АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Екатеринбурга


РЕШЕНИЕ

от 13 июля 2011 года Дело N А60-8358/2011


[Решением суда требования об оспаривании нормативного правового акта частично подлежат удовлетворению]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2011 года

Полный текст решения изготовлен 13 июля 2011 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи О.В.Гаврюшина

судей Г.Г.Лихачевой, Е.А.Кравцовой

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В.Бушуевой

рассмотрел в судебном заседании дело NА60-8358/2011 по заявлению

открытого акционерного общества "ТГК N 9" Филиал "Свердловский" (ИНН 5904119383)

к Главе города Каменска-Уральского

об оспаривании нормативного правового акта

третьи лица - Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, открытое акционерное общество "Водоканал", Министерство природных ресурсов Свердловской области

при участии в судебном заседании

от заявителя: Е.А.Мансурова, представитель, доверенность от 30.12.2010 N35,

от заинтересованного лица: Е.С.Иванова, представитель, доверенность от 01.06.2010 N2024,

от третьего лица открытого акционерного общества "Водоканал": представители в заседание суда не явились, извещено надлежащим образом,

от третьего лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области: представители в заседание суда не явились, извещено надлежащим образом,

от третьего лица Министерства природных ресурсов Свердловской области: А.В.Сафронов, представитель, доверенность от 26.04.2011 Nб/н.

Уведомление лиц, участвующих в деле подтверждается следующими документами:

заявитель - подпись в протоколе;

заинтересованное лицо - подпись в протоколе;

Третье лицо ОАО "Водоканал" - уведомление от 24.06.2011,

Третье лицо Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области - уведомление от 24.06.2011,

Третье лицо Министерство природных ресурсов Свердловской области - подпись в протоколе.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отвода составу суда не заявлено.

В заседании суда 11.07.2011 объявлялся перерыв до 13.07.2011. По окончании суда заседание суда продолжено.

Заявитель в письменном виде (письмо от 11.07.2011) заявил ходатайство об уточнении заявленных требований. Ходатайство удовлетворено.

Заинтересованное лицо заявило ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство удовлетворено.

Третье лицо Министерство природных ресурсов Свердловской области заявило ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва. Ходатайство удовлетворено.

Других ходатайств и заявлений не поступило.

Открытое акционерное общество "ТГК N 9" Филиал "Свердловский" (далее - Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области (с учетом ходатайства об уточнении заявленных требований от 11.07.2011) с заявлением к Главе города Каменска-Уральского (далее - Заинтересованное лицо) о признании недействующими Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации МО город Каменск-Уральский, утвержденных постановлением Главы города Каменска-Уральского N 575 от 31.07.2008 в полном объеме, как принятых Главой города Каменск-Уральский с нарушением предоставленных ему полномочий, несоответствующих Федеральному закону от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", уставу МО город Каменск-Уральский, постановлению Правительства Российской Федерации N 1310 от 31.12.1995 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", постановлению Правительства Свердловской области N 133-п от 14.02.1997 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов".

Заинтересованное лицо заявленные требования не признало, полагая, что оспариваемые положения Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации МО город Каменск-Уральский, утвержденных постановлением Главы города Каменска-Уральского N 575 от 31.07.2008, приняты в рамках действующего законодательства.

Третье лицо ОАО "Водоканал" возражает против удовлетворения заявленных требований.

Третье лицо Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области представило возражения против привлечения его к участию в деле в качестве третьего лица.

Третье лицо Министерство природных ресурсов Свердловской области представило отзыв, в котором указало, что не может дать пояснения относительно согласования/несогласования инструктивно-методических указаний по нормированию и контролю сточных вод, отводимых в системы коммунальной канализации населенных пунктов, а также взиманию платы за сброс сточных вод с превышением установленных нормативов.

Рассмотрев материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил

Постановлением Главы города Каменска-Уральского от 31.07.2008 N575 утверждены Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации МО "Город Каменск-Уральский" (далее - Условия приема сточных вод).

Указанный правовой акт опубликован в газете "Каменский рабочий" N86 от 05.08.2008.

Постановлением Администрации г. Каменска-Уральского от 16.10.2009 N1071 были внесены изменения и дополнения в Условия приема сточных вод. Постановление Администрации г. Каменска-Уральского от 16.10.2009 N 1071 опубликовано в газете "Каменский рабочий" N 94 от 27.10.2009.

Постановлением Администрации г. Каменска-Уральского от 23.05.2011 N 576 были внесены изменения в Условия приема сточных вод. Постановление Администрации г. Каменска-Уральского от 23.05.2011 N 576 опубликовано в газете "Каменский рабочий" N 38 от 24.05.2011.

Полагая, что Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации МО город Каменск-Уральский, утвержденные постановлением Главы города Каменска-Уральского N 575 от 31.07.2008 (в редакции постановлений от 16.10.2009 N 1071, от 23.05.2011 N 576), не соответствуют нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, и нарушают права организаций и граждан, заявитель обратился в арбитражный суд.

