АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Екатеринбурга


РЕШЕНИЕ

от 21 апреля 2010 года Дело N А60-61804/2009-С9


[Решением суда в удовлетворении иска о признании незаконным бездействия отказано]

(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 19 апреля 2010 года

Полный текст решения изготовлен 21 апреля 2010 года

Рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Торговый центр "Меркурий" (ИНН 5834027506, далее - общество) к Финансовому управлению в муниципальном образовании "город Алапаевск" (ИНН 6601005580, далее - управление) о признании незаконным бездействия.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципальное образование "г. Алапаевск" в лице главы муниципального образования "г. Алапаевск"; муниципальное учреждение "Служба единого заказчика" муниципального образования "г. Алапаевск" и Министерство финансов Свердловской области.

В судебном заседании принял участие представитель управления Путилов Е.А. (доверенность от 01.07.2009).

Представители общества и третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом, в том числе публично - путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия управления, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Свердловской области от 12 мая 2009 года по делу NА60-3135/2009.

Общество просит обязать управление организовать исполнение бюджета муниципального образования "г. Алапаевск" по расходам бюджета для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 12 мая 2009 года по делу NА60-3135/2009 в сумме 255467 руб. 33 коп., а также взыскать указанную сумму в пользу общества с лицевого счета управления N40204810600000126235 в органе Управления Федерального казначейства по Свердловской области.

Управление требования не признало, в судебном заседании пояснило, что исполнительный лист по делу NА60-3135/2009 поступил в управление 13.08.2009; все зависящие от управления действия были совершены; исполнительный лист был частично исполнен в сумме 1021 руб. (платежное поручение N23 от 01.02.2010) и еще в сумме 1021 руб. (платежное поручение N158 от 11.03.2010); денежных средств, необходимых для единовременного исполнения исполнительного листа, в муниципальном образовании нет, что подтверждается решением Думы от 22.10.2009 N117; управление не может изменить бюджет муниципального образования; взыскание денежных средств с лицевого счета управления невозможно в силу ст.239 Бюджетного кодекса РФ.

Третьи лица отзывов не представили.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения заинтересованного лица, суд установил:

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 12.05.2009 по делу NА60-3135/2009 с муниципального учреждения "Служба единого заказчика" муниципального образования город Алапаевск в пользу общества взыскано 255467 руб. 33 коп., а при недостаточности денежных средств у учреждения взыскание указанных сумм в порядке субсидиарной ответственности предусмотрено произвести с муниципального образования город Алапаевск за счет казны муниципального образования.

29.06.2009 судом выдан исполнительный лист N 0061087. Указанный исполнительный лист и копия судебного акта направлены обществом для исполнения в управление и получены последним 13.08.2009, что подтверждается копией почтового уведомления с отметкой о вручении должностному лицу управления.

Исполнительный лист арбитражного суда не возвращен заявителю и до настоящего времени не исполнен, что и послужило основанием для обращения общества в суд с настоящим заявлением.

Суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать по следующим основаниям.

Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам и организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии со ст. 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ).

Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений, предусмотрен ст. 242.5 БК РФ.

Согласно п. 2 указанной статьи орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя; при наличии оснований, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 242.1 настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, возвращает исполнительные документы со всеми поступившими приложениями к ним взыскателю без исполнения в течение пяти рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

Пунктом 3 данной статьи на должника возложены обязанности в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств местного бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу (если выплаты имеют периодический характер).

Этим же пунктом установлено, что для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом настоящего пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В соответствии с пунктом 3 отмеченной статьи при нарушении должником требований, установленных настоящим пунктом, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, обязан приостановить до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.

На орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, в соответствии с п.п. 9, 10, 11 ст. 242.5 БК РФ возложены также следующие обязанности: в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств местного бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств местного бюджета направить в орган по месту открытия главному распорядителю средств местного бюджета лицевого счета как получателю средств местного бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом (п. 9); при исполнении в полном объеме исполнительного документа направить исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ (п. 10); вести учет и осуществлять хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в установленном порядке (п. 11).

Порядок исполнения судебных актов по искам к муниципальному образованию предусмотрен п.п. 4, 5, 6, 7 ст. 242.2 БК РФ. Так, согласно п. 4 указанной статьи для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета) документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

В силу п. 5 ст. 242.2 БК РФ исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом (решением) о бюджете. При исполнении судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законом (решением) о бюджете на эти цели, вносятся соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

Исполнение судебных актов производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение. Исполнение судебных актов может быть приостановлено в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 6 ст. 242.2 БК РФ).

Согласно п. 7 ст. 242.2 БК РФ органы, исполняющие судебные акты (Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований), ведут учет и осуществляют хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.

Согласно п. 3 ст. 217 БК РФ утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете. Этим же пунктом установлено, что в случае принятия закона (решения) о внесении изменений в закон (решение) о бюджете руководитель финансового органа (органа управления государственным внебюджетным фондом) утверждает соответствующие изменения в сводную бюджетную роспись.

В сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения в соответствии с решениями руководителя финансового органа (руководителя органа управления государственным внебюджетным фондом) без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, в том числе, в случае недостаточности бюджетных ассигнований для исполнения публичных нормативных обязательств - с превышением общего объема указанных ассигнований в пределах 5 процентов общего объема бюджетных ассигнований, утвержденных законом (решением) о бюджете на их исполнение в текущем финансовом году.

