• по
Более 57000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Екатеринбурга


РЕШЕНИЕ

от 29 апреля 2010 года Дело N А60-9927/2010-С9


[Решением суда в удовлетворении иска об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ отказано]

(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 29 апреля 2010 года

Полный текст решения изготовлен 29 апреля 2010 года.

Рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Открытого акционерного общества "Билимбаевский завод термоизоляционных материалов" (ИНН 6625001270, ОГРН 1026601501420)

к Управлению Федеральной по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании

от заинтересованного лица: И.В. Антропов, главный специалист, по доверенности N 05-28/345 от 31.12.2009г., удостоверение ТУ N 578.

Заявитель в настоящее судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Дело рассмотрено в отсутствие заявителя на основании ч.3 стю.156 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда, ходатайств не заявлено.

Открытое акционерное общество "Билимбаевский завод термоизоляционных материалов" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Управления Федеральной по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее - Управление Роспотребнадзора) N 210 от 09.03.2010г. о назначении административного наказания по ст.6.3 КоАП РФ.

Заинтересованное лицо представило отзыв, с заявленными требованиями не согласно, ссылаясь на наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя, а также на отсутствие процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.

Определением суда от 05.04.2010г. рассмотрение дела отложено на 29.04.2010г. для представления дополнительных доказательств.

Рассмотрев материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд установил:

На основании распоряжения N 01-22-01-03/392 от 12.02.2010г. Управлением в отношение в отношении ОАО "Билимбаевский завод термоизоляционных материалов" проведена проверка на объектах - производственные цеха ОАО "Билимбаевский завод термоизоляционных материалов" на предмет соблюдения санитарного законодательства Российской Федерации, по результатам которой оформлен акт от 18.02.2010г.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения:

- на предприятии отсутствует проект организации санитарно-защитной зоны (не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта организации санитарно-защитной зоны ОАО "Билимбаевский завод термоизоляционных материалов");

- не осуществляется производственный лабораторный контроль за качеством атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов предприятия: на границе санитарно-защитной зоны и в жилой застройке (не представлены протоколы лабораторных испытаний качества атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов предприятия за 2009г.).

По итогам проверки в присутствии законного представителя общества составлен протокол об административном правонарушении от 18.02.2010г.

По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отношении ОАО "Билимбаевский завод термоизоляционных материалов" вынесено постановление N 210 от 09.03.2010г. о назначении административного наказания по ст. 6.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Считая данное постановление незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Согласно статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативе в, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с п. 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно статье 11 названного Закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В соответствии с п. 3 ст. 44 Федерального закона от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, озелененные территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Исходя из положений п. 1 ст. 34 от 10.01.2002г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

В целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования.

Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством (ст. 52 Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ).

В силу п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.

Согласно п.п. 1, 3, 5 ст. 16 Федерального закона от 04.05.199г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций. Размещение объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на качество атмосферного воздуха, согласовывается с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающее среды или с его территориальными органами и другими федеральными органами исполнительной власти или с их территориальными органами.

Статьей 30 Федерального закона от 04.05.1999г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" установлено, что юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны, в частности, обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух, а также соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.

Согласно п. 4.1.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны, в частности, обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами.

В соответствии с п.п. 3.1., 3.2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятии, сооружений и иных объектов" проектирование санитарно-защитных зон осуществляемся на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах. В проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.

Исходя из п.п. 3.1.6., 3.1.7., 3.1.8. СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками загрязнения атмосферного воздуха, обязательно устанавливаются санитарно-защитные зоны (СЗЗ) в соответствии с санитарной классификацией предприятий, производств и объектов. Санитарная классификация, размер СЗЗ, ее организация и благоустройство определяется в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к санитарно-защитным зонам. Достаточность ширины санитарно-защитной зоны подтверждается расчетами прогнозируемых уровней загрязнения в соответствии с действующими указаниями по расчету рассеивания в атмосфере загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах объектов, а также результатами лабораторных исследований атмосферного воздуха в районах размещения аналогичных действующих объектов.

Исходя из п.п. 4.1., 4.3. СанПиН 2.2.1/2-1.1.1200-03 установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта. Для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности установленные размеры санитарно-защитных зон могут быть изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании:

- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

- результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.);

- систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами. Лица, осуществляющие производственный контроль, несут ответственность за своевременность, полноту и достоверность его осуществления.

Санитарные правила СП 1.1.1068-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СП 1.1.1068-01) определяют порядок организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и предусматривают обязанности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению их требований.

Исходя из положений п. 1.5. СП 1.1.1068-01 юридические лица и индивидуальные предприниматели в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в частности: осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

Согласно п. 2.4. СП 1.1.1058-01, производственный контроль включает, в частности, осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации; контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством; обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) окружающей среды и разработка методов безвредности факторов производственной и контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг.

В соответствии с п. 2.5 СП 1.1.1058-01, номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания. Лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем самостоятельно либо с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.

Из материалов дела следует, что на предприятии отсутствует проект организации санитарно-защитной зоны, поскольку в ходе проверки обществом не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта организации санитарно-защитной зоны ОАО "Билимбаевский завод термоизоляционных материалов", а также не осуществляется производственный лабораторный контроль за качеством атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов предприятия: на границе санитарно-защитной зоны и в жилой застройке, в доказательство чего обществом не представлены протоколы лабораторных испытаний качества атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов предприятия за 2009г.

С учетом изложенного, событие административного правонарушения, ответственность за которое установлена ст.6.3 КоАП РФ, нашло свое повреждение в материалах дела.

Факт наличия события административного правонарушения общество не оспаривает, при этом ссылается на отсутствие вины в отсутствии проекта организации санитарно-защитной зоны, поскольку обществом были приняты все меры к созданию данного проекта.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалами дела подтверждается, что общество при возможности исполнения требований по соблюдению положений действующих санитарных правил не предприняло все зависящие от него меры по соблюдению норм санитарного законодательства, допустив пренебрежительное отношение к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, что свидетельствует о вине общества.

При этом суд не принимает во внимание ссылку заявителя на то, что работа по обоснованию санитарно-защитной зоны ведется, как на обстоятельство, свидетельствующее об отсутствии вины, поскольку из материалов дела следует, что договор на разработку расчётной санитарно-защитной зоны заключен обществом лишь 23.09.2009г., тогда как новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденная Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N 74, обязывающая предприятия разработать проект санитарно-защитной зоны, действует с 1 марта 2008 года.

Существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, обществу обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями.

Возможности применения в данном случае положений ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, суд не усматривает. Характер совершенного правонарушения, степень общественной опасности и ущерба, причиненного охраняемым государством интересам, не позволяют сделать вывод о малозначительности совершенного обществом административного правонарушения.

Материалами дела подтверждается, что предприятие ОАО "Билимбаевский завод термоизоляционных материалов" расположено в черте населенного пункта, в жилой зоне поселка Билимбай. Предприятие по санитарной классификации относится к 3-ему классу опасности с размером ориентировочной санитарно-защитной зоны 300 м, в которой расположена индивидуальная жилая застройка. В данной ситуации отсутствие проекта санитарно-защитной зоны и ведения производственного контроля может привести к возникновению угрозе жизни и здоровью населения.

Ссылку заявителя на не соблюдение административным органом в ходе проверки требований Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" суд также не принимает во внимание, поскольку положения данного закона не применяются к процедуре привлечения к административной ответственности.

При таких обстоятельствах, принимая их в совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

С учетом изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.



      Судьи
      ...


     
     
     

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка

Номер документа: А60-9927/2010-С9
Принявший орган: Арбитражный суд Свердловской области
Дата принятия: 29 апреля 2010

Поиск в тексте