АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Екатеринбурга


РЕШЕНИЕ

от 24 февраля 2010 года Дело N А60-59533/2009-С6


[Решением суда иск о признании недействительными ненормативных актов налогового органа подлежит удовлетворению]

(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 15 февраля 2010 года

Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2010 года

Рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ростехоптторг" (ОГРН 1069674087207; ИНН 6674202580)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга

Управлению Федеральной налоговой службы по Свердловской области

о признании недействительными ненормативных актов налогового органа

при участии в заседании:

от заявителя: В.П. Колосова, директор, протокол N 1 от 27.07.2007, паспорт, М.П. Акава, представитель по доверенности N 50 от 09.10.2009, паспорт,

от заинтересованных лиц:

Инспекция Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга: Л.А. Рассохина, начальник отдела, доверенность N 04-13/01533 от 22.01.2010, удостоверение; А.Д. Балакаев, начальник юридического отдела, доверенность N 04-13/00237 от 11.01.2010, удостоверение;

Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области: Н.Ю. Федореева, специалист 1 разряда, доверенность N 09-22/08 от 11.01.2010, удостоверение.

Объявлен состав суда. Отвода суду не заявлено. Права разъяснены.

Общество с ограниченной ответственностью "Ростехоптторг" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными:

- решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга N 3241 от 02.10.2009 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 1056375 руб. 60 коп., начисления пеней в размере 473600 руб. 09 коп., доначисления НДС в размере 5432249 руб.;

- решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга N 1804 от 07.10.2009 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению за 4 квартал 2008г. в сумме 155517 руб.;

- решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 2010/09 от 26.11.2009.

Общество с ограниченной ответственностью "Ростехоптторг" просит обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга устранить нарушения прав и законных интересов общества.

Кроме того, заявитель просит взыскать расходы на оплату услуг представителя в сумме 40000 руб., возместить судебные расходы.

В судебном заседании, состоявшемся 10.02.2010, заявитель уточнил требования в части взыскания расходов на оплату услуг представителя, которые просит взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга в сумме 40000 руб.

Уточнения приняты судом.

В отложенном судебном заседании заявитель вновь уточнил требования в части взыскания расходов на оплату услуг представителя, которые просит взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга и Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области в сумме 40000 руб.

Уточнения приняты судом.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что все основания для применения налоговых вычетов по НДС, предусмотренные налоговым законодательством, им соблюдены, в связи с чем оснований для отказа в применении налоговых вычетов у налоговой инспекции не имелось. Кроме того, заявитель указывает на нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга заявленные требования отклонила, ссылаясь на обоснованность и правомерность принятых ей ненормативных актов, поскольку налогоплательщиком не доказан факт перечисления НДС в бюджет контрагентами, правомерность регистрации и реальность деятельности которых вызывает сомнения.

Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области поддерживает доводы Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил:

17.04.2009 ООО "Ростехоптторг" представило в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2008г., согласно которой:

- НДС с реализации составил 7211550 руб., в т.ч. с реализации товаров по ставке 18% - 4642353 руб., с реализации товаров по ставке 10% - 2569197 руб.,

- вычеты по НДС составили 7367067 руб., в т.ч. с НДС, предъявленного налогоплательщику при приобретении на территории РФ товаров - 6330021 руб., с НДС, уплаченного налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ - 1037046 руб.,

- сумма налога к возмещению из бюджета составила 155517 руб.

Вместе с декларацией в Инспекцию были представлены документы, подтверждающие право заявителя на возмещение налога.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга проведена камеральная налоговая проверка указанной налоговой декларации, а также документов, полученных в рамках мероприятий налогового контроля.

В ходе проверки налоговой инспекцией направлены поручения об истребовании документов по основным поставщикам:

- в Инспекцию ФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга об истребовании документов у ООО "Витамин" (ИНН 6673178535);

- в Инспекцию ФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга об истребовании документов у ООО "Агроторг-Сервис" (ИНН 6673167861);

- в Инспекцию ФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга об истребовании документов у ООО "Эдельвейс" (ИНН 6673170656);

- в Инспекцию ФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга об истребовании документов у ООО "СтройМеталл" (ИНН 6672248525);

- в Инспекцию ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга об истребовании документов у ЗАО "Транспортно-экспедиционное предприятие Желдорэкспедиция" (ИНН 6659071090);

Также направлен запрос в банк о движении денежных средств и в Екатеринбургскую таможню о подтверждении факта ввоза товаров.

В налоговую инспекцию поступили документы по поставщикам: ООО "Агроторг сервис" (сумма налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам составила 4924280 руб. 14 коп.), ООО "Эдельвейс" (сумма налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам составила 315922 руб. 13 коп.), ООО "Витамин" (сумма налога на добавленную стоимость по счетам-фактурам составила 347563 руб. 31 коп.).

