АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Екатеринбурга


РЕШЕНИЕ

от 19 апреля 2010 года Дело N А60-3922/2010-С9


[Решением суда в удовлетворении иска о признании незаконным бездействия и взыскании денежных средств отказано]

(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 13 апреля 2010 г.

Полный текст решения изготовлен 19 апреля 2010 г.

Рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гудвин-2005"

к Финансовому управлению в Муниципальном образовании город Алапаевск

третьи лица: Муниципальное образование город Алапаевск в лице Главы МО город Алапаевск; муниципальное учреждение "Служба единого заказчика" МО город Алапаевск

о признании незаконным бездействия и взыскании 53419 руб. 83 коп.

В судебном заседании участвовали

от заинтересованного лица: Е.А. Путилов, ведущий специалист-юрист, доверенность от 01.07.2009 г., паспорт;

Представители заявителя и третьих лиц в судебное заседание не явились. Доказательства их надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания в материалах дела имеются.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.

Заинтересованное лицо просит приобщить к материалам дела отзыв и письменные доказательства в виде надлежащим образом заверенных копий. Судом ходатайство удовлетворено.

В исковом заявлении изложены письменные ходатайства заявителя об истребовании дополнительных доказательств. Поскольку обоснованность истребования данных доказательств в соответствии с ч. 4 ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ) заявителем не подтверждена, суд в удовлетворении ходатайств заявителю отказывает.

Заявитель просит признать незаконным бездействие финансового управления в Муниципальном образовании город Алапаевск по исполнению определения Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2009 г. по делу N А60-7340/2009-С3 о взыскании в пользу заявителя 53419 руб. 83 коп., а также обязать финансовое управление в МО город Алапаевск организовать исполнение бюджета г. Алапаевска по расходам бюджета для исполнения указанного судебного акта. Кроме того, заявитель просит взыскать в пользу ООО "Гудвин-2005" с лицевого счета Финансового управления в МО город Алапаевск N 40204810600000126235 в органе УФК по Свердловской области 53419 руб. 83 коп.

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на наличие у финансового органа муниципального образования предусмотренного п. 3 ст. 217 Бюджетного кодекса РФ права на внесение изменений в показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, которым финансовый орган не воспользовался, допустив незаконное бездействие.

Заинтересованное лицо заявленные требования не признало, полагая, что все зависящие от него меры по исполнению судебного акта им приняты.

Третьи лица отзывы не представили.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения заинтересованного лица, суд установил:

На основании определения Арбитражного суда Свердловской области от 04.08.2009г., вынесенного по делу N А60-7340/2009-С3, с Муниципального учреждения "Служба единого заказчика" муниципального образования город Алапаевск в пользу ООО "Гудвин-2005" в возмещение судебных расходов взыскано 53419 руб. 83 коп.. При недостаточности денежных средств для погашения задолженности у муниципального учреждения взыскание указанных сумм в порядке субсидиарной ответственности предусмотрено произвести с собственника имущества учреждения - муниципального образования город Алапаевск за счет средств казны муниципального образования город Алапаевск.

21.09.2009 г. судом выдан исполнительный лист АС N 000544559.

05.10.2009г. обществом вместе с письменным заявлением указанный исполнительный лист, а также надлежащим образом заверенная копия судебного акта направлены в Финансовое управление в МО город Алапаевск и получены последним 15.10.2009 г., что подтверждается копией почтового уведомления с отметкой о вручении должностному лицу Финансового управления.

Исполнительный лист арбитражного суда не возвращен заявителю и до настоящего времени не исполнен, что и послужило основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.

Суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, при этом исходит из следующего.

Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам и организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии со ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ).

Пунктом 1 ст. 242.1 БК РФ предусмотрено, что исполнение судебных актов производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ). В силу п. 2 указанной статьи к исполнительному документу (за исключением судебного приказа) должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства.

Основаниями для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение, в силу п. 3 ст. 242.1 БК РФ являются непредставление какого-либо документа, указанного в п. 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в п.п. 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом "Об исполнительном производстве"; нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.

Указанный перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, предусмотрен ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ.

Согласно п. 2 указанной статьи орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя; при наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

Пунктом 3 данной статьи на должника возложены обязанности в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу (если выплаты имеют периодический характер).

Этим же пунктом установлено, что для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Пунктом 3 отмеченной статьи при нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, на орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возложена обязанность приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

На орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, в соответствии с п.п. 9, 10, 11 ст. 242.5 БК РФ возложены также следующие обязанности: в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направить в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом (п. 9); при исполнении в полном объеме исполнительного документа направить исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ (п. 10); вести учет и осуществлять хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в установленном порядке (п. 11).

Порядок исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию предусмотрен п.п. 4, 5, 6, 7 ст. 242.2 БК РФ. Так, согласно п. 4 указанной статьи для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета) документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

В силу п. 5 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Исполнение судебных актов может быть приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 242.2 БК РФ).

Согласно п. 7 ст. 242.2 БК РФ органы, исполняющие судебные акты (Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований), ведут учет и осуществляют хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.

