• по
Более 47000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Екатеринбурга


РЕШЕНИЕ

от 22 июня 2011 года Дело N А60-8049/2011


[Решением суда требования о признании недействительным отказа в предоставлении преимущественного права выкупа удовлетворены]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 22 июня 2011 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н. Киреева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.О. Игошиной, рассмотрел в судебном заседании 15 июня 2011 года дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комплекс" (ИНН 6623023173, ОГРН 1056601247010) (далее - общество)

к Администрации МО город Нижний Тагил

о признании недействительным отказа в предоставлении преимущественного права выкупа арендуемого помещения, изложенного в письме N53-757 от 04.03.2011г.

при участии в судебном заседании

от заявителя: С.В. Шляпников, представитель по доверенности от 15.06.11г.;

от заинтересованного лица: А.В. Климцев, представитель по доверенности от 15.03.11г.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены процессуальные права. Отвода суду не заявлено. Представитель заинтересованного лица ходатайствует о приобщении к материалам дела копий документов. Ходатайство судом удовлетворено, документы приобщены к материалам дела. Представитель заявителя представил для обозрения оригиналы документов в обоснование заявления. Суд обозрел оригиналы и возвратил представителю заявителя. Других заявлений и ходатайств не поступило.

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комплекс" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Администрации МО город Нижний Тагил о признании недействительным отказа, изложенного в письме N53-757 от 04.03.2011г., в реализации права на приобретение арендуемого недвижимого имущества, общей площадью 319,7 кв.м., находящегося по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Тагилстроевская, 7. Заявитель просит обязать Администрацию МО город Нижний Тагил устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комплекс", совершить действия, предусмотренные частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на имеющееся у него преимущественное право на приобретение арендуемого имущества в собственность в связи с наличием всех условий, предусмотренных ст. 3 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Заинтересованное лицо в своем письменном отзыве требования не признает, ссылаясь на то, что договор аренды N69 от 07.11.2005 года был заключен заявителем с ненадлежащим лицом - Управлением по жилищной политике Администрации города Нижний Тагил, а арендная плата перечислялась не в бюджет.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил:

Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комплекс" обратилось к главе города Нижний Тагил с заявлением от 16 февраля 2011 года о намерении реализовать преимущественное право на приобретение в собственность арендуемого обществом недвижимого помещения, площадью 319,7 кв.м, находящегося по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Тагилстроевская, 7.

Письмом от 04 марта 2011 года N53-757 Глава города Нижний Тагил отказал обществу, обосновывая отказ тем, что обществом был заключен договор аренды с ненадлежащим арендодателем, в связи с чем, заявителем нарушены условия п.п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 22 июля 2008 года N159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Полагая, что в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комплекс" отказано необоснованно, заявитель обратился в арбитражный суд.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно положениям ст.ст. 4, 10, 14 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация муниципального имущества, порядок планирования приватизации и порядок принятия решений об условиях приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, определяются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 159-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

Согласно ст. 3 указанного Закона субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что: 1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; 3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Статьей 9 Закона N 159-ФЗ установлено, что субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

При получении заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества (ч. 3 ст. 9 Закона N 159-ФЗ).

В случае, если заявитель не соответствует установленным ст. 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества (ч. 4 ст. 9 Закона N 159-ФЗ).

Таким образом, лишь в случае наличия указанных обстоятельств в совокупности, заявитель может реализовать свое преимущественное право на приватизацию арендуемого имущества.

Те обстоятельства, что Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комплекс" подпадает под критерии субъекта малого и среднего предпринимательства, соответствие площади арендуемого помещения, невключение имущества в соответствующий Перечень, заинтересованным лицом не оспариваются.

Поскольку Закон N159-ФЗ, опубликованный в "Российской газете" 25.07.2008 г., вступил в силу с 05.08.2008 г., о соблюдении обществом условия, предусмотренного п.п. 1 ст. 3 указанного Закона свидетельствует нахождение объекта муниципального имущества в пользовании арендатора непрерывно как минимум с 05.08.2006 г. до 05.08.2008 г.

Объект муниципального имущества - нежилое помещение площадью 319,7 кв.м., расположенное по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Тагилстроевская, д. 7 является муниципальной собственностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 66 АД N765407 и заинтересованным лицом не оспаривается.

Как следует из материалов дела данный объект был передан во временное пользование по договору N69 от 07.11.2005 г. об использовании помещения, арендуемого предприятием у администрации города, заключенным от имени Администрации города Нижний Тагил начальником управления по жилищной политике Администрации города Нижний Тагил, действовавшим на основании доверенности главы города Нижний Тагил от 12.07.2004 года. Договор был заключен сроком до 04.11.2006 г. и не расторгался. 27 июня 2008 года заявителем был заключен договор аренды N765 на данный объект с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации города Нижний Тагил.

С 2008 г. и до настоящего времени платежи за пользование помещением общество перечисляет на счет Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Нижний Тагил в соответствии с предоставляемыми Комитетом расчетами платы.

Таким образом, с ноября 2005 г. и до настоящего времени объект муниципального имущества находился в пользовании общества и арендодателю не возвращался.

При рассмотрении дела установлено также надлежащее исполнение арендатором своих обязательств по перечислению арендной платы, что подтверждается актами сверки расчетов по состоянию на 16.02.2011 г. и на 31.03.2011 г.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении условий п.п. 1,2 ст. 3 Закона N 159-ФЗ.

При этом, по мнению суда, для рассматриваемых правоотношений не имеет значения то обстоятельство, что стороной по договору в качестве арендодателя от имени Администрации города Нижний Тагил выступало лицо, не имеющее полномочий на заключение договоров аренды объектов нежилого фонда прав, поскольку договор аренды N69 от 07.11.2005 г. никем не оспорен.

Указанные выше обстоятельства (наличие договоров аренды, заключаемых от имени и по инициативе администрации города Нижний Тагил, производимые обществом платежи за пользование муниципальным имуществом) прямо свидетельствуют о воле органа местного самоуправления на предоставление помещения в возмездное пользование обществу в целях получение от его использования денежных средств в интересах муниципального образования. Заключение же договора органом, не имеющим соответствующих полномочий, не может являться препятствием для реализации субъектом малого или среднего предпринимательства предоставленных законом прав.

Таким образом, вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о соблюдении обществом всех условий ст. 3 Закона N 159-ФЗ.

В силу ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

С учетом установленных судом обстоятельств суд приходит к выводу, что отказ заинтересованного лица в реализации обществом права на приобретение арендуемого им нежилого помещения, площадью 319,7 кв.м, находящегося по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Тагилстроевская, 7, не соответствует Федеральному закону N 159-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы о понесенных сторонами судебных расходах, к которым относится государственная пошлина, разрешаются судом в судебном акте. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. При таких обстоятельствах уплаченную заявителем при подаче заявления в арбитражный суд государственную пошлину в размере 2000 рублей (платежное поручение N641 от 15.03.11г.) следует взыскать с Администрации МО город Нижний Тагил.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комплекс" требования удовлетворить.

2. Признать недействительным отказ Главы города Нижний Тагил, изложенный в письме N53-757 от 04.03.2011г. в реализации права на приобретение арендуемого имущества, общей площадью 319,7 кв.м., находящегося по адресу: г. Нижний Тагил, ул. Тагилстроевская, 7.

3. Обязать заинтересованное лицо устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем совершения действий, предусмотренных частью 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

4. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Администрации МО город Нижний Тагил в пользу Общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Комплекс" (ИНН 6623023173, ОГРН 1056601247010) 2000 (две тысячи) рублей 00 (ноль) копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

5. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

6. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

судья

П.Н.Киреев

Номер документа: А60-8049/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Свердловской области
Дата принятия: 22 июня 2011

Поиск в тексте