Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 3 марта 2011 года Дело N А60-2889/2011


[Решением суда в удовлетворении требований об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отказать]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 02 марта 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 03 марта 2011 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи П.Е. Ерофеевой,

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Стандарт"

к Территориальному отделу Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Ленинском районе и Верх-Исетском районе города Екатеринбурга

об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании:

от заявителя - А.А. Лупанова, представитель, доверенность от 01.12.2010;

от заинтересованного лица - А.В. Антропов, представитель, доверенность от 13.01.2011.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.

Закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Стандарт" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Ленинском районе и Верх-Исетском районе города Екатеринбурга N45/16 от 19.01.2011 о назначении административного наказания за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Заинтересованное лицо возражает по мотивам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:

На основании обращения граждан на непредоставление необходимой и достоверной информации об оказываемых коммунальных услугах Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в Ленинском районе и Верх-Исетском районе города Екатеринбурга проведена проверка закрытого акционерного общества "Управляющая компания "Стандарт", по результатам которой составлен протокол об административном правонарушении от 17.01.2011 и вынесено постановление о назначении административного наказания N45/16 от 19.01.2011.

Не согласившись с названным постановлением, закрытое акционерное общество "Управляющая компания "Стандарт" обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Изучив материалы дела, суд считает, что требования общества удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности нарушение прав потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.

В силу ст. 8 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

В соответствии с п. 1, 2, 3 ст. 10 названного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Требования к доведению информации об оказываемых коммунальных услугах до потребителя содержатся в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307.

В соответствии с пунктом 2 указанных Правил, их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Согласно п. 3 Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Материалами дела подтверждается, что жилой фонд, расположенный по адресу: г. Екатеринбург, пер. Университетский, 3, находится в управлении заявителя, то есть общество является исполнителем коммунальных услуг, следовательно, должно соблюдать требования вышеуказанных Правил по доведению информации до потребителя указанными в них способами.

Требования по объему информации о предоставляемых коммунальных услугах, порядку и способу(ам) ее доведения до потребителя законодательно определены, и подлежат выполнению исполнителем данных коммунальных услуг (п.п. 38, 49 Правил).

Согласно п. 49 Правил исполнитель путем указания в договоре, а также размещения на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей, обязан предоставить потребителю следующую информацию: о порядке и форме оплаты коммунальных услуг; о параметрах качества предоставления коммунальных услуг, о предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информацию о настоящих Правилах.

В соответствии с подп. "р" п. 49 Правил исполнитель обязан производить по требованию потребителя сверку платы за коммунальные услуги и не позднее 3 рабочих дней выдавать документы, подтверждающие правильность начисления потребителю платежей с учетом соответствия качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям законодательства Российской Федерации, настоящим Правилам и договору, а также правильность начисления установленных федеральными законами и договором неустоек (штрафов, пеней);

В силу пункта 2 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию об установленных ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с этими ценами и тарифами, об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и выполняемых работ, а также о ценах и тарифах на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг. Аналогичная обязанность предусмотрена п. 1, 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей.

Кроме того, из системного толкования положений ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 49 Правил, ст. 8 и 10 Закона о защите прав потребителей следует вывод, что в договоре на оказание услуг должна содержаться полная информация об исполнителе коммунальных услуг, в том числе, наименование, место нахождения, сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб, порядок и форма оплаты коммунальных услуг, сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре). Недоведение данной информации в договоре до потребителя, является нарушением его права на получение достоверной и необходимой информации о предоставляемой услуге.

Из материалов дела следует, что потребителям (в количестве и по списку указанных в коллективном обращении вх. NУ26121 от 27.12.2010 (вх. NЦ6/8ж от 11.01.2011), представитель Пипилюк А.С., проживающий в г. Екатеринбург, пер. Университетский 3 (кв. 39)), в платежных документах (квитанциях) за октябрь 2010 года, проведен перерасчет и предъявлены для оплаты суммы по строкам "электроэнергия обще домовое потребление". При этом графы квитанции (перерасчет) данный перерасчет не содержат, а означены отдельной строкой.

Жильцами дома в адрес общества было направлено требование о предоставлении в установленный 3-х дневный срок информации, сведений (документов) об оказываемых исполнителем коммунальных услугах электроснабжения (акты вода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, акты снятия показаний с коллективного (общедомового) прибора учета за 2010 год, подтверждающие осуществление оплаты организациям поставщикам, о наличии и количестве в доме помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета электроэнергии, помесячных начислениях за электроэнергию в помещениях не оборудованных индивидуальными приборами учета.

Указанное требование получено заинтересованным лицом 15.11.2010 (вх. N9-22). В установленный срок информация для сведения потребителей исполнителем не представлена.

При таких обстоятельствах в действиях общества имеется событие правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административной ответственности или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина общества в совершении административного правонарушения административным органом исследована, что отражено в оспариваемом постановлении и доказана материалами дела, из которых видно, что общество при возможности исполнения требований законодательства о защите прав потребителей не предприняло все зависящие от него меры по его соблюдению, не предоставило потребителю полную информацию о порядке начисления платы за общедомовое потребление коммунальных услуг, а также не довело до потребителя информацию, установленную п. 38, п. 39 Правил, ввиду отсутствия письменного договора.

Таким образом, состав вменяемого обществу административного правонарушения является доказанным.

В обоснование заявленных требований, общество ссылается на то, что просьбы о сверке платы потребители не заявляли, поэтому подп. "р" п. 49 Правил в части представления информации в трехдневный срок в данном случае не применяется.

Названный довод судом отклоняется, поскольку заявитель как лицо, оказывающее коммунальные услуги гражданам-потребителям, является исполнителем данных услуг применительно к положениям Закона о защите прав потребителей и, следовательно, обязан обеспечивать соблюдение в полном объеме установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей, в том числе - права на получение полной информации о товарах (работах, услугах) и об их стоимости.

Также общество ссылается на направление почтой письменного ответа на требование жильцов, однако доказательств направления указанного ответа и доказательств получения его жильцами суду не представило.

Учитывая изложенное, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья Л.В.Колосова