• по
Более 52000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ


от 3 апреля 2009 года Дело N А60-4178/2009-С9


[Решением суда в удовлетворении требований о признании частично недействительными ненормативных правовых актов в части проверки эффективности использования муниципального имущества и обоснованности расходования бюджетных средств, данных таблицы отказано]
 (Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 26 марта 2009г.

Полный текст решения изготовлен 03 апреля 2009г.

Рассмотрел в судебном заседании материалы дела по заявлению

Муниципального учреждения "Служба заказчика южного района Муниципального образования г. Ирбит"

к Контрольно-счетной палате Муниципального образования г. Ирбит

о признании ненормативных правовых актов недействительными в части,

при участии в судебном заседании

от заявителя: Берсенева Л.П. - главный бухгалтер, по доверенности от 11.01.2009 N 3; Белова П.А. -, представитель по доверенности от 23.03.2009 N 12; Малютина Л.П. - помощник директора по правовым вопросам, доверенность N 1 от 11.01.2009;

от заинтересованного лица: Волкова Н.В. - председатель КСП, удостоверение N 2, решение от 29.06.2006 N 187.

Объявлен состав суда. Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суду не заявлено. Иных заявлений и ходатайств не поступало.

Муниципальное учреждение "Служба заказчика южного района Муниципального образования г. Ирбит" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области и просит, с учетом уточненных требований, признать частично недействительными ненормативные правовые акты Контрольно-счетной палаты Муниципального образования г. Ирбит - представление N 99 от 01.12.2008 в части 2 абз. 1; пункт 9 акта проверки эффективности использования муниципального имущества и обоснованности расходования бюджетных средств МУ "Служба заказчика Южного района МО г. город Ирбит" N 5 от 15.10.2008 , а также данные таблицы N 3 указанного акта.

Заинтересованным лицом требования заявителя отклонены полностью со ссылкой на законность и обоснованность обжалуемых ненормативных правовых актов.

Данное заявление было принято к производству Арбитражного суда Свердловской области, назначено предварительное судебное заседание на 26.03.2009. По результатам предварительного судебного заседания суд признал дело подготовленным для рассмотрения по существу. Поскольку стороны не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, в соответствии с п.4 ст. 137 АПК РФ суд завершает предварительное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции.

Рассмотрев материалы дела и заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:

В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующей особенности правового положения бюджетных учреждений, субсидии и бюджетные кредиты бюджетным учреждениям не предоставляются.

Бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с настоящим Кодексом. Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных ему по кодам классификации расходов соответствующего бюджета лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств. При нарушении бюджетным учреждением установленного финансовым органом порядка учета бюджетных обязательств санкционирование оплаты денежных обязательств бюджетного учреждения приостанавливается в соответствии с порядком, определенным соответствующим финансовым органом.

Разработанное в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ и Уставом Муниципального образования город Ирбит "Положение о контрольно счетной палате" в редакции решения Ирбитской городской Думы от 25 января 2007г. N 241 и решения Думы Муниципального образования город Ирбит от 27.09.2007 N 305, определяет правовое положение, порядок создания и деятельности Контрольно-счетной палаты Муниципального образования город Ирбит и устанавливает систему внешнего финансового контроля за составлением и исполнением муниципального бюджета, расходованием средств целевых бюджетных фондов, а также использованием муниципальной собственности.

Контрольно-счетная палата обладает правами юридического лица в соответствии с Федеральным законом, устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, Уставом Муниципального образования город Ирбит. Основными задачами контрольно-счетной палаты являются организация и осуществление предварительного, текущего и последующего контроля за исполнением бюджета муниципального образования, расходованием средств целевых бюджетных фондов, использованием заемных средств (краткосрочных, долгосрочных кредитов и др.); контроль за исполнением администрацией Муниципального образования город Ирбит принимаемых Думой в пределах её полномочий решений по вопросам рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета муниципального образования, расходованием средств целевых бюджетных фондов; контроль за исполнением федеральных законов, законов Свердловской области, решений Думы, регулирующих вопросы управления и распоряжения муниципальной собственностью, отчуждения (приватизации) и сдачи в аренду муниципальной собственности; проведение финансовой экспертизы и подготовка заключений по всем вопросам бюджетно-финансовой политики и совершенствованию бюджетного процесса в муниципальном образовании; анализ выявленных отклонений от утвержденных показателей в сравнении с фактическим исполнением муниципального бюджета, подготовка предложений, направленных на их устранение; контроль за поступлением в бюджет муниципального образования средств, полученных от управления и распоряжения муниципальной собственностью (в том числе от приватизации, продажи, отчуждения в других формах, передачи в постоянное и временное пользование, аренду, доверительное управление); контроль состояния и обслуживания муниципального долга, рациональности и эффективности использования муниципальных заимствований, в том числе займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных ценных бумаг, проверка финансового состояния получателей муниципальных гарантий; регулярное представление Думе информации о ходе исполнения муниципального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий; подготовка проектов решений Думы по вопросам совершенствования муниципального финансового контроля.

