АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Екатеринбурга


РЕШЕНИЕ

от 14 апреля 2011 года Дело N А60-46100/2010


[Решением суда требования о признании незаконным действия (бездействия) органа государственной власти, выразившееся в отказе в предоставлении в собственность земельного участка, и бездействие заинтересованного лица, выразившееся в не подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка в силу п. 4 ст. 28, п. 6 ст. 36 ЗК РФ, в силу ч. 4, 5 ст. 200 АПК РФ подлежат удовлетворению]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 07 апреля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2011 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н.Киреева, при ведении протокола судебного заседания секретарем В.В.Мякишевым, рассмотрел в судебном заседании дело NА60-46100/2010 по заявлению Открытого акционерного общества "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (ОАО "СКБ-банк")

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (Росимущество)

о признании незаконным действия (бездействия) органа государственной власти.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Центральный банк Российской Федерации.

При участии в судебном заседании:

от заявителя: А.А. Трифонова, представитель по доверенности N 811 от 13.07.2009 г.;

от третьего лица: И.Н. Хамешина, представитель по доверенности N 11-23/12 от 17.12.2010 г.; О.В. Воробьева, представитель по доверенности N 11-23/14 от 17.12.2010г.

Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещено о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. Представитель в судебное заседание не явился.

На основании п. 3 ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. От заявителя через канцелярию суда 25.03.2011г. поступило дополнение (уточнение) заявленных требований. Уточнение судом принято. Других заявлений и ходатайств не поступило.

Открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (ОАО "СКБ-банк"), с учетом уточнения требований, просит признать незаконным действие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, выразившееся в отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 167 кв.м., кадастровый номер 66:33:0101008:654, расположенного по адресу: г. Арамиль, ул. 1 Мая, 59а, и бездействие заинтересованного лица, выразившееся в не подготовке проекта договора купли-продажи земельного участка площадью 67 кв.м., кадастровый номер 66:33:0101008:654, расположенного по адресу: г. Арамиль, ул. 1 Мая, 59а. Заявитель также просит обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области в двухнедельный срок подготовить Постановление о предоставлении в собственность земельного участка площадью 167 кв.м., кадастровый номер 66:33:0101008:654, расположенного по адресу: г. Арамиль, ул. 1 Мая, 59а, а также в месячный срок подготовить проект договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка и направить его в адрес открытого акционерного общества "СКБ-банк".

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, в своем письменном отзыве NВО-1066 от 31.01.11 заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований.

Третье лицо в своем письменном отзыве и дополнении к отзыву считает, что у заинтересованного лица отсутствовали основания для принятия в установленном порядке решения о предоставлении в собственность указанного земельного участка на основании представленных заявителем документов.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя заинтересованного лица, арбитражный суд установил:

Открытому акционерному обществу "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" (ОАО "СКБ-банк") на праве собственности принадлежит здание капитального гаража, расположенное по адресу: г. Арамиль, ул. 1 Мая, 59а, что подтверждается договором аренды N 706-01-248 от 24.08.1998г., дополнительным соглашением N 1 от 21.12.1998г. о выкупе арендуемого имущества и актом приема-передачи от 10.03.1999г., заключенным между Государственным унитарным предприятием Свердловское областное управление инкассации Российского объединения инкассации (Росинкас) Центрального банка РФ (Банка России) и ОАО "СКБ-банк", на основании которых Сысертским бюро технической инвентаризации Заявителю выдано регистрационное удостоверение N 2-366 от 15.04.1999г.

Указанный гараж расположен на земельном участке с кадастровым номером 66:33:01 01 008:0167, предоставленном Центральному Банку РФ на праве постоянного (бессрочного) пользования, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права 66 АБ N080390 от 22.08.2003г.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права 66 АБ N078655 от 28.11.2003 года, земельный участок с кадастровым номером 66:33:0101008:0167 площадью 3198 кв.м, расположенный по адресу: Свердловская область, Сысертский район, г. Арамиль, ул. 1 Мая, 59а, принадлежит на праве собственности Российской Федерации.

Открытое акционерное общество "Акционерный коммерческий банк содействия коммерции и бизнесу" 17.10.2008 года направило письмо в Территориальное управление Росимущества в Свердловской области с просьбой ходатайствовать перед Администрацией Арамильского городского округа об утверждении проектов границ земельных участков площадью 167 кв.м. и 3031 кв. м., формируемых из земельного участка площадью 3198 кв.м. кадастровый номер 66:33:0101008:0167, расположенного по адресу: Свердловская область, Сысертский район, г. Арамиль, ул. 1 Мая, 59а.

Постановлением Главы Арамильского городского округа N 1023 от 07.11.2008г. проект границ вышеуказанных земельных участков был сформирован. Земельный участок с кадастровым номером 66:33:0101008:654, расположенный по адресу: Свердловская область, Сысертский район, г. Арамиль, ул. 1 Мая, 59а, разрешенное использование: под объект деловой и финансовой активности (СКБ-банк), площадью 167 кв.м. был поставлен на кадастровый учет.

22.04.2010 года заявитель обратился в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101008:654.

Названное заявление заинтересованным лицом оставлено без ответа.

Письмом от 10.09.2010г. исх. N ВО-14051 Управление отказало Заявителю в издании акта о разделе земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101008:167 по следующим основаниям: 1) ОАО "СКБ-банк" не является землепользователем земельного участка площадью 3198 кв.м. кадастровый номер 66:33:0101008:167, расположенного по адресу: г. Арамиль, ул. 1 Мая, 59а, а значит не уполномочен на подачу данного заявления; 2) Заявителем не предоставлены кадастровые паспорта всех образуемых земельных участков.

Заявитель 22.10.2010 года обратился к заинтересованному лицу с заявлением от 21.10.2010г. исх. N 7.1/1371 о подготовке Постановления о предоставлении в собственность ОАО "СКБ-банк" земельного участка площадью 167 кв. м., кадастровый номер 66:33:0101008:654, расположенного по адресу: г. Арамиль, ул. 1 Мая, 59а и направлении в адрес заявителя проекта договора купли-продажи земельного участка.

Заявителем письмами от 01.11.2010г. и от 12.11.2010г. были предоставлены в Управление недостающие документы, необходимые для оформления договора купли-продажи земельного участка.

Письмом N ВО-18-658 от 03.12.2010 года заинтересованное лицо сообщило, что право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровый номером 66:33:0101008:654 не зарегистрировано, в связи с чем, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области (Росимущество) не наделено полномочиями по распоряжению указанным земельным участком.

Полагая, что бездействия заинтересованного лица нарушают права и законные интересы заявителя, а также посчитав данный отказ неправомерным, ОАО "СКБ-банк" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав представителей заявителя и третьего лица, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. 1 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

Согласно п. 2 ст. 3 Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того, переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2012 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу пунктов 1 и 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 названной статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

В силу пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.

Приказом Минэкономразвития России N370 от 30.10.07 утвержден перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения сооружения.

Указанным Перечнем предусмотрено представление следующих документов:

1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);

3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);

4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);

5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

6) кадастровый паспорт земельного участка;

7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.

Перечень документов, утвержденный вышеуказанным Приказом, является исчерпывающим.

В силу п.4 ст.28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:

изъятия земельных участков из оборота;

установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;

резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

В соответствии с Положением о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от05.03.09 N63, заинтересованное лицо осуществляет, в том числе в установленном порядке продажу земельных участков, находящихся в федеральной собственности.

Материалами дела установлено, что ОАО "СКБ-банк" неоднократно обращалось в Территориальное управление Федерального агентства в управлению государственным имуществом по Свердловской области с заявлениями о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 66:33:0101008:654 площадью 167 кв.м. При этом судом установлено, что заявителем в период с 01.11.2010 по 12.11.2010 были представлены все необходимые документы, перечисленные в приказе Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 N370.

Поскольку указанное решение заинтересованным лицом в нарушение п.6 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации не принято, суд считает, что заинтересованным лицом допущено незаконное бездействие.

Доказательств того, что продажа спорного земельного участка невозможна в связи с его ограничением в обороте, запрете приватизации, установленном федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд, в материалах дела не имеется.

В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

Доказательств правомерности бездействия или его отсутствия заинтересованным лицом не представлено.

Судом отклоняется довод заявителя о том, что заинтересованное лицо не наделено полномочиями по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 66:33:0101008:654, расположенным по адресу: Свердловская область, Сысертский район, г. Арамиль, ул. 1-я Мая, 59-а, поскольку право собственности Российской Федерации на указанный земельный участок не зарегистрировано, исходя из следующего.

Как было указано выше, земельный участок с кадастровым номером 66:33:0101008:654 площадью 167 кв.м., образован из земельного участка площадью 3198 кв.м. с кадастровым номером 66:33:0101008:0167, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации и переданного в постоянное (бессрочное) пользование Центральному банку РФ. Указанный обстоятельства подтверждаются кадастровыми паспортами от 13.10.10 N 66/301/10-2454 и от 14.10.10 N66/301/10-2530.

Материалами дела также подтверждается, что объект недвижимого имущества, принадлежащий заявителю на праве собственности, расположен на земельном участке, принадлежащем на праве собственности Российской Федерации. Иного заинтересованным лицом не доказано.

Кроме этого суд принимает во внимание, что письмом NВО-6866 от 23.12.09 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Свердловской области согласовало межевой план, подготовленный в связи с образованием земельного участка площадью 167 кв.м. под существующий объект недвижимости - гараж. Данное обстоятельство также подтверждается актом согласования местоположения границ земельного участка, подписанным начальником отдела аренды земельных участков Территориального управления Федерального агентства в управлению государственным имуществом по Свердловской области.

В силу ч. 4, 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.