АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Екатеринбурга


РЕШЕНИЕ

от 19 июля 2011 года Дело N А60-8056/2011


[Решением суда иск о признании недействительным ненормативного правового акта в части признания утратившим силу (отмены) приказа министра по управлению государственным имуществом подлежит удовлетворению]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2011 года.

Полный текст решения изготовлен 19 июля 2011 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н.Киреева, при ведении протокола судебного заседания секретарем А.О. Игошиной, рассмотрел в судебном заседании 12-14 июля 2011года дело NА60-8056/2011 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Уральский строительный центр" к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании недействительным ненормативного правового акта в части,

при участии в судебном заседании

от заявителя: Хохлова О.С., представитель по доверенности от 27.05.2011 года;

от заинтересованного лица: Шаповалова К.К., представитель по доверенности от 16.02.2011 года.

Представителям заявителя и заинтересованного лица процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Представитель заявителя представил ходатайство об уточнении заявленных требований. Уточнение судом принято. От заинтересованного лица поступило ходатайство о привлечении Министерства природных ресурсов Свердловской области в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора. Ходатайство судом рассмотрено и отклонено.

В судебном заседании 12 июля 2011 года был объявлен перерыв до 16 часов 00 минут 14 июля 2011 года. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда с участием тех же представителей заявителя и заинтересованного лица.

К материалам дела по ходатайству заинтересованного лица приобщен письменный отзыв. К материалам дела по ходатайству представителя заявителя приобщены письменные объяснения и копии документов в обоснование позиции. Других заявлений и ходатайств не поступило.

Общество с ограниченной ответственностью "Уральский строительный центр" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области о признании недействительным ненормативного акта. С учетом уточнений заявитель просит суд признать недействительным приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 23.12.2010 N 1981 "О признании утратившим силу (отмене) как противоречащих законодательству приказов министра по управлению государственным имуществом Свердловской области" в части признания утратившим силу (отмены) приказа министра по управлению государственным имуществом Свердловской области от 29.08.2008 N 2278 "О предоставлении земельного участка" (п.п. 4 п. 1.1).

Заинтересованное лицо в своем письменном отзыве просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N3043 от 30.11.07 (в редакции приказов N3502 от 29.12.07, приказа N1814 от 17.09.09 "О формировании земельных участков" заявителю предварительно согласовано в квартале 67 Лесопаркового участкового лесничества Санаторного лесного парка место размещения спортивно-развлекательного центра с гостиничным комплексом, автосалоном, торговым центром и ведение рекреационной деятельности на земельном участке общей площадью 300000 кв.м. (категория земель - земли населенных пунктов), в том числе 146000 кв.м. с использованием для размещения спортивно-развлекательного центра с гостиничным комплексом, автосалоном и торговым центром и 154000 кв.м. для рекреационной деятельности без права рубки лесных насаждений и капитального строительства.

29 августа 2008 года Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области на основании приказа N3043 от 30.11.07 был издан приказ N2278, согласно которому в редакции приказа N2693 от 27.10.08 принято решение о предоставлении заявителю земельного участка (категория земель - земли населенных пунктов) с кадастровым номером 66:41:06 09 003:6, находящегося в собственности Свердловской области, расположенного в восточной части кадастрового района "Екатеринбургский", города Екатеринбурга Свердловской области общей площадью 300000 кв.м., в аренду сроком на 49 лет с правом рубки лесных насаждений, оформляемых в соответствии с действующим законодательством. Обществу с ограниченной ответственностью "Уральский строительный центр" было предписано в течении 1 месяца заключить с Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области договор аренды земельного участка, указанного в пункте 1 настоящего приказа, зарегистрировать договор аренды земельного участка в Управлении Федеральной регистрационной службы по Свердловской области и представить копию договора аренды земельного участка с отметкой о регистрации в Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в 10-дневный срок со дня государственной регистрации договора.

Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 23.12.2010 года N1981 признаны утратившими силу (отменены) ряд ранее вынесенных приказов заинтересованного лиц, в том числе и приказ N2278 от 29.08.2008 (подпункт 4 пункта 1.1. приказа N1981 от 23.12.2010).

Считая, что приказ N 1981 от 23.12.2010 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать исходя из следующего.

