• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 6 апреля 2011 года Дело N А60-820/2011


[Суд решил исковые требования о признании недействующим решения ответчика об утверждении нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги, в части установления нормативов на отопление в жилых домах, полагая, что указанный акт не соответствует ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 04 апреля 2011 года

Полный текст решения изготовлен 06 апреля 2011 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи И.В.Горбашовой,

судей Е.Г.Италмасовой, П.Н.Киреева

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.В.Ворониной рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

закрытого акционерного общества "Регионгаз-инвест" (заявитель)

к Думе Муниципального образования город Ирбит (заинтересованное лицо)

о признании недействующим нормативного правового акта в части

при участии в судебном заседании:

от заявителя:

А.С.Звонарев, представитель по доверенности,

Л.В.Шмакова, представитель по доверенности от 11.01.2011 N4,

Е.С.Волосникова, представитель по доверенности от 04.04.2011 N102;

от заинтересованного лица:

А.Г.Демаков, председатель Думы МО город Ирбит, решение от 10.03.2008 N4.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности. Отвода суду не заявлено.

Заявитель заявил ходатайство о приобщении к делу документов. Ходатайство удовлетворено.

Заявитель устно уточнил требования. Уточнение судом принято.

Заинтересованное лицо заявило ходатайство о приобщении к делу дополнительного отзыва и документов. Ходатайство удовлетворено.

Других заявлений, ходатайств не поступило.

Закрытое акционерное общество "Регионгаз-инвест", с учетом устного уточнения требований, просит признать недействующим решение Думы Муниципального образования город Ирбит N 71 от 27.11.2008г. "Об утверждении нормативов потребления, тарифов на коммунальные услуги, оказываемые населению города Ирбита, а также размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом" в части установления приложением N 3 нормативов на отопление в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения, полагая, что указанный акт не соответствует ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ, пунктам 5,10,11,14,19,20 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" и нарушает его права на полное возмещение поставленной тепловой энергии на отопление.

Заинтересованное лицо представило отзыв и дополнение к отзыву, требования не признало, ссылается на утрату с 01.01.2010 оспариваемого акта, отсутствие доказательств нарушения прав заявителя оспариваемым актом и реального ущерба, утверждение нормативов и тарифов постановлением Главы МО город Ирбит от 26.04.2002 N 328, необходимость установления приборов учета собственниками, считает, что указанные в оспариваемом акте нормативы близки по значению к расчетным нормативам, рассчитанным в соответствии с методическими рекомендациями по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства, утв. Приказом Минэкономики России от 06.05.1999 N 240, отсутствие возможности произвести перерасчет гражданам.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

В части 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления; правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 4 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила), нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами, то есть органами местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Оспариваемый нормативный акт - решение N 71 от 27.11.2008г - принят органом местного самоуправления муниципального образования - Думой муниципального образования город Ирбит, то есть уполномоченным органом.

В силу подпункта "д" пункта 5 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых помещений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.

Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степень благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются (пункт 10 Правил).

В соответствии с пунктом 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению. При установлении нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод; 3) расчетный метод (пункт 20 Правил).

Материалы дела свидетельствуют о том, что в пункте 6.4 решения N71 установлен единый норматив потребления теплоснабжения для всех жилых домов, расположенных на территории муниципального образования город Ирбит, равный 0,248 Гкал/кв.м в месяц. Данный норматив утвержден без учета конструктивных и технических параметров и степени благоустройства отапливаемых домов. Вместе с тем, согласно представленному заявителем в материалы дела расчету, в отношении пяти групп жилых домов определено пять самостоятельных нормативов потребления.

Судом также установлено и материалами дела подтверждается, что оплата гражданами услуг по теплоснабжению исходя из единого норматива потребления на территории муниципального образования город Ирбит влечет невозможность возмещения фактически произведенных заявителем затрат, связанных с теплоснабжением жилищного фонда.

С учетом изложенного, оспариваемый в части нормативный правовой акт - решение Думы Муниципального образования город Ирбит N 71 от 27.11.2008г. "Об утверждении нормативов потребления, тарифов на коммунальные услуги, оказываемые населению города Ирбита, а также размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом" в части установления приложением N 3 нормативов на отопление в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения, не соответствует пунктам 5,10,14,20 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 и нарушает права и законные интересы ЗАО "Регионгаз-инвест" в сфере предпринимательской деятельности.

Ссылка заинтересованного лица об отсутствии доказательств нарушения прав заявителя оспариваемой частью нормативного правового акта не принимается по изложенным выше основаниям.

Доводы заинтересованного лица о том, что оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу с 01.01.2010 в связи с принятием решения Думы муниципального образования город Ирбит N 168 от 26.11.2009 "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг и предельного уровня оплаты платежей за жилищные и коммунальные услуги, оказываемые населению города Ирбита в 2010 году", в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению, судом не принимаются в связи со следующим.

Суд полагает, что в случае прекращении производства по делу по мотиву прекращения действия нормативного правового акта без оценки законности нормативного акта не опровергает законность установления заинтересованным лицом нормативов, определенных в оспариваемом решении, применение которого может привести к нарушению прав заявителя в части получения последним в полном размере возмещения поставленной тепловой энергии на отопление.

Таким образом, заявитель не может защитить свои права, которые считает нарушенными, ни посредством оспаривания нормативного правового акта в суде, ни посредством искового производства, поскольку суд, прекратив производство по делу, лишит его права на судебную защиту.

Ссылка заинтересованного лица на заключение Региональной энергетической комиссии Свердловской области по определению нормативов потребления коммунальных услуг на территории МО город Ирбит на 2010 год, содержащее анализ результатов расчета нормативов отопления, из которых видно, что отклонение действующего норматива незначительно отличается от расчетного (4,4%), судом не принимается, так как данное заключение не относится к спорному периоду.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке распределения судебных расходов суд взыскивает с Думы муниципального образования город Ирбит в пользу ЗАО "Регионгаз-инвест" госпошлину в размере 2000 руб. 00 коп., перечисленную последним платежным поручением от 27.12.2010 N 7423 при обращении в суд.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:

Заявленные требования удовлетворить.

Признать недействующим решение Думы Муниципального образования город Ирбит N 71 от 27.11.2008г. "Об утверждении нормативов потребления, тарифов на коммунальные услуги, оказываемые населению города Ирбита, а также размере платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, и размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом" в части установления приложением N 3 нормативов на отопление в жилых домах с централизованными системами теплоснабжения, как несоответствующее Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".

Взыскать с Думы Муниципального образования город Ирбит в пользу закрытого акционерного общества "Регионгаз-инвест" госпошлину в размере 2000 (две тысячи) руб. 00 коп.

Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий И.В.Горбашова

Судьи П.Н. Киреев

Е.Г.Италмасова

Номер документа: А60-820/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Свердловской области
Дата принятия: 06 апреля 2011

Поиск в тексте