Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 25 октября 2010 года Дело N А60-26629/2010-С6


[В удовлетворении требований главы крестьянского (фермерского) хозяйства о признании недействительным ненормативного акта за совершение налогового правонарушения за несвоевременное представление декларации по земельному налогу, занижение кадастровой стоимости земельного участка отказать]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 20 октября 2010 года

Полный текст решения изготовлен 25 октября 2010 года

Рассмотрел в судебном заседании материалы дела NА60-26629/2010-С6

по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Х.С. Хасаншина

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Свердловской области

о признании недействительным ненормативного акта

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Е.Б. Тимофеева, представитель по доверенности N 938143 от 10 марта 2010г.,

от заинтересованного лица: С.И. Авакшин, ведущий специалист-эксперт, доверенность N 06-26/17131 от 10 декабря 2009г.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Х.С. Хасаншин обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Свердловской области о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 19 апреля 2010г. N 4959/04-39/05633.

В обоснование заявленных требований заявитель указывает, что постановление правительства Свердловской области N 1347-ПП от 19 декабря 2008г. не должно применяться при определении кадастровой стоимости земельных участков, поскольку является актом законодательства, ухудшающим положение налогоплательщиков, следовательно, обратной силы не имеет.

Заинтересованное лицо в удовлетворении заявленных требований просит отказать, ссылаясь на то, что процедура опубликования и вступления в силу постановления правительства Свердловской области не была нарушена, кадастровая стоимость доведена до сведения налогоплательщика своевременно.

Кроме того заинтересованное лицо ссылается на то, что данное постановление не содержит положений ухудшающих положение налогоплательщика или плательщика сбора, постановлением произведена переоценка стоимости земельных участков в отношении всех налогоплательщиков, владеющих земельными участками на территории Свердловской области. Также заинтересованное лицо поясняет, что на постановление правительства Свердловской области N 1347-ПП от 19 декабря 2008г. не распространяются положения ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:

Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 6 по Свердловской области проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации Х.С. Хасаншина по земельному налогу за 2009г., представленной в инспекцию 03 марта 2010г. В ходе проверки налоговым органом установлено, несвоевременное представление декларации по земельному налогу, занижение кадастровой стоимости земельного участка за 2009г. в результате применения при расчете налога заниженной кадастровой стоимости земельного участка.

По результатам проведенной проверки инспекцией составлен акт камеральной налоговой проверки от 07 марта 2010г. N 4155/04-39 и вынесено решение от 19 апреля 2010г. N 4959/04-39/05633 о привлечении к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 4459 рублей, п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 2697 рублей 40 копеек. Указанным решением доначислен земельный налог в размере 22295 рублей, начислены пени в размере 455 рублей 39 копеек.

Не согласившись с вынесенным решением глава крестьянского (фермерского) хозяйства Х.С. Хасаншин обратился в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области, решением от 04 июня 2010г. N 638/10 которого решение от 19 апреля 2010г. N 4959/04-39/05633 оставлено без изменений, апелляционная жалоба глава крестьянского (фермерского) хозяйства Х.С. Хасаншина - без удовлетворения.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Х.С. Хасаншин обратился с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области.

При рассмотрении настоящего спора суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии с п. 3 ст. 391 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - индивидуальные предприниматели, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых (предназначенных для использования) ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

В соответствии со ст. 394 Налогового кодекса РФ налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Применение налогоплательщиком ставок при исчислении земельного налога зависит от категории земель и целей использования земельных участков на основании сведений государственного земельного кадастра.

Кадастровая стоимость земельного участка налогоплательщиком указана в налоговом расчете по авансовым платежам по земельному налогу за 1,2,3 кварталы 2009г. на основании постановления правительства Свердловской области от 26 ноября 2002г. N 1370-ПП.

Вместе с тем, постановлением правительства Свердловской области от 19 декабря 2008г. N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" утверждена новая кадастровая оценка земель.

В соответствии с п. 4 постановления оно вступило в силу 27 апреля 2009г.

Вместе с тем, постановлением Правительства Свердловской области от 27 апреля 2009г. N 458-ПП "О внесении изменений в постановление правительства Свердловской области от 19 декабря 2008г. N 1347-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области"" п. 4 постановления от 19 декабря 2008г. N 1347-ПП был отменен.

Согласно п. 1 ст. 94 Областного закона Свердловской области "О правовых актах Свердловской области" от 10 марта 1999г. N 4-ОЗ постановления Правительства Свердловской области нормативного характера по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования в "Областной газете". Иные постановления Правительства Свердловской области нормативного характера вступают в силу одновременно на всей территории Свердловской области по истечении семи дней после их официального опубликования в "Областной газете", если в них не установлены иные сроки вступления в силу.

Таким образом, постановление правительства Свердловской области от 19 декабря 2008г. N 1347-ПП вступило в силу по истечении семи дней после его официального опубликования в "Областной газете" (от 24 декабря 2008г. N 407), с 01 января 2009г.

В соответствии со ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 г. N 945 "О государственной кадастровой оценке земель" и п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. N 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.

При этом нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель, изданные во исполнение вышеназванных постановлений Правительства Российской Федерации, регулируют земельные отношения и в силу п. 3 ст. 2 Земельного кодекса Российской Федерации относятся к актам, содержащим нормы земельного права. Поскольку нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель регулируют земельные, а не налоговые отношения, указанные акты не относятся к нормативным правовым актам о налогах и сборах, и, следовательно, на них не распространяются нормы статьи 5 Кодекса.

Заинтересованное лицо пояснило, что инспекция до вынесения оспариваемого решения направила заявителю сообщение о том, что сумма авансовых платежей по земельному налогу за 1,2,3 кварталы 2009г. рассчитана им неверно исходя из кадастровой стоимости земельного участка, действовавшей в 2008г. Также заявителю было разъяснено, что при исчислении авансовых платежей по земельному налогу за 2009г. необходимо руководствоваться постановлением правительства Свердловской области от 19 декабря 2008г. N 1347-ПП.

Кроме того в соответствии с п. 1 постановления Правительства Свердловской области от 07 февраля 2008г. N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных до сведения налогоплательщиков" территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика, а также размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.

В силу пунктов 1 и 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Суд пришел к выводу о том, что налогоплательщик имел возможность самостоятельно определить налоговую базу и уплатить земельный налог за спорный период в отношении принадлежащих ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельных участков, однако не исполнил установленную законом обязанность, поэтому у налогового органа имелись правовые основания для доначисления ему земельного налога и пеней.

В соответствии с п. 3 ст. 398 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налоговым органом установлено и подтверждено материалам дела, несвоевременное представление декларации по земельному налогу - 03 марта 2010г.

Таким образом, за неуплату налога в установленный срок заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 4459 рублей, за непредставление в установленный срок налоговой декларации по земельному налогу заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 2697 рублей 40 копеек, доначислен земельный налог в размере 22295 рублей, начислены пени в размере 455 рублей 39 копеек.

В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение государственного органа может быть признано недействительным в случае, если оно не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя. Суд установил, что указанные основания для признания решения недействительным отсутствуют.

На основании изложенного суд не находит оснований для признания решения от 19 апреля 2010г. N 4959/04-39/05633 недействительным.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. В удовлетворении требований главы крестьянского (фермерского) хозяйства Х.С. Хасаншина отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru



Судьи
...





Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка