Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 3 августа 2011 года Дело N А60-14234/2011


[Иск об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения, удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2011 года

Полный текст решения изготовлен 03 августа 2011 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.И.Казаковой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.А.Сергеевой рассмотрел в судебном заседании дело

по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга" (ИНН 6673137507, ОГРН 1069673000099)

к обществу с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (ИНН 5904119383, ОГРН 1076673010150)

о разрешении разногласий, возникших при заключении договора

при участии в судебном заседании:

от истца: Н.А.Боярских, представитель по доверенности N158 от 11.0.2011, Л.У.Нам, представитель по доверенности N205 от 29.06.2011,

от ответчика: З.И.Степанова, представитель по доверенности N22 от 30.12.2010.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Истец обратился в суд с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения N50184-2886 от 01.01.2011.

Уточнив исковые требования, истец просил урегулировать разногласия, возникшие относительно п.1.1, 1.2, 2.1.3, 2.1.3.1, 4.1.15, 4.1.22, 7.1 договора N50184-2886 от 01.01.2011, а также исключить из его содержания пункты 3.2.3.6, 3.2.4, 4.1.25, 5.5, 7.11.

Ответчик представил возражения относительно предложенной истцом редакции договора.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

08.02.2011 ответчиком в адрес истца сопроводительным письмом N43Д-07/946 был направлен проект договора энергоснабжения N50184 от 01.01.2011.

Истец сопроводительным письмом N515 от 09.03.2011 года направил ответчику протокол разногласий к указанному договору.

16.06.2011 истцом получен протокол урегулирования разногласий.

Поскольку сторонами условия договора не согласованы, истец в соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации передал разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

На основании статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения относится к публичным договорам. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

После предпринятых сторонами мер по разрешению возникших разногласий, неурегулированными остались пункты 1.1, 1.2, 2.1.3, 2.1.3.1, 3.2.3.6, 3.2.4, 4.1.15, 4.1.22, 4.1.25, 5.5, 7.1, 7.11 договора энергоснабжения N50184-2886 от 01.01.2011.

Истец просит принять п. 1.1. договора в следующей редакции "ЭСО обязуется подавать Потребителю через присоединенную сеть, в т.ч. через тепловые сети теплосетевых организаций, для оказания коммунальных услуг тепловую энергию и химически очищенную воду (далее ХОВ), а Потребитель обязуется оплачивать ЭСО принятую энергию и использованную воду, а также соблюдать предусмотренный Договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность и исправность энергетических сетей, приборов и оборудования, в многоквартирных домах, находящихся в управлении у Потребителя".

Ответчик, ссылаясь на то, что в многоквартирных домах, находящихся в управлении истца, расположены также и нежилые помещения, полагает неправомерным именовать весь комплекс оказываемых истцом услуг по снабжению тепловой энергией коммунальными, поэтому предлагает изложить спорный пункт следующим образом:

"ЭСО обязуется подавать Абоненту через присоединенную сеть, в т.ч. через тепловые сети теплосетевых организаций, тепловую энергию и химически очищенную воду (далее ХОВ), а Абонент обязуется оплачивать ЭСО принятую энергию и использованную воду, а также соблюдать предусмотренный Договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации и исправность находящихся на его балансе энергетических сетей, приборов и оборудования".

Основным видом деятельности истца является реализация коммунальных услуг населению.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N307, коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

При этом пунктами 20 и 23 указанных Правил установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги в нежилом помещении.

С учетом изложенного включение в предмет договора цели, для которой приобретается тепловая энергия (оказание коммунальных услуг) не противоречит закону, а спорный пункт подлежит включению в договор в редакции истца.

Согласно предложенной ответчиком редакции договор заключается на энергоснабжение объектов с нагрузкой по перечню, указанному в Приложении N1, и является основным документом, регламентирующим взаимные обязательства. По всем вопросам, не оговоренным настоящим Договором, стороны обязуются руководствоваться Гражданским Кодексом Российской Федерации, ФЗ "О теплоснабжении", другими законами и правовыми актами, а так же обязательными правилами, регулирующими энергоснабжение на территории РФ (п.1.2 договора).

Истец просит дополнить это условие словами: "и Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Правительством РФ"

В силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам ответчик является ресурсоснабжающей организацией, истец - исполнителем коммунальных услуг.

Согласно п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

С учетом изложенного, п.1.2 договора может быть дополнен указанием на необходимость соответствия Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным Правительством РФ.

Пункт 2.1.3 договора истец просит изложить в следующей редакции:

"Количество тепловой энергии, подлежащее предъявлению, определяется:

при наличии на объекте (многоквартирный дом) коммерческого узла учета тепловой энергии и теплоносителя (УКУТ), принятого в эксплуатацию ЭСО, по показаниям указанного прибора (без разделения помещений на жилые и нежилые).

при отсутствии УКУТ для жилых и нежилых помещений отопительно-вентиляционная тепловая нагрузка определяется суммарно на отапливаемую площадь по нормативам, утвержденным РЭК по Свердловской области и Постановлениями главы города Екатеринбурга, а тепловая нагрузка горячего водоснабжения как сумма нормативного водопотребления граждан и плановой нагрузки ГВС нежилых помещений, рассчитанная согласно СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий".

Ответчик предлагает применять при определении объема потребленной тепловой энергии Методику, утвержденную приказом от 06.05.2000 N105, и принять пункт договора следующим образом:

"Количество тепловой энергии подлежащее предъявлению, определяется:

по действующим коммерческим приборам учета, установленным на границе балансовой принадлежности с Абонентом;

при наличии узла коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя (УКУТ), установленного не на границе балансовой принадлежности - по показаниям приборов, с учетом потерь, на участке сети от границы балансовой принадлежности ЭСО до места установки УКУТ, в соответствии с разделом 3.2 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя" (зарегистрированы Министерством юстиции РФ 25.09.1995г. Регистрационный N 954);

при отсутствии УКУТ у Абонента расчет производится ЭСО:

по жилым помещениям - расчетным методом согласно действующему законодательству,

по нежилым помещениям балансовым методом, а именно:

1) по данным УКУТ третьих лиц, принятых в эксплуатацию в установленном порядке, если теплопотребление Абонента попадает в учет последних, пропорционально подключенной нагрузке Абонента,

2) на основании показаний коммерческих приборов учета тепла ЭСО из водного и теплового балансов системы теплоснабжения, а именно:

количество тепловой энергии и теплоносителя, использованных отдельным Абонентом без приборов учета, рассматривается как соответствующая часть общего количества тепловой энергии и теплоносителя, потребленного всеми абонентами без УКУТ в системе теплоснабжения.

Общее количество тепловой энергии и теплоносителя, потребленное за отчетный период всеми абонентами без приборов учета, определяется из теплового и водного балансов системы теплоснабжения, а отдельному потребителю -пропорционально его расчетным часовым нагрузкам и расходам на ГВС, указанным в Договоре, с учетом различия в характере теплового потребления: отопительно-вентиляционная тепловая нагрузка переменна и зависит от метеоусловий, тепловая нагрузка горячего водоснабжения в течение отопительного периода постоянна.

Тепловые потери через изоляцию трубопроводов на участках тепловой сети, находящихся на балансе Абонента, включаются в количество тепловой энергии, потребленной Абонентом, так же как и потери тепловой энергии со всеми видами утечек и сливом теплоносителя из систем теплопотребления и трубопроводов его участка тепловой сети.

При разрешении разногласий по указанному пункту суд основывался на положениях п. 20 Правил N307, в соответствии с которым при отсутствии индивидуальных приборов учета … горячей воды… и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются:

а) при отсутствии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды и (или) горячей воды - расчетным путем исходя из нормативов водопотребления, а при отсутствии таких нормативов - в соответствии с требованиями строительных норм и правил. При оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отдельных помещений в таком доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N2 к настоящим Правилам;

г) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1, подпунктом 2 пункта 2 и подпунктом 2 пункта 3 приложения N2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 2 и подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Таким образом, вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета в силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N307 должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих нежилые помещения жилых домов, размер платы за оказанные коммунальные услуги в отсутствие приборов учета тепловой энергии определяется расчетным способом по соответствующим тарифам для определенной группы потребителей (пункт 20 Правил N307).

Применение для определения количества поставленной тепловой энергии балансового метода противоречит указанным выше нормам права.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о принятии пункта 2.1.3 договора в редакции истца.

Разногласия сторон в содержании пункта 2.1.3.1 договора заключаются в установлении организации, уполномоченной представлять абоненту сведения о количестве зарегистрированных в жилых домах граждан, а также в форме предоставляемых энергоснабжающей организации сведений об общей площади отапливаемых помещений.

Ответчик полагает, что такой организацией должен быть территориальный отдел Управления федеральной миграционной службы либо уполномоченные должностные лица, а общая площадь отапливаемых помещений должна подтверждаться заверенными выкопировками из технических паспортов зданий.

Истец считает, что имеет право предоставлять ответчику сведения о количестве граждан, полученные от "Центра по приему и оформлению документов по регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга", и информацию по общей площади отапливаемых помещений без подтверждения последней техническими паспортами зданий.

В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N713 ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами указанных Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел.

Согласно Перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, истец является надлежащей организацией, чьи должностные лица ответственны за регистрацию (пункт 2 Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию). Являясь исполнителем коммунальных услуг, истец в силу своего статуса, осуществляемых функций и полномочий обладает необходимыми сведениями о количестве граждан, зарегистрированных (проживающих) в доме.

Оставаясь ответственным за учет граждан по месту жительства (пребывания), истец имеет право получать необходимые ему сведения у сторонних организаций. Требование ответчика о предоставлении ему информации о количестве зарегистрированных в жилых домах граждан, удостоверенной территориальным отделом Управления федеральной миграционной службы, необоснованно.

При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о включении в договор пункта в следующей редакции "потребитель обязан предоставить документы, подтверждающие используемые в расчете параметры, а именно: количество зарегистрированных граждан по данным Центра по приему и оформлению документов по регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга" и информацию по общей площади отапливаемых помещений.

Истец просит исключить из договора пункты 3.2.3.6, 3.2.4.

В предложенной ответчиком редакции эти пункты устанавливают право Энергоснабжающей организации ограничивать или прекращать теплоснабжение Абонента в случае несоблюдения им сроков оплаты (п.3.2.3.6), а также отказаться от исполнения договора полностью или частично в одностороннем порядке или односторонне изменить, в случае неоднократного нарушения сроков оплаты Абонентом за потребленную энергию (свыше двух раз), с предварительным уведомлением. При этом договор считается измененным или расторгнутым в срок, указанный в уведомлении (п.3.2.4).

Порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям в случае ненадлежащего исполнения ими договора теплоснабжения, а также при выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии установлен ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 г. N190-ФЗ "О теплоснабжении".

Указанной нормой установлено, что в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, которыми определены социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

До введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа. При задержке платежей сверх установленного предупреждением срока теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и(или) снижения его температуры.