АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Екатеринбурга


РЕШЕНИЕ

от 15 марта 2011 года Дело N А60-3142/2011


[Решением суда требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 15.19 КоАП РФ и наложении штрафа за нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, удовлетворены]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 15 марта 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 15 марта 2011 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С. В. Плюсниной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.И.Будалиной рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Закрытого акционерного общества Группа Синара

к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском федеральном округе

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности от 26.01.2011 по делу N 62-11-1/АП

при участии в судебном заседании:

от истца: Руденко Я.Н. (паспорт 6502 677438), представитель по доверенности от 01.01.2011 года N9/11; Газизова В.Р (паспорт 6505 563586) представитель по доверенности от 01.01.2011 года N15/11.

от ответчика: Клочихин Д.А. (удостоверение N88) по доверенности от 11.01.2011 года N1; Астраханцева Т.С. (удостоверение N138) по доверенности от 02.03.2011 года N19.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений и ходатайств от лиц, участвующих в деле, не поступило.

Закрытое акционерное общество Группа Синара (общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения в Уральскому федеральном округе Федеральной службы по финансовым рынкам (Региональное отделение ФСФР России в Уральском федеральном округе, Отделение) от 26.01.2011 N 62-11-1/АП о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 15.19 КоАП РФ и наложении штрафа в размере 300000 руб. за нарушение порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг.

По мнению заявителя, оспариваемое постановление является незаконным, поскольку ЗАО Группа Синара не является субъектом данного административного правонарушения. В действиях общества отсутствует состав административного правонарушения.

Региональное отделение ФСФР России в Уральском федеральном округе с доводами заявителя не согласно, ссылаясь на наличие в действиях общества состава административного правонарушения и обоснованность применения наказания в виде штрафа.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

В Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе закрытым акционерным обществом Группа Синара 05.10.2010 представлено уведомление (вх.62-10-7777 от 05.10.2010) о приобретении владельцем (изменении доли, принадлежащих владельцу) обыкновенных акций: об отчуждении 94,066 % акций ОАО "Свердловский Губернский Банк" с указанием даты внесения приходной записи по лицевому счету (счету депо) - 29.09.2010.

Уведомление представлено обществом в регистрирующий орган 05.10.2010 вместо установленного законом срока до 04.10.2010.

По данному факту составлен протокол об административном правонарушении от 11.01.2011 N 62-11-915/пр-ап о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), и постановлением от 26.01.2011 N 62-11-33/ПН на общество за данное нарушение наложен штраф в размере 300000 руб.

Считая вынесенное постановление незаконным ЗАО Группа Синара обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Согласно части 3 статьи 15.19 Кодекса непредставление (нераскрытие) или нарушение владельцами ценных бумаг, а также аффилированными лицами акционерных обществ и лицами, которые в соответствии с федеральным законом признаются заинтересованными в совершении акционерным обществом сделки, порядка и сроков представления (раскрытия) информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, за исключением случаев, предусмотренных статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

В соответствии с абз. 14 ст. 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" владелец обыкновенных акций не позднее чем через пять дней со дня внесения соответствующей приходной записи по лицевому счету (счету депо) обязан раскрыть информацию о приобретении 5 и более процентов общего количества размещенных обыкновенных акций, а также о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих ему таких акций стала более или менее 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50 или 75 процентов размещенных обыкновенных акций. В случае, если приобретение или изменение указанной доли произошло в результате размещения дополнительных обыкновенных акций, раскрытие соответствующей информации осуществляется не позднее чем через пять дней со дня, когда он узнал или должен был узнать о государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска обыкновенных акций.

Владелец обыкновенных акций раскрывает соответствующую информацию с указанием имени или наименования владельца, наименования эмитента, государственного регистрационного номера выпуска (дополнительного выпуска) акций, количества принадлежащих владельцу акций путем направления уведомления эмитенту указанных акций и в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Согласно письма ФСФР России от 18.03.2008 N 08-ВМ-03/4874 уведомления направляются в территориальные органы ФСФР России. При этом такие уведомления направляются в территориальные органы ФСФР России, осуществляющие свою деятельность на территориях, являющихся местом нахождения акционерных обществ, о приобретении или изменении доли обыкновенных акций которых направляются уведомления. Разграничение территорий, на которых осуществляют свою деятельность территориальные органы ФСФР России, установлено Приказом ФСФР России от 22.06.2006 N 06-69/пз-н "О территориальных органах Федеральной службы по финансовым рынкам".

Как следует из материалов дела, общество 29 сентября 2010 года ЗАО Группа Синара, являясь владельцем 2466800 штук акций ОАО "Свердловский Губернский Банк", заключило соглашение об отчуждении указанных акций с Государственной корпорацией "Агентство по страхованию вкладов". Данное соглашение было заключено в соответствии с Федеральным законом от 27.10.2008 N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года".

Переход права собственности на акции в реестре зарегистрирован в этот же день 29 сентября 2010г. Количество принадлежащих ЗАО Группа Синара акций "СБ "ГУБЕРНСКИЙ" (ОАО) после совершения указанной сделки составило 0 (Ноль) акций, доля - 0 (Ноль) процентов. Закрытым акционерным обществом Группа Синара 05.10.2010 представлено уведомление (вх.62-10-7777 от 05.10.2010) о приобретении владельцем (изменении доли, принадлежащих владельцу) обыкновенных акций: об отчуждении 94,066 % акций ОАО "Свердловский Губернский Банк" с указанием даты внесения приходной записи по лицевому счету (счету депо) - 29.09.2010.

Уведомление представлено обществом в регистрирующий орган 05.10.2010 т.е. с нарушением установленного срока.

Эти обстоятельства полностью подтверждены имеющимися в деле доказательствами и обществом не оспариваются.

Поскольку обществом при наличии возможности не были приняты зависящие от него меры по соблюдению требований закона, в его действиях содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.19 Кодекса.

Порядок привлечения общества к административной ответственности управлением соблюден.

Довод общества о том, что согласно ст.2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" под понятием "Владелец" следует понимать "лицо, которому ценные бумаги принадлежат на праве собственности или ином вещном праве". Между тем, с момента отчуждения акций 29.09.2010г. ЗАО Группа Синара не является владельцем обыкновенных акций "СБ "ГУБЕРНСКИЙ" (ОАО) (количество акций - ноль), соответственно не является субъектом, обязанным раскрывать информацию. Формулировка соответствующей обязанности в законе - раскрыть информацию о приобретении либо изменении доли - также не содержит требования раскрывать информацию об отчуждении доли (прекращении участия), и это подтверждает, что именно владельцы акций обязаны исполнять данное требование и информировать федеральный орган о принадлежащих им акциях. Возложение указанной обязанности на бывших (прежних) владельцев акций законом не предусмотрено, судом не принимается поскольку, согласно абз.15 ст.30 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" владелец обыкновенной акций обязан раскрыть информацию о любом изменении, в результате которого доля принадлежащих ему таких акций стала более или менее 5,10,15,20,25,30,50 или 75 процентов размещенных обыкновенных акций.

В результате совершенной сделки, запись, о совершении которой внесена по лицевому счету 29.09.2010, доля акций общества стала менее 5 процентов размещенных обыкновенных акций.

Постановлением ФКЦБ РФ от 02.10.1997 N 27 "Об утверждении Положения о ведении реестра ценных бумаг" предусмотрено, что в системе ведение реестра ценных бумаг зарегистрированным лицом является физическое или юридическое лицо, информация о котором внесена в реестр.

Ссылка заявителя на Федеральный Закон от 04.10.10 N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", которым изменена редакция п. 15.ст.30 и отменена обязанность раскрывать информацию, судом не принимается, поскольку вышеназванный закон вступает в силу с 07.04.11.

Вместе с тем, суд полагает, что обстоятельства совершения данного правонарушения свидетельствуют о его малозначительности.

В соответствии со статьей 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").

Малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений, в том числе носящим формальный характер, поскольку иное не следует из положений КоАП РФ.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Степень общественной опасности является оценочной категорией и определяется с учетом всех обстоятельств, являющихся предпосылками и последствиями выявленного нарушения, степени и формы вины, осознания лицом своей обязанности по соблюдению нарушенной нормы закона.

Объектом правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.19 Кодекса, являются общественные отношения, связанные с представлением и раскрытием информации на рынке ценных бумаг и обеспечением нормального функционирования этого рынка.

В силу положений Закона о рынке ценных бумаг доступность информации достигается установлением регулирующими органами обязательных для соблюдения участниками фондового рынка требований по раскрытию информации, а также установлением административной ответственности за невыполнение этих требований.

Как следует из материалов дела, эта обязанность заявителем выполнена 05.10.2010 т.е. просрочка представления уведомления с учетом выходных дней составила один день.

Тем самым нарушение срока установленного законом имело место, при этом регистрирующему органу не было создано каких-либо препятствий для оперативной проверки достоверности представленной информации. Намерения скрыть информацию в действиях общества не имелось.

Указанные обстоятельства не свидетельствуют о пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей и к формальным требованиям публичного права.

Данные обстоятельства не были учтены РО ФСФР России в Уральском федеральном округе при вынесении решения о привлечении общества к ответственности, поэтому постановление от 26.01.2011 N 62-11-33/ПН по делу N 62-11-1/ап следует признать незаконным и отменить.

Поскольку наложение на общество за указанное правонарушение штрафа в значительном размере явно несоразмерно степени вины заявителя и не соответствует конституционным принципам соразмерности и справедливости назначения наказания, суд считает возможным в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ освободить закрытое акционерное общество Группа Синара от административной ответственности в виде штрафа, ограничившись устным замечанием.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам России в Уральском Федеральном округе от 26.01.2011 N 62-11-33/ПН о привлечении закрытого акционерного общества Группа Синара к административной ответственности по части 3 статьи 15.19 КоАП РФ и наложении штрафа в размере 300000 руб.

По факту нарушения порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг в отношении ЗАО Группа Синара ограничиться устным замечанием.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

Судья

 С.В.Плюснина