Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 21 июля 2011 года Дело N А60-17835/2011


[Решением суда исковые требования о признании незаконным решения ответчика об отказе в государственной регистрации его ликвидации как юридического лица удовлетворить]
(Извлечение)


Резолютивная часть решения объявлена 14 июля 2011 года

Полный текст решения изготовлен 21 июля 2011 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ю.К.Киселёва при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.П.Брагиной рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Холдинг-Строй" (ИНН 6672275430, ОГРН 1086672018047, далее - общество) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга (ИНН 66620224371, далее - инспекция) о признании недействительным решения.

В судебном заседании приняли участие представители: общества - Костина И.П. (доверенность от 14.07.2011); инспекции - Горбунова С.И. (доверенность от 11.01.2011 N09-02).

Инспекция ходатайствовала о приобщении к материалам дела отзыва и копий материалов регистрационного дела. Ходатайство судом удовлетворено, отзыв и материалы регистрационного дела приобщены к материалам дела.

Иных заявлений, ходатайств не поступило.

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным решения инспекции от 05.04.2011 об отказе в государственной регистрации его ликвидации как юридического лица. Общество просило обязать инспекцию внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о ликвидации общества на основании заявления от 29.03.2011 (вх. N2671).

В судебном заседании общество заявленные требования поддержало, ссылаясь на то, что инспекцией нарушены ст. 61- 64 Гражданского кодекса РФ, и ст. 20, 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", поскольку обществом представлен ликвидационный баланс от 31.08.2010, который содержал достоверную информацию об отсутствии у общества кредиторской задолженности.

Инспекция требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве, в судебном заседании пояснила, что основанием для отказа в государственной регистрации явилось непредставление обществом налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций за 9 и 12 месяцев 2010 года.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения сторон, суд установил:

Общество 29.03.2011 обратилось в инспекцию с заявлением (вх. N2671) о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности общества в связи с его ликвидацией.

Инспекция 05.04.2011 вынесла решение об отказе в государственной регистрации.

Решение инспекции мотивировано следующим: "Среди представленных документов отсутствуют: ликвидационный баланс (не исполнены обязательства по представлению деклараций)".

Считая данное решение инспекции незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.

Суд считает, что требование общества следует удовлетворить полностью по следующим основаниям.

В соответствии п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано, в частности, по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Порядок государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией определён главой VII Федерального закона от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон).

Согласно ст. 20 Закона учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (п. 3 ст. 20 Закона).

Статьей 21 Закона определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица, в соответствии с которой для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; б) ликвидационный баланс; в) документ об уплате государственной пошлины; г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".

Установленный перечень оснований является исчерпывающим.

Как следует из материалов дела, 21.05.2010 единственным участником общества Семеновой Е.А. принято решение N 2 о ликвидации общества и о назначении себя ликвидатором общества. Сообщение о ликвидации общества опубликовано в Вестнике государственной регистрации N 22 (278) за 09.06.2010.

31.08.2010 участником общества принято решение N 4 об утверждении ликвидационного баланса общества.

24.02.2011 обществом получена в инспекции справка N 12938 об отсутствии неисполненных обязанностей по уплате налогов, пеней и налоговых санкций.

29.03.2011 ликвидатором представлено в инспекцию заявление по форме Р16001 о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией с приложением документов, в том числе: ликвидационного баланса по состоянию на 31.08.2010; решения N4 от 31.08.2010 об утверждении ликвидационного баланса; документа об уплате государственной пошлины; справки Пенсионного фонда РФ по Октябрьскому району г.Екатеринбурга от 14.10.2010, справка N12938 об отсутствии неисполненных обязанностей по уплате налогов, пеней и налоговых санкций, баланс расчётов по состоянию на 31.03.2011.

В судебном заседании представитель инспекции признал, что ликвидационный баланс общества был представлен, недостоверных сведений не содержал.

Таким образом, общество представило полный пакет документов, предусмотренный статьей 21 Закона, для государственной регистрации ликвидации юридического лица. Документы представлены в надлежащий регистрирующий орган.

При таких обстоятельствах у инспекции не имелось оснований для отказа обществу в регистрации.

Следовательно, оспариваемое решение инспекции является неправомерным.

Довод инспекции о том, что обществом не представлена налоговая отчетность по налогу на прибыль за 9 и 12 месяцев 2010 года, судом не принимается как не основанный на законе. Непредставление налоговой отчётности не является законным основанием для отказа в государственной регистрации юридического лица.

С учетом изложенного суд считает, что оспариваемое решение инспекции является незаконным и создает препятствия в реализации прав общества в сфере его предпринимательской деятельности.

В силу статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемое решение государственного органа не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, принимает решение о признании такого решения недействительным. В резолютивной части решения суд указывает, в частности, на обязанность государственного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Устранение допущенных нарушений прав и законных интересов общества должно заключаться в осуществлении инспекцией государственной регистрации сведений о прекращении деятельности ООО "Холдинг-Строй" в связи с его ликвидацией на основании заявления, поданного 29.03.2011 (вх. N2671).

В порядке распределения судебных расходов следует взыскать с инспекции в пользу ликвидатора общества Семеновой Екатерины Алексеевны, уплатившей за общество государственную пошлину (квитанция от 01.06.2011), судебные расходы в сумме 2000 рублей.

Руководствуясь статьями 201, 167-170, 174, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

Заявленные требования удовлетворить полностью.

Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга (ИНН 66620224371) от 05.04.2011 об отказе в государственной регистрации ликвидации общества с ограниченной ответственностью "Холдинг-Строй" (ИНН 6672275430, ОГРН 1086672018047) признать недействительным.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Холдинг-Строй" путем принятия решения о ликвидации ООО "Холдинг-Строй" (ИНН 6672275430, ОГРН 1086672018047) и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи в течение 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу.

Исполнение решения возложить на руководителя Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Екатеринбурга.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Екатеринбурга (ИНН 66620224371) в пользу Семеновой Екатерины Алексеевны (Свердловская область, г.Екатеринбург, ул.Саввы Белых, д. 5 кв. 48) судебные расходы в сумме 2000 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Ю.К.Киселёв