АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Екатеринбурга


РЕШЕНИЕ

от 15 марта 2011 года Дело N А60-2972/2011


[Решением суда требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ и наложении штрафа за нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, удовлетворены]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 15 марта 2011 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С. В. Плюсниной, при ведении протокола судебного заседания секретарем А.И.Будалиной, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Закрытого акционерного общества "ОНИКС"

к Региональному отделению ФСФР России в Уральском федеральном округе

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от истца: Сергеева Т.А. (паспорт 6598 173788), представитель по доверенности от 17.03.11 N7; Бусыгина Т.И. (паспорт 6505 880671) представитель по доверенности от 14.03.2011 года N9;

от ответчика: Орехов Н.А. (удостоверение N120) по доверенности от 27.01.2011 года N15; Баталова Ю.Г. (удостоверение N87) по доверенности от 14.03.2011 года N24.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Закрытое акционерное общество "ОНИКС" (общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения в Уральскому федеральном округе Федеральной службы по финансовым рынкам (Региональное отделение ФСФР России в Уральском федеральном округе, Отделение) от 21.01.2011 г. N 62-11-19/ПН о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ и наложении штрафа в размере 700000 руб. за нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

Не оспаривая факт правонарушения, заявитель полагает, что административным органом не учтена малозначительность правонарушения.

Региональное отделение ФСФР России в Уральском федеральном округе с доводы заявителя не признает, ссылаясь на наличие в действиях общества состава административного правонарушения, обоснованность применения наказания в виде штрафа и отсутствие малозначительности.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

Региональным отделением ФСФР России в Уральском федеральном округе проведена проверка соблюдения обществом законодательства о рынке ценных бумаг, которой установлено нарушение срока раскрытия информации в Интернете о государственной регистрации выпуска акций ЗАО "ОНИКС"

По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 07.12.2010г. N 62-10-835/АП о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), и постановлением от 21.01.2011г. N 62-11-19/ПН на общество за данное нарушение наложен штраф в размере 700000 руб.

Согласно части 2 статьи 15.19 Кодекса нарушение эмитентом порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Обязанность эмитента, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих размещение эмиссионных ценных бумаг, обеспечить возможность доступа любым потенциальным владельцам к информации до приобретения ценных бумаг, установлена статьями 23 и 30 Федерального закона от 22.04.1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", согласно которым под раскрытием информации о ценных бумагах понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам, независимо от целей получения данной информации по процедуре, гарантирующей ее нахождение и получение.

Статьей 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон об акционерных обществах) установлено, что общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Состав, порядок и срок и обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации на этапах процедуры эмиссии эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, ежемесячного отчета эмитента ценных бумаг и сообщения о существенных фактах (событиях, действиях), затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента ценных бумаг, а также требование к порядку раскрытия эмитентом иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам, установлены Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 г. N 06-117/пз-н (далее - Положение).

Подпунктом "в" пункта 5.1. Положения установлено, что эмитенты, являющиеся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и (или) муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утвержденным в установленном порядке и являющимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям, или неограниченному кругу лиц, обязаны осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета.

В силу пункта 6.1.1 Положения обязанность осуществлять раскрытие информации в форме сообщений о существенных фактах в порядок, предусмотренном Положением, распространяется на эмитентов, которые в соответствии с Положением обязаны раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета эмитента эмиссионных ценных бумаг.

В соответствии с п.6.2.6 Положения ("Сведения об этапах процедуры эмиссии ценных бумаг) в форме сообщения о существенном факте раскрываются сведения о государственной регистрации выпуска ( дополнительного выпуска) ценных бумаг. Момент наступления существенного факта считается дата опубликования информации о государственной регистрации выпуска ценных бумаг эмитента на странице регистрирующего органа в сети Интернет

Согласно п.6.3.1 Положения раскрытие информации в форме сообщения о существенном факте должно осуществляться путем опубликования сообщения - в ленте новостей - не позднее 1 дня, на странице в сети Интернет- не позднее -2х дней