Основными целями деятельности контрольно-счетной палаты являются недопущение нецелевого и неэффективного использования финансовых ресурсов муниципального образования и объектов муниципальной собственности.

Председателем контрольно-счётной палаты Муниципального образования город Ирбит Волковой Н.В., инспектором Зыряновой А.И. в соответствии с планом работы на 2008 год, утверждённым решением Думы Муниципального образования город Ирбит от 31.01.2008 N 342, проведена проверка эффективности использования муниципального имущества и обоснованности расходования бюджетных средств МУ "Служба-заказчика Южного района Муниципального образования город Ирбит".

В результате проверки установлены нарушения требований законодательства, которые отражены в акте проверки от 15.10.2008 за N 5.

В связи с чем председателем контрольно-счётной палаты Н.В.Волковой вынесено представление от 01.12.2008 за N 99, которым предложено Администрации Муниципального образования город Ирбит привести в соответствие с требованиями законодательства нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность муниципального учреждения "Служба-заказчика Южного района Муниципального образования город Ирбит"; определить порядок формирования бюджетных ассигнований на содержание "Служба-заказчика Южного района Муниципального образования город Ирбит"; разработать и утвердить приложения к Порядку формирования, размещения, исполнения и контроля за исполнением муниципального заказа в муниципальном образовании город Ирбит, утвержденному решением Думы МОЛ город Ирбит от 28.08.08 N 43.

Непосредственно МУ "Служба-заказчика Южного района Муниципального образования город Ирбит" предложено восстановить в бюджет денежные средства в сумме 2600 тыс. руб., израсходованные не по целевому назначению до конца финансового года.

Оспаривая указанное представление, заявитель указывает на допущенное в акте проверки эффективности ис¬пользования муниципального имущества и обоснованности расходования бюджетных средств от 15 октября 2008г. N 5 несоответствие фактических обстоя¬тельств - в таблице 3 "Анализ коммунальных услуг по их начисле¬нию в оплате за 2007 год по МУ "Служба заказчика южного района МО г. Ирбит" литер 2 по услугам "Отопление", "Горячее водоснабжение", "Хо¬лодное водоснабжение". Заявитель также считает ошибочным внесение ре¬зультатов в аналитическую таблицу N 3 акта от 15.10.2008 вследствие арифметические погрешностей в сопоставлении представленных в ходе проверки данных и необоснованности исключения из выставленных сумм за услугу отопления категории лиц, проживающих в частном секторе, а также причисления затрат на услугу холодного водоснабжения услуги теплоснабжения по подготовке специального теплоносителя. При этом заявитель отрицает приобретение каких-либо товаров (работ, услуг), для оплаты которых были необходимы целевые бюджетные средства, указывая на оказание им услуг населению. Кроме того, заявитель считает, что полученные средства не подлежат отдельному учету и не предназначены для расходования на строго определенные цели, поскольку по сво¬ему экономическому содержанию полученные из бюджета средства в счет компенса¬ции разницы в ценах, возникающие в связи с реализацией услуг регулируе¬мых тарифов, учитываются как выручка от оказанных услуг населению.

Как следует из "Свода расходов бюджета Муниципального образования город Ирбит по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов функциональной классификации расходов РФ за 2007 год", денежные средства по коду вида расходов 803 предусмотрены на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещений издержек.

Согласно статье 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использование бюджетных средств понимается использовании их на цели, не соответствующие условиям получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Таким образом, под использованием бюджетных средств не по целевому назначению признаются действия по их расходованию не по тому коду экономической классификации, по которому было произведено финансирование.

Как следует из пояснений заинтересованного лица, при формировании тарифов по отоплению на территории муниципального образования используется метод индексации с установлением среднего тарифа для всего населения.

Средства местного бюджета выделялись заявителю на основании приложения N1 "Сведения о возмещении убытков (выпадающих доходов) по жилищно-коммунальному хозяйству", утверждённому Постановлением Главы МО город Ирбит от 16.03.2005 N 139 "Об утверждении порядка предоставления субсидий юридическим лицам".

Согласно бюджету Муниципального образования город Ирбит на 2007 год по коду 903-0502-3510000-803 утверждены объёмы бюджетных средств на компенсацию выпадающих доходов организациям, предоставляющим населению услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещение издержек.

Отделом городского коммунального хозяйства Администрации МО город Ирбит доведены до МУ "Служба заказчика Южного района МО город Ирбит" лимиты бюджетных обязательств на 3 квартал 2007 года по коду бюджетной классификации 903 0503 3510000 803 241. На основании сведений представленных МУ "Служба заказчика Южного района МО город Ирбит" в отдел городского коммунального хозяйства администрации МО город Ирбит убытки по состоянию на 01 сентября 2007г. по отоплению код 903 0502 3510000 197 2413 составили 1641,6 тыс. руб. При этом бюджетные средства в выделены в распоряжение МУ "Служба заказчика Южного района МО город Ирбит" на возмещение убытков по отоплению.

На основании сведений, представленных заявителем в отдел городского коммунального хозяйства Администрации МО город Ирбит, убытки по состоянию на 01.12.2007 по отоплению код 903 0502 3510000 197 2413 составили 2056,0 тыс. руб. Лимиты бюджетных обязательств |на 4 квартал 2007 года по коду бюджетной классификации 903 0503 3510000 803 241 доведены в объёме 1600,0 тыс. руб. на возмещение убытков по отоплению.

Заявителем бюджетные средства отражены в бухгалтерском учёте: дебет 51 (поступление средств на расчётный счёт) - кредит 86.2 (целевое бюджетное финансирование).

При этом учреждением не ведётся раздельный учёт услуг по отоплению, вследствие чего контрольно-счётной палатой проверены все предъявленные счета учреждению в 2007г. по видам услуг и поставщикам на основании счетов-фактур.

Между тем, в силу требований статьи 321.1 Налогового кодекса Российской федерации налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счёт средств бюджетов всех уровней, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учёт доходов (расходов), полученных в рамках целевого финансирования.

Заявитель, основываясь на нормах Федерального закона "О государственном регулировании тарифа на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ, указывает на то, что расход теплоносителя производится как при отоплении, так и подаче горячей воды. В связи с чем договор с ресурсоснабжающей организацией ЗАО "Регионгаз - инвест" заключен на отпуск тепловой энергии, которая потребляется как в виде горячей воды, так и виде отопления.

Таким образом, заявитель полагает, что контрольно-счетной палатой неправильно отнесены на услугу "водо¬снабжение" расходы на специально подготовленный теплоноситель, предъ¬являемый ресурсоснабжающими организациями в счетах за услуги по теп¬лоснабжению.

Учитывая отмеченное, суд допускает, что убытки предприятия возникли, в том числе, от предоставления населению услуги теплоснабжения по тарифам, не обеспечивающим возмещений издержек.

Однако, принимая во внимание код вида расходов 803 и особенность деятельности в целях которой и предусмотрена компенсация, заявитель, являясь муниципальным учреждением, обязан рассматривать бюджетные средства, поступившие на счета учреждения, как средства исключительно целевого характера, предназначенные для финансирования конкретных целей.

Как отмечено выше, в данном случае это компенсация разницы в тарифах по отоплению, поэтому бюджетные средства в сумме 2600 тыс. руб. должны быть направлены учреждением на погашение задолженности поставщику услуг именно отопления.

В силу положений статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. При этом бюджетным законодательством не предусмотрены субсидии и бюджетные кредиты бюджетным учреждениям.

Кроме того, суд признает убедительным довод заинтересованного лица о невозможности в данном случае установить пределы необходимости в предоставлении средств местного бюджета на конкретные виды услуг, поскольку заявитель не осуществляет раздельный учёт доходов и расходов, полученных от оказания услуг населению.

Как пояснил суду представитель заинтересованного лица, показатели таблицы N3 отражены в акте только для сведения и не принимались во внимание в ходе заключения о нецелевом использовании бюджетных средств.

При изложенных обстоятельствах суд не усматривает достаточных оснований для признания незаконным и необоснованным вывод контрольно-счётной палаты МО город Ирбит о нецелевом использовании МУ "Служба заказчика Южного района МО г. Ирбит" бюджетных средств. В связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать полностью.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. В удовлетворении требований Муниципального учреждения "Служба заказчика южного района МО г. Ирбит" о признании частично недействительными ненормативных правовых актов Контрольно-счетной палаты Муниципального образования г. Ирбит - представления N 99 от 01.12.2008 в части 2 абз. 1; пункта 9 акта проверки эффективности использования муниципального имущества и обоснованности расходования бюджетных средств МУ "Служба заказчика Южного района МО г. город Ирбит" N 5 от 15.10.2008, а также данных таблицы N 3 указанного акта -отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

1. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.



Судьи
...





Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А60-4178/2009-С9
Принявший орган: Арбитражный суд Свердловской области
Дата принятия: 03 апреля 2009

Поиск в тексте