По мнению заявителя, нормативными актами, имеющими большую юридическую силу, на соответствие которым следует проверить оспариваемые пункты нормативного акта органа местного самоуправления, являются Федеральный закон от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", постановление Правительства Российской Федерации N 1310 от 31.12.1995 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", постановление Правительства Свердловской области N 133-п от 14.02.1997 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов".

Исследовав материалы дела, суд признает заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу указанной нормы для признания незаконным нормативного правового акта требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушения данным нормативным правовым актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно п. п. 1, 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий: соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации.

Материалами дела подтверждается, что нормативы утверждены органом местного самоуправления (Главой) и определены в Условиях приема сточных вод с соблюдением норм предельно допустимых сбросов, с учетом технической возможности ОАО "Водоканал".

Таким образом, оспариваемые Условия приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации МО город Каменск-Уральский, утвержденные постановлением Главы города Каменска-Уральского N 575 от 31.07.2008 (в редакции постановлений от 16.10.2009 N 1071, от 23.05.2011 N 576), по мнению суда, вынесены органом местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий, соответствуют требованиям законодательства, в том числе требованиям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, постановления Правительства Российской Федерации N 1310 от 31.12.1995 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов", постановления Правительства Свердловской области N 133-п от 14.02.1997 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов".

Однако в соответствии с п. 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N167, расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов (далее именуются - абоненты), предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" и в целях совершенствования нормирования и упорядочения расчетов между предприятиями и организациями, отводящими сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов и организациями водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющими прием сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, Правительство Свердловской области постановлением от 14.02.1997 N 133-п утвердило порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов.

Пунктом 8.2. данного Порядка установлено, что за сброс сверхнормативных сточных вод:

- при превышении установленного лимита водоотведения плата взимается в трехкратном размере действующего тарифа за каждый кубический метр превышения объема водоотведения за расчетный период;

- при превышении допустимой концентрации загрязняющих веществ плата взимается по повышенному тарифу, рассчитанному в соответствии с суммарной кратностью превышения нормативов (но не более 5-ти тарифов за 1 куб. метр) за фактический объем водоотведения с момента обнаружения нарушения до повторной контрольной проверки со стороны предприятия ВКХ.

Разделом 6 Условий приема сточных вод, утвержденных постановлением Главы города Каменска-Уральского N 575 от 31.07.2008 (в редакции постановлений от 16.10.2009 N 1071, от 23.05.2011 N 576) установлены условия оплаты услуг по водоотведению в систему хозяйственно-бытовой канализации г.Каменска-Уральского.

Согласно п. 6.1.2. Условий приема сточных вод за сброс сверхнормативных сточных вод:

- при превышении установленного лимита водоотведения плата взимается в трехкратном размере действующего тарифа (согласно п. 6.1.1. настоящих Условий приема) за каждый кубометр превышения объема водоотведения за расчетный период;

- при превышении допустимой концентрации загрязняющих веществ взимается плата по повышенному тарифу, рассчитанному в соответствии с суммарной кратностью превышения нормативов по качеству (но не более 5-ти тарифов за 1 куб. метр), за фактический объем водоотведения с момента обнаружения нарушения до повторной контрольной проверки со стороны ОАО "Водоканал".

Повышенный тариф рассчитывается по следующей методике, где

Тп = ТхКп,

Тп - повышенный тариф;

Т- тариф (цена) на услуги водоотведения согласно п. 6.1.1.;

Кп - коэффициент повышенной надбавки, считается как сумма всех превышений и принимается не более 5.

Кп = SUMEi <= 5

Ki - коэффициент превышения допустимой концентрации /-го загрязнения в пробе сточных вод абонента.

Ki = Сiф/ Сiд, где

Сiф - фактическая концентрация i-го загрязнения в пробе сточных вод абонента;

Сiд - допустимая концентрация i-го загрязнения, установленного для абонента.

SUMЕi - сумма всех превышений.

SUMKi - сумма всех коэффициентов превышений".

Абзацами 8, 11, 14 п. 6.1.2 Условий приема сточных вод и загрязняющих веществ в систему хозяйственно-бытовой канализации МО "Город Каменск-Уральский" определяется методика расчета повышенного тарифа при превышении допустимой концентрации загрязняющих веществ. В методике расчета используется Ki - коэффициент превышения допустимой концентрации i-гo загрязнения в пробе сточных вод абонента.

При применении формулы Ki в виде Ki = Сiф/ Сiд определяется, во сколько раз фактическая концентрация выше допустимой, т.е. устанавливается коэффициент концентрации (показатель кратности фактических содержаний химических элементов над их допустимым содержанием).

Для определения коэффициента превышения допустимой концентрации необходимо установить разницу между фактической и допустимой концентрацией и ее соотношение с допустимой концентрацией.

Согласно разъяснениям Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, содержащимся в письме от 11.02.2011 N22-04-848, в возражениях от 25.05.2011 N22-04-3788, из анализа следующих формул

Кл=Сiф-Сiд (формула 1) и Кл=Сiф/Сiд (формула 2),

Сiд