На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно его несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 6 совместного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Согласно п. 3 ст. 10 Областного закона "О правовых актах в Свердловской области от 10 марта 1999 года N 4-ОЗ правовые акты Свердловской области или их отдельные положения могут быть признаны утратившими силу в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, Уставом Свердловской области и (или) законами Свердловской области, в том числе настоящим Законом.

В соответствии с п. 1 ст. 111 Областного закона N 4-ОЗ правовой акт Свердловской области или его отдельные положения утрачивают юридическую силу в случаях:

1) истечения срока действия правового акта Свердловской области или его отдельных положений;

2) принятия тем же органом и вступления в силу другого правового акта Свердловской области того же вида, который полностью заменяет по предмету регулирования ранее принятый правовой акт Свердловской области;

3) признания правового акта Свердловской области или его отдельных положений утратившими силу принявшим его органом;

4) отмены правового акта Свердловской области или его отдельных положений уполномоченным органом;

5) признания правового акта Свердловской области или его отдельных положений утратившими силу по решению суда в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;

6) в иных случаях, предусмотренных федеральным и областным законодательством.

Таким образом, Министерство в порядке своего нормоконтроля обладает полномочиями по признанию утратившими силу изданных им актов.

При этом суд отмечает, что ни положение о Министерстве по управлению государственным имуществом Свердловской области, ни областное законодательство, не содержат норм, позволяющих заинтересованному лицу отменять ранее изданные правовые акты.

Предусмотренный Земельным кодексом РФ порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта представляет собой сложный юридический состав и включает в себя, в том числе, принятие уполномоченным органом двух ненормативных правовых акта:

- решение о предварительном согласовании объекта, которое действует три года и является основанием для проведения в отношении земельного участка кадастрового учета и последующего принятия решения о предоставлении земельного участка;

- решение о предоставлении земельного участка, которое не имеет установленного срока действия (т.е. является бессрочным), принимается при предъявлении заинтересованным лицом кадастрового паспорта земельного участка и является в дальнейшем основанием для заключения договора аренды земельного участка, определяющего права и обязанности арендодателя и арендатора земельного участка.

Как следует из материалов дела, заявителю приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N3043 от 30.11.07 предварительно было согласовано место размещения объекта, на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N 3043 от 30.11.2007 был осуществлен кадастровый учет земельного участка с присвоением кадастрового номера 66:41:0609003:6. Согласно кадастровому паспорту от 18.09.2008 N 41-2/08-41051, указанный кадастровый номер был внесен в государственный кадастр недвижимости 11.06.2008, при этом, земельному участку было присвоено разрешенное использование в соответствии с принятым заинтересованным лицом решением о предварительном согласовании места размещения объекта.

Таким образом, к моменту принятия приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N 2278 от 29.08.2008 заявителем были выполнены все действия, необходимые для принятия уполномоченным органом решения о предоставлении в аренду земельного участка для последующего строительства объекта, место размещения которого было согласовано Министерством.

Сторонами был подписан договор аренды N Т-55/0857 земельного участка с кадастровым номером 66:41:0609003:6 от 24.09.2008 с дополнительным соглашением от 13.11.2008.

В целях государственной регистрации такого договора заявитель обратился в Управление Федеральной регистрационной службы по Свердловской области с соответствующим заявление.

Ввиду отсутствия государственной регистрации права собственности Свердловской области на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0609003:6 как на вновь образованный из являющегося собственностью Свердловской области земельного участка, регистрация договора аренды N Т-55/0857 была приостановлена, о чем Министерство было уведомлено письмом N 016 от 09.07.2009. Поскольку вопрос о государственной регистрации права собственности Свердловской области на земельный участок с кадастровым номером 66:41:0609003:6 не был решен, государственная регистрация договора аренды N Т-55/0857 была прекращена по заявлению ООО "Уральский строительный центр" с целью возврата половины государственной пошлины и до момента устранения препятствий для государственной регистрации такого договора Министерством.

Таким образом, заявителем были предприняты все действия, необходимые для государственной регистрации договора аренды N Т-55/0857, однако, такая государственная регистрация не была осуществлена.

На момент рассмотрения настоящего дела право собственности Свердловской области в отношении земельного участка с кадастровым номером 66:41:0609003:6 зарегистрировано, вместе с тем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним содержится иное назначением объекта, чем указано в договоре аренды N Т-55/0857 и прилагаемом к такому договору аренды кадастровом паспорте, что является препятствием для государственной регистрации договора аренды N Т-55/0857.

В своем письменном отзыве от 14.07.11 заинтересованное лицо ссылается на то обстоятельство, что министерством было установлено наличие нарушений ряда норм федерального и областного законодательства при издании приказа N2278 от 29.08.2008, в связи с чем, вышеуказанный приказ о предоставлении земельного участка заявителю был отменен.

Как следует из мотивировочной части приказа N 1981 от 23.12.2010, оспариваемый в части акт принят в целях приведения актов министра по управлению государственным имуществом Свердловской области в соответствие с законодательством, при этом министерство руководствовалось п. 5 ст. 30, ст. 31, ст. 32 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 7 ст. 2 Федерального закона N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ст. 6 Закона Свердловской области от 21.11.2005 г. N105-ОЗ "Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области", а также постановлениями Правительства Свердловской области N41-ПП от 17.01.01, N599-ПП от 18.06.08, N1125-ПП от 21.10.08, N1135-ПП от 23.10.08 и N1193-ПП от 25.12.08.

Проанализировав указанные в обоснование принятия оспариваемого в части приказа нормы, суд пришел к выводу, что приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N 2278 от 29.08.2008 не противоречит им, поскольку принят в соответствии с установленной п. 5 ст. 30, ст. 31, ст. 32 ЗК РФ процедурой предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объектов.

Пункт 7 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" устанавливает лишь критерии разделения особо охраняемых природных территорий на территории федерального, регионального и местного значения.

Статья 6 Закона Свердловской области от 21.11.2005 N 105-03 "Об особо охраняемых природных территориях в Свердловской области" устанавливает лишь компетенцию Правительства Свердловской области в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального, областного и местного значения, упразднения особо охраняемых природных территорий областного значения.

Таким образом, приказ Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N 2278 от 29.08.2008 не противоречит перечисленным в оспариваемом приказе нормативным правовым актам.

Довод заинтересованного лица о том, что земельный участок находится в границах территории "Санаторный лесной парк", относящийся к особо охраняемой территории областного значения, и, следовательно, на указанной территории запрещена любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и влечет за собой снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств лесного парка или его компонентов судом отклоняется.

Постановлением Правительства Свердловской области N599-ПП от 18.06.08 изменены границы особо охраняемой природной территории областного значения "Санаторный лесной парк" путем уменьшения общей площади на 14, 6 гектара в квартале 67 Лесопаркового участкового лесничества Санаторного лесного парка. При этом именно указанная площадь земельного участка с кадастровым номером 66:41:0609003:6 приказом N 2278 от 29.08.2008 была предоставлена заявителю для строительства спортивно-развлекательного центра с гостиничным комплексом, автосалоном и торговым центром. Часть участка площадью 154000 кв.м. предоставлена для рекреационной деятельности без права рубки лесных насаждений и капитального строительства.

Суд также принимает во внимание, что Министром природных ресурсов Свердловской области утвержден акт натурного технического обследования лесных площадей от 04.06.08, в выкопировке с плана лесонасаждений Санаторного лесопарка, кв. 67 указан участок площадью 30 га для размещения спортивно развлекательного центра, в том числе под строительство 14,6 га.

В силу ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

На основании вышеизложенного, суд установил, что заинтересованным лицом не представлено доказательств наличия обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого в части приказа, а также наличия полномочий на отмену приказа N2278 от 29.08.08, законных оснований для признания утратившим его силу.

На основании вышеизложенного, суд считает, что заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Уральский строительный центр" требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 101, 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вопросы о понесенных сторонами судебных расходах, к которым относится государственная пошлина, разрешаются судом в судебном акте. Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

При таких обстоятельствах уплаченную заявителем при подаче заявления в арбитражный суд государственную пошлину в размере 2000 рублей (платежное поручение от 21.03.2011 N 1) следует взыскать с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Уральский строительный центр" требования удовлетворить.

2. Признать недействительным п.п. 4 п.1.1 приказа Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области N1981 от 23.12.10 "О признании утратившим силу (отмене) как противоречащих законодательству приказов министра по управлению государственным имуществом Свердловской области".

3. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 АПК РФ) взыскать с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Уральский строительный центр" 2000 (две тысячи) руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

судья

 П.Н.Киреев