьи
...





Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка