Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 16 июня 2011 года Дело N А60-12573/2011


[Суд решил в удовлетворении исковых требований о взыскании с ответчика недоимки по налогам и сборам,  а также пени и штрафов, отказать]
(Извлечение)


Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2011 года

Полный текст решения изготовлен 16 июня 2011 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.О.Ивановой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи О.И.Байдюк рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению

Межрайонной ИФНС России N 10 по Свердловской области

к Производственному сельскохозяйственному кооперативу "Сылва" (ИНН6657000142, ОГРН 1036601470553) далее ПСК "Сылва"

о взыскании обязательных платежей

при участии в судебном заседании

от заявителя: Коростелев А.Б. - представитель по доверенности от 28.01.2009 N11-02, удостоверение

Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения заявления извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Заявителю процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявитель заявил ходатайство о восстановлении пропущенного срока для подачи искового заявления. Других заявлений и ходатайств не поступило.

Заявитель просит взыскать с ПСК "Сылва" недоимку по налогам и сборам в общей сумме 1536624 рубля 44 копейки, пени в сумме 4354508 рублей 11 копеек, штрафы в сумме 101837 рублей 61 копейка.

ПСК "Сылва" возражений относительно заявленных требований не представлено.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

Как следует из материалов дела и не оспорено заинтересованным лицом, по состоянию на 04.04.2011 у ПСК "Сылва" имеется задолженность по налогам, пени, штрафам, сформировавшаяся на 01.01.2003 и составляющая по налогам и сборам - 1536624,44 рубля, пени в сумме 4354508,11 рублей, штрафам в размере 101837,61 рубль, а именно:

По федеральным налогам, сборам:

- недоимка по взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2241,14 рублей, пени в сумме 39415,55 рублей;

- прочие налоги и сборы(в части погашения по отмененным федеральным налогам и сборам) 13064,02 рубля, пени в сумме 33197,23 рубля, штрафы в размере 13493,60 рублей;

- лесные подати в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до 01.01.2005) - пени в сумме 3421 рубль, штраф в размере 760 рублей 87 копеек;

- недоимка по взносам в Госфонд занятости населения РФ, а также средства указанного фонда, возвращаемые организациями в соответствии с ранее заключенными договорами (соглашениями) - 2382 рубля 95 копеек, пени в сумме 4664 рубля 01 копейка;

- налог на добавленную стоимость в сумме 427777,68 рублей, пени в сумме 939875,94 рубля, штраф в размере 87151,51 рубль;

- платежи за добычу общераспространенных полезных ископаемых: пени в сумме 3353,30 рублей, штраф в размере 131,63 рубля;

- недоимка по взносам в Пенсионный фонд РФ в размере 610371,57 рублей, пени в сумме 2692893,48 рублей;

- налог на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъекта РФ в сумме 0,64 рубля, пени в сумме 1,75 рублей;

- налог на доходы физических лиц за исключением доходов, получаемых в виде дивидендов, выигрышей, призов, материальной помощи, материальной выгоды: пени 344822,41 рубль, штраф в размере 200 рублей;

Региональные налоги и сборы:

- сбор на нужды образовательных учреждений, взимаемый с юридических лиц в размере 20486,20 рублей, пени в сумме 56417,77 рублей;

Налог с продаж в сумме 26699,49 рублей, пени в сумме 39855,30 рублей, штраф в размере 100 рублей;

Местные налоги и сборы:

- целевые сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций на содержание милиции, на благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели в сумме 2314,30 рублей, пени в сумме 3550,68 рублей;

Прочие местные налоги и сборы: пени в сумме 4730,44 рубля;

Налог на рекламу в сумме 0,64 рубля, пени в сумме 35,62;

Земельный налог по обязательствам, возникшим до 01.01.2006 в сумме 124141,10 рублей, пени в сумме 21166,58 рублей;

Налоги, относящиеся к специальным налоговым режимам:

- единый социальный налог, зачисляемый в ТФОМС в сумме 47363,62 рубля, пени в сумме 27021,73 рубля;

- единый социальный налог, зачисляемый в Федеральный бюджет в сумме 252434,95 рублей, пени в сумме 138360,39 рублей;

- единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС в сумме 7346,14 рублей, пени в сумме 1724,93 рубля.

В силу п. 1, 2 ст. 45 неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Кодексом.

Согласно п. 1, 2 ст. 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

С момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога, то есть направление требования - это составная часть процедуры принудительного исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.

Пунктом 2 ст. 45 Кодекса предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном Кодексом. Взыскание налога с организации производится в порядке, предусмотренном ст. 46, 47 Кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 46 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со ст. 47 Кодекса.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 3 ст. 46 Кодекса). Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В судебном заседании установлено, что правоотношения по уплате (несвоевременной уплате) ПСК "Сылва" задолженности возникли в период до 01.01.2003, а по части задолженности (ЕСН) в 2004-2008 годах.

При этом, налоговым органом в отношении данной задолженности мер принудительного взыскания (ст.ст.46,47 НК РФ) в установленные сроки не принималось. Иного судом не установлено, и налоговым органом данный факт не оспаривается.

В арбитражный суд налоговый орган в порядке положений ст.46 НК РФ обратился в апреле 2011 года, то есть за пределами шестимесячного срока на обращение в суд.

В обоснование заявленных требований налоговый орган ссылается на уважительность пропуска срока и просит его восстановить.

В соответствии с ч. 2 ст. 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

Поскольку законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска указанного срока, вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.

В обоснование причин пропуска срока на обращение в суд налоговый орган ссылается на сбои в компьютерной программе, отвечающей за учет задолженности налогоплательщика.

Иных оснований причин пропуска срока не приведено.

Однако, по настоящему делу суд полагает, что указанная налоговым органом причина пропуска срока не может быть признана уважительной, поскольку сбои в компьютерной программе не лишили налоговый орган права на обращение в установленном порядке и сроки в суд с заявлением о взыскании имеющейся у налогоплательщика задолженности.

Иных уважительных причин налоговым органом не приведено и судом не установлено. Соответственно, у суда не имеется оснований для удовлетворения заявленного ходатайства о восстановлении срока на обращение в суд, что влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.

При этом, суд считает возможным указать следующее:

Согласно п.п.4 п.1 ст.59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в том числе, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Поскольку с учетом установленных судом обстоятельств налоговым органом в отношении сумм задолженности по вышеуказанным налогам, пени и штрафам меры к принудительному взысканию не применялись, срок на взыскание в судебном порядке налоговым органом пропущен и в его восстановлении судом отказано, взыскание задолженности по вышеуказанным налогам и сборам в общей сумме 1536624,44 рубля, пени в общей сумме 4354508 рублей 11 копеек, штрафов в размере 101837,61 рубль является невозможным по причине утраты налоговым органом соответствующей возможности.

В судебном заседании налоговый орган указал на отсутствие правовых оснований для списания вышеуказанной задолженности в соответствии со ст.59 НК РФ.

Поскольку данное препятствие для реализации положений ст.59 НК РФ может быть устранено путем вынесения судебного акта по настоящему делу, суд в мотивированной части решения установил факт утраты налоговым органом возможности взыскания вышеуказанных сумм в связи с истечением сроков взыскания и отказом в восстановлении пропущенного срока подачи заявления о взыскании в суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.

2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

3. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья С.О.Иванова