Согласно п. 3 ст. 217 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. Этим же пунктом установлено, что в случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе, в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году.

Из приведенных норм следует, что при достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов муниципального бюджетного учреждения исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (в рассматриваемом случае - в Финансовое управление в МО город Алапаевск). Таким образом, возможный срок исполнения исполнительного листа Арбитражного суда Свердловской области АС N 000544559 за счет средств муниципального учреждения "Служба единого заказчика" МО город Алапаевск истек 15.01.2010 г. По истечении указанного срока исполнительный документ следовало исполнять путем взыскания задолженности с субсидиарного должника - Муниципального образования город Алапаевск за счет средств казны муниципального образования.

Представленными заинтересованным лицом документами подтверждается, что все возложенные на оран, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципального учреждения, местного бюджета приведенными выше нормами ст.ст. 242.5, 242.2 БК РФ обязанности Финансовое управление в МО город Алапаевск выполнило. Так, уведомления о поступлении исполнительного документа должникам направлено в пределах пятидневного срока с момента поступления исполнительного листа; осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете муниципального учреждения приостановлено уже с 22.05.2009 г. на основании приказа Финансового управления N 11 от 22.05.2009 г.; информация об общей сумме задолженности бюджетных учреждений по судебным актам, находящимся на исполнении в Финансовом управлении, направлена Главе и председателю Думы муниципального образования 06.11.2009 г. Главе муниципального образования направлены также письма о размере задолженности казны муниципального образования по исполнительным документам Арбитражного суда Свердловской области с предложением об обращении в Правительство Свердловской области за выделением дотаций из областного бюджета.

Ссылка заявителя в подтверждение наличия незаконного бездействия на непринятие руководителем финансового органа решения о внесении соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись на основании п. 3 ст. 217, п. 5 ст. 242.2 БК РФ не может быть принят судом во внимание по следующим причинам.

Как видно из представленного в материалы дела Свода расходов местного бюджета на 2010 г., являющегося приложением к решению Думы МО город Алапаевск от 24.12.2009 г. об утверждении бюджета муниципального образования, по статье 0920100 запланированы расходы в общей сумме 5322 тыс.руб., что включает денежные компенсации истцам в случае вынесения судом соответствующего решения, а также выполнение функций органами местного самоуправления. Запланированные по разделу 0114 "Другие общегосударственные расходы" расходы составляют 23192 тыс.руб. Между тем взысканная в судебном порядке задолженность бюджетных учреждений по состоянию на 06.11.2009 г. составляла 112994066 руб. 31 коп., подлежащая взысканная за счет казны муниципального образования задолженность составляет 78890000 руб.

Учитывая, что на исполнении в финансовом органе находятся исполнительные документы с более ранними датами выдачи и предъявления к исполнению, а общая сумма задолженности по исполнительным документам (включая задолженность по исполнительному листу АС N 000544559 от 21.09.2009 г.) значительно превышает запланированные как по статье 0920100, так и по разделу 0114 расходы, перераспределение расходов в пределах указанных статьи, раздела не привело бы к исполнению именно спорного исполнительного документа.

Направление же расходов иного вида на исполнение судебных актов, по мнению суда, невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, поскольку сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иное являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавало бы угрозу сбалансированности бюджета.

Конституционный Суд РФ в Определении от 1 октября 2009 г. N 1312-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб Обществ с ограниченной ответственностью "Торговый центр "Меркурий" и "Юридическая фирма "Пионер" на нарушение конституционных прав и свобод положениями абзаца пятого пункта 3 статьи 217 и пункта 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российксой Федерации" указал следующее: "Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абзац десятый статьи 6, абзац первый пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования. Иное приводило бы к произвольному изменению воли местного сообщества относительно осуществления права муниципальной собственности на средства местного бюджета, выраженной от его имени представительным органом муниципального образования…"

Конституционный Суд РФ указал также, что из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации вытекает, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), т.е. в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.

Учитывая изложенное, суд полагает, что в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия Финансового управления в МО город Алапаевск ООО "Гудвин-2005" следует отказать.

Поскольку заявленные в порядке ст. 201 АПК РФ требования обязать финансовый орган организовать исполнение бюджета по расходам бюджета для исполнения судебного акта и взыскать в пользу ООО "Гудвин" денежные средства в сумме 53419 руб. 83 коп. с лицевого счета Финансового управления в органе УФК по Свердловской области связаны с требованием об обжаловании бездействия и направлены на устранение последствий этого бездействия (в случае его признания судом незаконным), в удовлетворении этих требований заявителю также следует отказать.

Суд считает несостоятельной ссылку заявителя на Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.07.2003 г. N 73 в подтверждение обоснованности требования о взыскании 53419 руб. 83 коп. с лицевого счета Финансового управления в МО город Алапаевск, поскольку имущественный интерес заявителя защищен путем принятия Арбитражным судом Свердловской области определения по делу N А60-7340/2009-С3 от 04.08.2009 г. о взыскании в пользу ООО "Гудвин-2005" судебных расходов в сумме 53419 руб. 83 коп.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1.В удовлетворении заявленных требований отказать.

2.Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3.Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.



      Судьи
      ...




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка