Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 8 июля 2011 года Дело N А60-17690/2011


[Решением суда исковые требования удовлетворить частично]
(Извлечение)


Резолютивная часть решения объявлена 01 июля 2011 года

Полный текст решения изготовлен 08 июля 2011 года

Арбитражный суд Свердловской области

в составе судьи О.В. Гаврюшина

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В.Бушуевой

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества "Среднеуральский медеплавильный завод" (ИНН 6627001318)

к Уральскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, прокуратуре Свердловской области

об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности,

при участии в судебном заседании

от заявителя: Д.Л. Грачев, представитель по доверенности от 27.12.2010 серии 66 АА N0386197, Р.Ф. Насыров, представитель по доверенности от 27.12.2010 серии 66 АА N0386195,

от заинтересованных лиц: А.Ю. Таранов, представитель по доверенности от 29.06.2011 N57, М.А. Артеменко, представитель по доверенности от 28.06.2011 N7/2-15-10.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. Заявлений не поступило.

От Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и прокуратуры Свердловской области поступили ходатайства о приобщении к материалам дела копий дополнительных документов.

Ходатайства судом удовлетворены.

Открытое акционерное общество "Среднеуральский медеплавильный завод" (далее - Заявитель) просит Арбитражный суд Свердловской области признать недействительным постановление Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Заинтересованное лицо) по делу об административном правонарушении от 27.05.2010 N09-22-11.

Заинтересованные лица требования заявителя не признали.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил:

Прокуратурой Свердловской области совместно с заинтересованным лицом проведена проверка соблюдения заявителем законодательства о промышленной безопасности.

В ходе проверки установлено, что заявителем нарушены требования, установленные Федеральным законом от 21.07.1997 N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

По результатам проверки заместителем прокурора Свердловской области в отношении заявителя вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.04.2011.

Постановление и материалы проверки были направлены в адрес заинтересованного лица, как уполномоченного лица по рассмотрению административных дел данной категории.

Рассмотрев материалы проверки, должностное лицо Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору вынесло постановление по делу об административном правонарушении от 27.05.2010 N09-22-11, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде административного штрафа в размере 300000рублей.

Полагая, что указанное постановление заинтересованного лица является незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, суд признает заявление подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N116-ФЗ) требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также требованиям государственных стандартов.

Согласно ст. 16.1 Федерального закона от 21.07.1997 N116-ФЗ государственный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте опасных производственных объектов осуществляется уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В силу п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство.

Согласно п.п. 2.8.1., 3.11., 4.6., 4.7., 10.4. Общих правил безопасности для металлургических и коксохимических предприятий и производств (ПБ 11-493-02), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 21.06.2002 N35, устройство площадок, лестниц и ограждений к ним, применяемых в производственных зданиях и сооружениях, должно соответствовать требованиям настоящих Правил, действующих стандартов, строительных норм и правил.

Запрещается работа на неисправных технических устройствах, а также использование неисправных приспособлений и инструментов.

Капитальные и текущие ремонты основного оборудования должны производиться по разработанным и утвержденным проектам организации работ (ПОР). В ПОР должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие безопасность проведения ремонтных работ, а также указаны лица, ответственные за соблюдение требований безопасности.

В каждой организации должен быть составлен перечень технических устройств, ремонт которых должен производиться с применением бирочной системы, нарядов-допусков и разработкой ПОР. Перечень утверждает технический руководитель организации.

Лица, имеющие право выдачи нарядов-допусков, должны назначаться приказом по организации.

Инструментальная проверка эффективности работы вентиляционных систем должна производиться не реже одного раза в год, а также после каждого капитального ремонта или реконструкции этих систем. Акты проверки должен утверждать технический руководитель организации.

В п.п. 2.2., 2.6., 2.7. Методических рекомендаций по организации и осуществлению контроля за обеспечением безопасной эксплуатации зданий и сооружений на подконтрольных металлургических и коксохимических производствах (РД 11-126-96), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 20.12.1996 N51, указано, что на каждое производственное здание и сооружение должен быть составлен паспорт, содержащий важнейшие технические характеристики, данные о среде и сроке эксплуатации и о его состоянии. В паспорте должны быть отметки о дате ввода в эксплуатацию, проведении ремонтов и обо всех конструктивных изменениях.

В процессе эксплуатации изменение конструктивных схем несущего каркаса здания и сооружения не допускается без согласования с автором проекта.

Геодезические съемки конструкций, определяющих устойчивость здания (стен, колонн, балок, ферм и т.д.), проводятся не реже одного раза в три года, а конструкций, в которых обнаружены деформации, трещины или другие повреждения, - немедленно.

Геодезическая съемка проверки положения подкрановых конструкций в плане и по высоте проводится в зданиях с тяжелым и весьма тяжелым режимом работы кранов не реже одного раза в год, а с легким и средним режимом работы - не реже одного раза в 3 года.

Результаты работ по надзору за состоянием строительных конструкций оформляются: систематических наблюдений и текущих периодических осмотров зданий и сооружений - в журнале по эксплуатации, в котором отмечаются обнаруженные повреждения, указываются меры для их устранения, сроки выполнения работ; общих периодических и внеочередных осмотров - актами комиссий; комплексных обследований специализированными организациями - заключениями о возможности дальнейшей безопасной эксплуатации промышленного здания, сооружения и рекомендациями по ее обеспечению, которые заносятся в паспорт здания и устанавливается дата следующего обследования.

Порядок проведения и оформления результатов обследования определяется нормативным документом: "Технические требования к оценке безопасности производственных зданий и сооружений металлургических производств и объектов".

В соответствии с п.п. 1.1., 1.10., разделами II, III Инструкции по составлению планов ликвидации (локализации) аварий в металлургических и коксохимических производствах (РД 11-561-03), утвержденной Постановлением Госгортехнадзора РФ от 22.05.2003 N36, в металлургических и коксохимических организациях для каждого газоопасного и взрывопожароопасного производства, цеха, отделения, участка, технического устройства, а также для всей организации в целом (за исключением горнодобывающих производств) должны быть разработаны в соответствии с настоящей Инструкцией планы ликвидации (локализации) аварий (ПЛА). ПЛА должны учитывать возможные воздействия аварий, а также стихийных бедствий (землетрясения, наводнения, ураганы) на объекты организаций.

К ПЛА прилагаются: список лиц и исполнителей, ответственных за выполнение мероприятий, предусмотренных оперативной частью плана, с указанием домашних адресов и телефонов; перечень газоопасных и взрывопожароопасных мест; перечень работ технологического, ремонтного и восстановительного характера с указанием степени опасности; перечень технических и материальных средств, средств индивидуальной защиты для спасения людей и ликвидации аварий, а также мест их хранения с указанием количества и основных характеристик; распределение обязанностей ответственного руководителя работ, исполнителей и других должностных лиц организации по локализации аварийных ситуаций и аварий; инструкцию по безопасной остановке объекта; список должностных лиц организации, специальных подразделений, представителя Госгортехнадзора России и других органов, которые должны быть немедленно извещены об аварии; схему оповещения должностных лиц организации, территориальных органов Госгортехнадзора России, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий; порядок взаимодействия специальных подразделений в случае, когда возможное развитие аварии на потенциально опасном производстве организации и близлежащем к нему другом объекте (как в самой организации, так и на территории других организаций) может привести к негативным воздействиям на персонал, население и окружающую среду; акты проверки исправности вентиляционных устройств, запасных выходов, исправности, наличия и достаточности средств для ликвидации аварий и спасения людей, противопожарного оборудования и средств пожаротушения, аварийного освещения, сигнализации, блокировок и связи; акты проверки исправности гидравлических затворов канализационных сетей в цехе и на объектах; акты проверки исправности объектов, технических устройств и коммуникаций промышленных газов (топливных и технологических), схем блокировки и сигнализации.

В принципиальной технологической схеме объекта должны быть указаны основные технологические параметры и характеристики технических устройств, трубопроводных коммуникаций, с указанием технологических потоков, параметров арматуры, условиями срабатывания систем противоаварийной защиты.

Условные обозначения, используемые в данной схеме, должны соответствовать обозначениям проектной документации.

На плане должны быть нанесены помещения и места размещения технических и материальных средств спасения людей, противопожарных средств, средств связи и оповещения, системы противоаварийной защиты, пультов управления, места размещения основных технических устройств, систем вентиляции, отключающей арматуры, эвакуационных выходов, мест подъезда и маневрирования спецтехники, а также зоны возможного воздействия последствий аварии.

В силу п. 4.3.3. Правил проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98) (с Изменением N1 (ПБИ 03-490(246)-02), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 06.11.1998 N64, проведение экспертизы заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной информации, соответствия ее стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности.

В отдельных случаях силами экспертной организации могут быть проведены испытания по согласованным с заказчиком методикам и программам.

При необходимости экспертная организация может провести экспертизу с выездом на место (к заказчику).

Экспертиза на месте состоит из следующих этапов: вводная часть; непосредственно экспертиза на месте; заключительная часть.

Задачи вводной части: разъяснить сотрудникам организации-заказчика цель экспертизы и задачи эксперта (группы экспертов); сообщить, что любые сведения и информация, полученные в ходе экспертизы, рассматриваются сотрудниками экспертной организации как конфиденциальные с учетом требований законодательства Российской Федерации; обсудить и определить объем работ; определить по согласованию с организацией-заказчиком сотрудников организации-заказчика в качестве сопровождающих для экспертов; разъяснить значение заключительной части; утвердить совместно с заказчиком календарный план проведения экспертизы на месте.

При экспертизе на месте эксперты наблюдают за нормальным ходом работ на объекте, а также проводят комплексную проверку: компетентности сотрудников и руководителей; пригодности помещений и приборного оборудования, а также состояния испытательных средств и приборов с точки зрения их обслуживания; наличия надежных систем маркировки и идентификации; наличия соответствующих нормативных технических, методических документов, правил, рабочих инструкций и их исполнение; соблюдения требований к содержанию и оформлению отчетных документов.

Экспертная группа должна по ее требованию получать в свое распоряжение все необходимые результаты анализов, документы, расчеты, протоколы и отчеты в письменном виде.

Каждый эксперт дает справку по результатам оценки состояния дел в своей части экспертизы. Ведущий эксперт обобщает результаты и предлагает их для обсуждения с заказчиком. В заключительной части с заказчиком согласовываются мероприятия, необходимые для дальнейшего завершения экспертизы, а также календарный план их реализации. Упомянутые мероприятия документируются в формуляре (форма которого приведена в приложении 2) и утверждаются подписями представителя заказчика и экспертов. Экспертиза завершается только после реализации этих мероприятий.

Мероприятия определяются в процессе экспертизы и представляют собой выполнение требований, которые заказчик обязан выполнить за определенный срок, чтобы дать возможность завершить процесс экспертизы.

Условия, подлежащие выполнению, - это положения, не препятствующие выдаче заключения экспертизы. Они формулируются ведущим экспертом в заключении и дополняются, утверждаются, ограничиваются или отменяются органами, утверждающими экспертное заключение. Проверка выполнения этих условий осуществляется экспертной организацией.

Согласно п. 4.19. СНиП 3.05.01-85 "Внутренние санитарно-технические системы", утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 13.12.1985 N224, отклонения показателей по расходу воздуха от предусмотренных проектом после регулировки и испытания систем вентиляции и кондиционирования воздуха допускаются:

+/- 10% - по расходу воздуха, проходящего через воздухораспределительные и воздухоприемные устройства общеобменных установок вентиляции и кондиционирования воздуха при условии обеспечения требуемого подпора (разрежения) воздуха в помещении;

+10% - по расходу воздуха, удаляемого через местные отсосы и подаваемого через душирующие патрубки.

Факт нарушения заявителем указанных нормативных актов подтверждается представленными в материалы дела документами.

В силу ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N116-ФЗ лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 Кодекса.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 Кодекса лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2.1 Кодекса административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу ст. 26.1 Кодекса к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении относится, в том числе выяснение вопроса о виновности лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Вопросы виновности заявителя исследованы в ходе производства по делу об административном правонарушении.

Доказательств принятия всех необходимых мер для соблюдения установленных требований заявителем суду не представлено.

Таким образом, как полагает суд, заявителем совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.1 Кодекса.