Сообщение о государственной регистрации выпуска ценных бумаг опубликовано на странице регистрирующего органа в сети Интернет 08.09.2010г. Таким образом сообщение должно было быть опубликовано в ленте новостей не позднее 1 дня с момента наступления существенного факта, т.е. не позднее 08.09.10 Сообщение в ленте новостей обществом раскрыто 23.09.10

Несоблюдение указанного срока является нарушением порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

ЗАО "ОНИКС" создано в процессе приватизации, при этом регистрация выпуска акций этого акционерного общества финансовым управлением Администрации Свердловской области 12.08.1993г. (государственный регистрационный номер 62-1п-337) сопровождалась регистрацией плана приватизации, который является решением о выпуске акций и проспектом эмиссии этих акций.

План приватизации общества предусматривал размещение 49% процентов акций путем свободной продажи, в связи с чем общество обязано раскрывать информацию в форме ежеквартального отчета.

Как следует из материалов дела, общество информацию о существенном факте "Сведения о государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг раскрыло 23.09.2010г., т.е. с нарушением установленного срока.

Эти обстоятельства полностью подтверждены имеющимися в деле доказательствами и обществом не оспариваются.

Поскольку обществом при наличии возможности не были приняты зависящие от него меры по соблюдению требований закона, в его действиях содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса.

Порядок привлечения общества к административной ответственности управлением соблюден.

Протокол и постановление приняты в присутствии полномочного представителя общества.

Вместе с тем обстоятельства совершения данного правонарушения свидетельствуют о его малозначительности.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из положений КоАП РФ.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Степень общественной опасности является оценочной категорией и определяется с учетом всех обстоятельств, являющихся предпосылками и последствиями выявленного нарушения, степени и формы вины, осознания лицом своей обязанности по соблюдению нарушенной нормы закона.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса, являются общественные отношения, связанные с представлением и раскрытием информации на рынке ценных бумаг и обеспечением нормального функционирования этого рынка.

В силу положений Закона о рынке ценных бумаг доступность информации достигается установлением регулирующими органами обязательных для соблюдения участниками фондового рынка требований по раскрытию информации, а также установлением административной ответственности за невыполнение этих требований. С этой же целью статья 30 Закона о рынке ценных бумаг и Положение о раскрытии информации обязывает эмитента раскрывать информацию несколькими способами, в том числе путем публикации необходимой информации в информационном ресурсе.

Как следует из материалов дела, эта обязанность заявителем выполнена в установленный срок и 23.09.2010 г. Информация о регистрации опубликована в сети Интернет и ленте новостей. Указанная обязанность выполнена обществом самостоятельно, до принятия оспариваемого постановления.

Такое раскрытие информации является достижением цели, предусмотренной статьей 30 Закона о рынке ценных бумаг, в связи с чем нарушение срока представления информации, само по себе не нарушает общественные отношения, связанные с раскрытием информации на рынке ценных бумаг и не содержит угрозы этим отношениям.

Суд также принимает во внимание, что правонарушение совершено обществом впервые, организация небольшая. Взыскание штрафа в сумме 700000рублей может привести к банкротству общества.

Данные обстоятельства не были учтены РО ФСФР России в Уральском федеральном округе при вынесении решения о привлечении общества к ответственности, поэтому постановление от 21.01.2011 г. N 62-09-19/ПН следует признать незаконным и отменить.

Поскольку наложение на общество за указанное правонарушение штрафа в значительном размере явно несоразмерно степени вины заявителя и не соответствует конституционным принципам соразмерности и справедливости назначения наказания, суд считает возможным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ освободить ЗАО "ОНИКС" от административной ответственности в виде штрафа, ограничиться устным замечанием.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1.Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральскому федеральном округе от 21.01.2011 г. N 62-11-19/ПН о привлечении ЗАО "ОНИКС" к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ и наложении штрафа в размере 700000 руб.

По факту нарушения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг в отношении ЗАО "ОНИКС" ограничиться устным замечанием.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья

С.В.Плюснина