При анализе данных, представленных Инспекцией ФНС России по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга по указанным поставщикам установлено, что ООО "Агроторг сервис", ООО "Витамин" представляют "нулевую" отчетность, налоговые декларации по НДС за 4 квартал 2008г. представлены "нулевые", по юридическому адресу предприятия отсутствуют; счета-фактуры, выставленные ООО "Эдельвейс", содержат недостоверную информацию - в качестве руководителя указан А.Э. Платонов вместо В.В. Платонова.

Таким образом, налоговой инспекцией сделан вывод о том, что налог на добавленную стоимость от контрагентов ООО "Агроторг сервис", ООО "Витамин", ООО "Эдельвейс" в бюджет не поступил, следовательно, суммы НДС, выставленные указанным поставщикам ООО "Ростехоптторг", и указанные предприятием как налоговый вычет, не приняты налоговой инспекцией.

По итогам проверки составлен акт камеральной налоговой проверки N 7103 от 31.07.2009.

20.08.2009 ООО "Ростехоптторг" представлены возражения к акту проверки (исх.N196 от 17.08.2009).

По итогам рассмотрения возражений налогоплательщика и материалов проверки Инспекцией Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга принято решение N 88 от 04.09.2009 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля в срок с 04.09.2009 по 02.10.2009, а именно проверка дополнительно представленных ООО "Ростехоптторг" документов, анализ материалов встречной проверки, проводимой на основании решения от 17.09.2009, результаты которой в ходе проверки не поступили.

По результатам рассмотрения материалов проверки, Инспекцией Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга принято решение N 3241 от 02.10.2009, которым ООО "Ростехоптторг" привлечено к налоговой ответственности

- по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату НДС в виде взыскания штрафа в размере 1056375 руб. 60 коп.

- по п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление документов по требованию налогового органа в виде взыскания штрафа в размере 50 руб.

ООО "Ростехоптторг" доначислили к уплате в бюджет сумму налога на добавленную стоимость в размере 5432249 руб. и пени в размере 473600 руб. 09 коп.

Решением N 1804 от 07.10.2009 Обществу отказано в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 155517 руб.

На решение N 3241 от 02.10.2009 заявителем была подана жалоба в Управление Федеральной налоговой службы России по Свердловской области.

26.11.2009 решением Управления Федеральной налоговой службы России по Свердловской области N 2010/09 оспариваемое решение оставлено без изменения.

ООО "Ростехоптторг" обратилось в суд с заявлением о признании недействительными

- решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга N 3241 от 02.10.2009 в части привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 1056375 руб. 60 коп., начисления пеней в размере 473600 руб. 09 коп., доначисления НДС в размере 5432249 руб.;

- решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга N 1804 от 07.10.2009 об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению за 4 квартал 2008г. в сумме 155517 руб.;

- решения Управления Федеральной налоговой службы по Свердловской области N 2010/09 от 26.11.2009.

Согласно статье 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики (плательщиков сборов) обязаны, в том числе представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов (п. 8 ст. 88).

Согласно порядку применения налоговых вычетов, определенному в статье 172 Кодекса, данные вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, после принятия товаров (работ, услуг) на учет (абзацы первый, второй пункта 1 статьи 172 Кодекса).

Законодательство о налогах и сборах предоставляет налоговому органу право истребовать дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

К таким документам относятся истребованные инспекцией документы, касающиеся взаимоотношений общества с его поставщиком и подтверждающие право на налоговые вычеты и их размер, то есть исчисляемый к возмещению налог на добавленную стоимость.

Аналогичная позиция изложена в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.05.2006 N 14874/05, N 14873/05.

Как следует из материалов дела, основанием для отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 155517 руб., доначисления налога на добавленную стоимость в размере 5432249 руб. послужил тот факт, что заявителем не подтвержден факт уплаты НДС поставщиками товара, в составе вычетов обществом заявлены суммы налога, которые фактически от закупки товара у ООО "Агроторг сервис", ООО "Витамин", ООО "Эдельвейс" в бюджет не поступили.

Оспаривая решение, заявитель указывает, что все документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов имеются.

Положения глав 14, 21 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливают определенный порядок реализации налогоплательщиком права на применение налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

В соответствии с п. 1 ст. 171 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Согласно п. 1 ст. 172 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

Согласно п. 1 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав (включая комиссионера, агента, которые осуществляют реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав от своего имени) сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 53 от 12.10.2006 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" судебная практика разрешения налоговых споров исходит из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Из приведенных положений законодательства следует, что право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено наличием доказательств, подтверждающих принятие товаров (работ, услуг) на учет, представлением соответствующих первичных документов и реальности осуществления им хозяйственных операций. Поэтому налоговый орган вправе отказать в применении налоговых вычетов, если сумма налоговых вычетов не подтверждена надлежащими документами либо выявлено получение налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды при совершении операций, в отношении которых заявлены вычеты.