Из приведенных норм следует, что при достаточности лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов муниципального бюджетного учреждения исполнение исполнительного документа должно быть осуществлено в пределах трех месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (в рассматриваемом случае - в управление). Таким образом, возможный срок исполнения исполнительного листа Арбитражного суда Свердловской области N 0061087 за счет средств муниципального учреждения "Служба единого заказчика" МО город Алапаевск истек 13.11.2009. По истечении указанного срока исполнительный документ следовало исполнять путем взыскания задолженности с субсидиарного должника - муниципального образования город Алапаевск за счет средств казны муниципального образования.

Представленными управлением документами подтверждается, что все возложенные на оран, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципального учреждения, местного бюджета приведенными выше нормами ст.ст. 242.5, 242.2 БК РФ обязанности управление выполнило. Так, уведомления о поступлении исполнительного документа должникам направлено в пределах пятидневного срока с момента поступления исполнительного листа; осуществление операций по расходованию средств на лицевом счете муниципального учреждения приостановлено уже с 22.05.2009 г. на основании приказа Финансового управления N 11 от 22.05.2009 г.; информация об общей сумме задолженности бюджетных учреждений по судебным актам, находящимся на исполнении в управлении, направлена Главе и председателю Думы муниципального образования 06.11.2009 г. Главе муниципального образования направлены также письма о размере задолженности казны муниципального образования по исполнительным документам Арбитражного суда Свердловской области с предложением об обращении в Правительство Свердловской области за выделением дотаций из областного бюджета.

Ссылка общества в подтверждение наличия незаконного бездействия на непринятие руководителем финансового органа решения о внесении соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись на основании п. 3 ст. 217, п. 5 ст. 242.2 БК РФ не может быть принят судом во внимание по следующим причинам.

Как видно из представленного в материалы дела Свода расходов местного бюджета на 2010 г., являющегося приложением к решению Думы МО город Алапаевск от 24.12.2009 г. об утверждении бюджета муниципального образования, по статье 0920100 запланированы расходы в общей сумме 5322 тыс. руб., что включает денежные компенсации истцам в случае вынесения судом соответствующего решения, а также выполнение функций органами местного самоуправления. Запланированные по разделу 0114 "Другие общегосударственные расходы" расходы составляют 23192 тыс.руб. Между тем взысканная в судебном порядке задолженность бюджетных учреждений по состоянию на 06.11.2009 г. составляла 112994066 руб. 31 коп., подлежащая взысканная за счет казны муниципального образования задолженность составляет 78890000 руб.

Учитывая, что на исполнении в финансовом органе находятся исполнительные документы с более ранними датами выдачи и предъявления к исполнению, а общая сумма задолженности по исполнительным документам (включая задолженность по исполнительному листу N 0061087 от 29.06.2009) значительно превышает запланированные как по статье 0920100, так и по разделу 0114 расходы, перераспределение расходов в пределах указанных статьи, раздела не привело бы к исполнению именно спорного исполнительного документа.

Направление же расходов иного вида на исполнение судебных актов, по мнению суда, невозможно без внесения изменений в решение о бюджете, поскольку сводная бюджетная роспись должна соответствовать основным параметрам бюджета, иное являлось бы вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования и создавало бы угрозу сбалансированности бюджета.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 1 октября 2009 г. N1312-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб Обществ с ограниченной ответственностью "Торговый центр "Меркурий" и "Юридическая фирма "Пионер" на нарушение конституционных прав и свобод положениями абзаца пятого пункта 3 статьи 217 и пункта 5 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российксой Федерации" указал следующее: "Поскольку сводная бюджетная роспись производна от решения о бюджете и должна ему соответствовать (абзац десятый статьи 6, абзац первый пункта 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации), внесение в нее изменений для исполнения судебных решений по обращению взыскания на средства местного бюджета без изменения решения о бюджете допустимо лишь при условии соблюдения основных параметров бюджета по расходам, утвержденных представительным органом муниципального образования. Иное приводило бы к произвольному изменению воли местного сообщества относительно осуществления права муниципальной собственности на средства местного бюджета, выраженной от его имени представительным органом муниципального образования…"

Конституционный Суд РФ указал также, что из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 21, пункта 4 статьи 217 и пункта 3 статьи 219.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации вытекает, что внесение изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в решение о бюджете, в том числе при исполнении судебных решений по обращению взыскания на средства местных бюджетов, может быть произведено лишь в порядке перераспределения расходов внутри одного вида (статьи, раздела и т.д.), т.е. в случае направления ассигнований, выделенных на конкретные расходы, на иные расходы того же рода, определенные одной целью.

Учитывая изложенное, суд полагает, что в удовлетворении требований общества о признании незаконным бездействия управления следует отказать.

Поскольку заявленные в порядке ст. 201 АПК РФ требования обязать финансовый орган организовать исполнение бюджета по расходам бюджета для исполнения судебного акта и взыскать в пользу общества денежные средства в сумме 255467 руб. 33 коп. с лицевого счета управления в органе УФК по Свердловской области связаны с требованием об обжаловании бездействия и направлены на устранение последствий этого бездействия (в случае его признания судом незаконным), в удовлетворении этих требований обществу также следует отказать.

Суд считает несостоятельной ссылку общества на Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.07.2003 N 73 в подтверждение обоснованности требования о взыскании 255467 руб. 33 коп. с лицевого счета управления, поскольку имущественный интерес общества защищен путем принятия Арбитражным судом Свердловской области решения по делу N А60-3135/2009-С7 от 12.05.2009 г. о взыскании в пользу общества процентов и судебных расходов в общей сумме 255467 руб. 33 коп.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.



      Судьи
      ...




Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка