• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 3 августа 2011 года Дело N А60-14234/2011


[Иск об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения, удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 27 июля 2011 года

Полный текст решения изготовлен 03 августа 2011 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.И.Казаковой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Т.А.Сергеевой рассмотрел в судебном заседании дело

по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга" (ИНН 6673137507, ОГРН 1069673000099)

к обществу с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (ИНН 5904119383, ОГРН 1076673010150)

о разрешении разногласий, возникших при заключении договора

при участии в судебном заседании:

от истца: Н.А.Боярских, представитель по доверенности N158 от 11.0.2011, Л.У.Нам, представитель по доверенности N205 от 29.06.2011,

от ответчика: З.И.Степанова, представитель по доверенности N22 от 30.12.2010.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Истец обратился в суд с иском об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения N50184-2886 от 01.01.2011.

Уточнив исковые требования, истец просил урегулировать разногласия, возникшие относительно п.1.1, 1.2, 2.1.3, 2.1.3.1, 4.1.15, 4.1.22, 7.1 договора N50184-2886 от 01.01.2011, а также исключить из его содержания пункты 3.2.3.6, 3.2.4, 4.1.25, 5.5, 7.11.

Ответчик представил возражения относительно предложенной истцом редакции договора.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

08.02.2011 ответчиком в адрес истца сопроводительным письмом N43Д-07/946 был направлен проект договора энергоснабжения N50184 от 01.01.2011.

Истец сопроводительным письмом N515 от 09.03.2011 года направил ответчику протокол разногласий к указанному договору.

16.06.2011 истцом получен протокол урегулирования разногласий.

Поскольку сторонами условия договора не согласованы, истец в соответствии с пунктом 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации передал разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Согласно статье 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.

На основании статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения относится к публичным договорам. Цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.

После предпринятых сторонами мер по разрешению возникших разногласий, неурегулированными остались пункты 1.1, 1.2, 2.1.3, 2.1.3.1, 3.2.3.6, 3.2.4, 4.1.15, 4.1.22, 4.1.25, 5.5, 7.1, 7.11 договора энергоснабжения N50184-2886 от 01.01.2011.

Истец просит принять п. 1.1. договора в следующей редакции "ЭСО обязуется подавать Потребителю через присоединенную сеть, в т.ч. через тепловые сети теплосетевых организаций, для оказания коммунальных услуг тепловую энергию и химически очищенную воду (далее ХОВ), а Потребитель обязуется оплачивать ЭСО принятую энергию и использованную воду, а также соблюдать предусмотренный Договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность и исправность энергетических сетей, приборов и оборудования, в многоквартирных домах, находящихся в управлении у Потребителя".

Ответчик, ссылаясь на то, что в многоквартирных домах, находящихся в управлении истца, расположены также и нежилые помещения, полагает неправомерным именовать весь комплекс оказываемых истцом услуг по снабжению тепловой энергией коммунальными, поэтому предлагает изложить спорный пункт следующим образом:

"ЭСО обязуется подавать Абоненту через присоединенную сеть, в т.ч. через тепловые сети теплосетевых организаций, тепловую энергию и химически очищенную воду (далее ХОВ), а Абонент обязуется оплачивать ЭСО принятую энергию и использованную воду, а также соблюдать предусмотренный Договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации и исправность находящихся на его балансе энергетических сетей, приборов и оборудования".

Основным видом деятельности истца является реализация коммунальных услуг населению.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N307, коммунальными услугами является деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

При этом пунктами 20 и 23 указанных Правил установлен порядок определения размера платы за коммунальные услуги в нежилом помещении.

С учетом изложенного включение в предмет договора цели, для которой приобретается тепловая энергия (оказание коммунальных услуг) не противоречит закону, а спорный пункт подлежит включению в договор в редакции истца.

Согласно предложенной ответчиком редакции договор заключается на энергоснабжение объектов с нагрузкой по перечню, указанному в Приложении N1, и является основным документом, регламентирующим взаимные обязательства. По всем вопросам, не оговоренным настоящим Договором, стороны обязуются руководствоваться Гражданским Кодексом Российской Федерации, ФЗ "О теплоснабжении", другими законами и правовыми актами, а так же обязательными правилами, регулирующими энергоснабжение на территории РФ (п.1.2 договора).

Истец просит дополнить это условие словами: "и Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Правительством РФ"

В силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам ответчик является ресурсоснабжающей организацией, истец - исполнителем коммунальных услуг.

Согласно п. 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

С учетом изложенного, п.1.2 договора может быть дополнен указанием на необходимость соответствия Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным Правительством РФ.

Пункт 2.1.3 договора истец просит изложить в следующей редакции:

"Количество тепловой энергии, подлежащее предъявлению, определяется:

при наличии на объекте (многоквартирный дом) коммерческого узла учета тепловой энергии и теплоносителя (УКУТ), принятого в эксплуатацию ЭСО, по показаниям указанного прибора (без разделения помещений на жилые и нежилые).

при отсутствии УКУТ для жилых и нежилых помещений отопительно-вентиляционная тепловая нагрузка определяется суммарно на отапливаемую площадь по нормативам, утвержденным РЭК по Свердловской области и Постановлениями главы города Екатеринбурга, а тепловая нагрузка горячего водоснабжения как сумма нормативного водопотребления граждан и плановой нагрузки ГВС нежилых помещений, рассчитанная согласно СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий".

Ответчик предлагает применять при определении объема потребленной тепловой энергии Методику, утвержденную приказом от 06.05.2000 N105, и принять пункт договора следующим образом:

"Количество тепловой энергии подлежащее предъявлению, определяется:

по действующим коммерческим приборам учета, установленным на границе балансовой принадлежности с Абонентом;

при наличии узла коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя (УКУТ), установленного не на границе балансовой принадлежности - по показаниям приборов, с учетом потерь, на участке сети от границы балансовой принадлежности ЭСО до места установки УКУТ, в соответствии с разделом 3.2 "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя" (зарегистрированы Министерством юстиции РФ 25.09.1995г. Регистрационный N 954);

при отсутствии УКУТ у Абонента расчет производится ЭСО:

по жилым помещениям - расчетным методом согласно действующему законодательству,

по нежилым помещениям балансовым методом, а именно:

1) по данным УКУТ третьих лиц, принятых в эксплуатацию в установленном порядке, если теплопотребление Абонента попадает в учет последних, пропорционально подключенной нагрузке Абонента,

2) на основании показаний коммерческих приборов учета тепла ЭСО из водного и теплового балансов системы теплоснабжения, а именно:

количество тепловой энергии и теплоносителя, использованных отдельным Абонентом без приборов учета, рассматривается как соответствующая часть общего количества тепловой энергии и теплоносителя, потребленного всеми абонентами без УКУТ в системе теплоснабжения.

Общее количество тепловой энергии и теплоносителя, потребленное за отчетный период всеми абонентами без приборов учета, определяется из теплового и водного балансов системы теплоснабжения, а отдельному потребителю -пропорционально его расчетным часовым нагрузкам и расходам на ГВС, указанным в Договоре, с учетом различия в характере теплового потребления: отопительно-вентиляционная тепловая нагрузка переменна и зависит от метеоусловий, тепловая нагрузка горячего водоснабжения в течение отопительного периода постоянна.

Тепловые потери через изоляцию трубопроводов на участках тепловой сети, находящихся на балансе Абонента, включаются в количество тепловой энергии, потребленной Абонентом, так же как и потери тепловой энергии со всеми видами утечек и сливом теплоносителя из систем теплопотребления и трубопроводов его участка тепловой сети.

При разрешении разногласий по указанному пункту суд основывался на положениях п. 20 Правил N307, в соответствии с которым при отсутствии индивидуальных приборов учета …горячей воды… и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нежилом помещении рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также исходя из объемов потребленных коммунальных ресурсов, которые определяются:

а) при отсутствии в многоквартирном доме коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды и (или) горячей воды - расчетным путем исходя из нормативов водопотребления, а при отсутствии таких нормативов - в соответствии с требованиями строительных норм и правил. При оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и отдельных помещений в таком доме индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N2 к настоящим Правилам;

г) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1, подпунктом 2 пункта 2 и подпунктом 2 пункта 3 приложения N2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в порядке, установленном подпунктом 3 пункта 2 и подпунктом 3 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам.

Таким образом, вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета в силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N307 должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.

Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, использующих нежилые помещения жилых домов, размер платы за оказанные коммунальные услуги в отсутствие приборов учета тепловой энергии определяется расчетным способом по соответствующим тарифам для определенной группы потребителей (пункт 20 Правил N307).

Применение для определения количества поставленной тепловой энергии балансового метода противоречит указанным выше нормам права.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о принятии пункта 2.1.3 договора в редакции истца.

Разногласия сторон в содержании пункта 2.1.3.1 договора заключаются в установлении организации, уполномоченной представлять абоненту сведения о количестве зарегистрированных в жилых домах граждан, а также в форме предоставляемых энергоснабжающей организации сведений об общей площади отапливаемых помещений.

Ответчик полагает, что такой организацией должен быть территориальный отдел Управления федеральной миграционной службы либо уполномоченные должностные лица, а общая площадь отапливаемых помещений должна подтверждаться заверенными выкопировками из технических паспортов зданий.

Истец считает, что имеет право предоставлять ответчику сведения о количестве граждан, полученные от "Центра по приему и оформлению документов по регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга", и информацию по общей площади отапливаемых помещений без подтверждения последней техническими паспортами зданий.

В соответствии с пунктом 4 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N713 ответственными за регистрацию граждан по месту пребывания и по месту жительства являются должностные лица, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения. Контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами указанных Правил возлагается на Федеральную миграционную службу, ее территориальные органы и органы внутренних дел.

Согласно Перечню должностных лиц, ответственных за регистрацию, истец является надлежащей организацией, чьи должностные лица ответственны за регистрацию (пункт 2 Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию). Являясь исполнителем коммунальных услуг, истец в силу своего статуса, осуществляемых функций и полномочий обладает необходимыми сведениями о количестве граждан, зарегистрированных (проживающих) в доме.

Оставаясь ответственным за учет граждан по месту жительства (пребывания), истец имеет право получать необходимые ему сведения у сторонних организаций. Требование ответчика о предоставлении ему информации о количестве зарегистрированных в жилых домах граждан, удостоверенной территориальным отделом Управления федеральной миграционной службы, необоснованно.

При изложенных обстоятельствах суд пришел к выводу о включении в договор пункта в следующей редакции "потребитель обязан предоставить документы, подтверждающие используемые в расчете параметры, а именно: количество зарегистрированных граждан по данным Центра по приему и оформлению документов по регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга" и информацию по общей площади отапливаемых помещений.

Истец просит исключить из договора пункты 3.2.3.6, 3.2.4.

В предложенной ответчиком редакции эти пункты устанавливают право Энергоснабжающей организации ограничивать или прекращать теплоснабжение Абонента в случае несоблюдения им сроков оплаты (п.3.2.3.6), а также отказаться от исполнения договора полностью или частично в одностороннем порядке или односторонне изменить, в случае неоднократного нарушения сроков оплаты Абонентом за потребленную энергию (свыше двух раз), с предварительным уведомлением. При этом договор считается измененным или расторгнутым в срок, указанный в уведомлении (п.3.2.4).

Порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителям в случае ненадлежащего исполнения ими договора теплоснабжения, а также при выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии установлен ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 27.07.2010 г. N190-ФЗ "О теплоснабжении".

Указанной нормой установлено, что в случае наличия у потребителя задолженности по оплате тепловой энергии, в том числе в случае нарушения сроков предварительной оплаты, если такое условие предусмотрено договором теплоснабжения, в размере, превышающем размер платы за более чем один период платежа, установленный этим договором, теплоснабжающая организация вправе ввести ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя в порядке, установленном Правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, которыми определены социально значимые категории потребителей и особенности введения в отношении них ограничения, прекращения подачи тепловой энергии, теплоносителя.

До введения ограничения подачи тепловой энергии, теплоносителя потребителю теплоснабжающая организация предупреждает в письменной форме потребителя о возможности введения указанного ограничения в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа. При задержке платежей сверх установленного предупреждением срока теплоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено договором теплоснабжения, и должна известить об этом потребителя за сутки до введения указанного ограничения. Ограничение подачи тепловой энергии, теплоносителя вводится в установленный предупреждением срок путем сокращения подаваемого объема теплоносителя и(или) снижения его температуры.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее - Порядок), пунктом 6 которого также установлено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

Названные выше нормы не только устанавливают право теплоснабжающей организации ограничить и прекратить подачу тепловой энергии, но императивно определяют порядок осуществления таких действий.

Учитывая, что правоотношения сторон на случай возникновения оснований для ограничения или прекращения подачи тепловой энергии подробно урегулированы нормами закона, а одна из сторон возражает против повторения законных норм в условиях договора, оснований для ограничения принципа свободы договора и включения такого условия в договор против воли одной из сторон суд не усматривает,

Аналогичным образом основания и порядок одностороннего отказа от исполнения договора энергоснабжения предусмотрены законом.

В силу п.2 ст.546 Гражданского Кодекса Российской Федерации энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.

Согласно ст.523 Гражданского Кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон. При этом нарушение договора поставки покупателем предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков оплаты товаров.

В случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой (п.4 ст.421 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Основания и порядок одностороннего отказа от исполнения договора поставки (в том числе его разновидности - договора энергоснабжения) установлены в законе императивно. Соглашением сторон может быть изменен только срок, с которого договор будет считаться расторгнутым или измененным. По общему правилу, договор поставки считается измененным или расторгнутым с момента получения одной стороной уведомления другой стороны об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения или изменения договора не предусмотрен в уведомлении либо не определен соглашением сторон.

Ответчик предлагает считать договор измененным или расторгнутым в срок, указанный в уведомлении. Следовательно, предлагаемое ответчиком условие договора полностью соответствует диспозитивной норме Кодекса и может быть исключено из договора без ущерба для правовой регламентации отношений сторон.

Пункт 4.1.15, в отношении которого у сторон остались неразрешенные разногласия, устанавливает обязанность абонента по окончании отопительного сезона надежно отключать свои отопительные системы от источников теплопотребления в ЦТП (ИТП) с установкой заглушек.

Истец просит исключить слова: "ЦТП" и "с установкой заглушек", раскрыть скобки, остальное оставить без изменений.

В ходе судебного разбирательства стороны пришли к соглашению относительно необходимости устанавливать заглушки, следовательно, спорным осталась обязанность отключать отопительные системы от источников теплопотребления в ЦТП.

В соответствии с Приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" центральный тепловой пункт (ЦТП) - это тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий. Тепловой пункт, предназначенный для присоединения систем теплопотребления одного здания или его части именуется индивидуальным (ИТП).

Учитывая, что материалами дела не подтвержден факт принадлежности истцу центральных теплопунктов, возложение на него обязанности по их обслуживанию необоснованно.

Таким образом, п.4.1.15должен быть включен в договор в следующей редакции: "по окончании отопительного сезона надежно отключать свои отопительные системы от источников теплопотребления в ИТП с установкой заглушек".

В ходе судебного разбирательства стороны договорились изложить пункт 4.1.22 следующим образом: в срок до 10 числа каждого месяца, представлять в ЭСО документы с оформлением дополнения к настоящему договору в случае изменения нагрузок, состава и данных субабонентов по домам, не имеющим приборов учета.

Пункты 4.1.25 и 7.11 регулируют отношения сторон на случай увеличения тепловых нагрузок при приеме истцом (абонентом) на обслуживание дополнительных объектов.

Ответчик настаивает на том, что в случае увеличения обслуживаемых объектов Абонентом, т.е. приема на баланс сетей, тепловых пунктов и оборудования (ранее подключенных к сетям ЭСО), Абонент обязан в 5-тидневный срок представить в ЭСО: письменное обращение, копии правоустанавливающих документов.

При несвоевременном представлении документации, потребление принятых объектов считается бездоговорным и подлежит оплате в безусловном порядке (п.4.1.25).

При передаче тепловой энергии субабонентам без письменного согласия ЭСО, Абонент оплачивает самовольно потребленную тепловую энергию и ХОВ в полном объеме, в безусловном порядке. При повторном аналогичном нарушении, ЭСО ограничивает теплопотребление Абонента или расторгает договор энергоснабжения.

В силу п.29 ст.2 Федерального закона "О теплоснабжении" бездоговорное потребление тепловой энергии - потребление тепловой энергии, теплоносителя без заключения в установленном порядке договора теплоснабжения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя с использованием теплопотребляющих установок, подключенных к системе теплоснабжения с нарушением установленного порядка подключения, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после введения ограничения подачи тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления, либо потребление тепловой энергии, теплоносителя после предъявления требования теплоснабжающей организации или теплосетевой организации о введении ограничения подачи тепловой энергии или прекращении потребления тепловой энергии, если введение такого ограничения или такое прекращение должно быть осуществлено потребителем.

Теплоснабжающие организации и теплосетевые организации обязаны проводить в зоне расположения принадлежащих им тепловых сетей или источников тепловой энергии проверки наличия у лиц, потребляющих тепловую энергию, теплоноситель, оснований для потребления тепловой энергии, теплоносителя в целях выявления бездоговорного потребления (п.7 ст.22 Федерального закона "О теплоснабжении").

Таким образом, требование ответчика о предоставлении ему документов, обосновывающих потребление тепловой энергии объектами, обслуживание которых осуществляет истец, а также субабонентами истца, правомерно.

Выявление факта бездоговорного потребления является основанием для оплаты лицом, допустившим бездоговорное потребление, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате их бездоговорного потребления, в пятнадцатидневный срок с момента получения соответствующего требования теплоснабжающей организации. В случае неоплаты в указанный срок потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления, теплоснабжающая организация вправе прекратить подачу тепловой энергии, теплоносителя и взыскать с потребителя или иного лица, осуществивших бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, убытки в полуторакратном размере стоимости тепловой энергии, теплоносителя, полученных в результате бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя (п.9, 10 ст.22 Федерального закона "О теплоснабжении").

Основываясь на указанных выше нормах права, суд полагает, что требования истца об исключении пунктов 4.1.25 и 7.11 из договора являются необоснованными. Спорные пункты подлежат включению в договор в следующей редакции:

4.1.25. В случае увеличения обслуживаемых объектов Потребитель обязан в 5-тидневный срок представить в ЭСО: письменное обращение о включении объекта в договор, копию документа, подтверждающего полномочия потребителя по управлению, копии правоустанавливающих документов.

При несвоевременном представлении документации, потребление принятых объектов считается бездоговорным.

7.11. При передаче тепловой энергии субабонентам без письменного согласия ЭСО, Потребитель оплачивает самовольно потребленную тепловую энергию и ХОВ в полном объеме.

Истец просит исключить из договора пункт 5.5, в соответствии с которым при установке УКУТ Абонента не на границе балансовой принадлежности, потери тепловой энергии, ХОВ распределяются в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя.

В соответствии с п. 3.2.1. Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 12.09.1995 года NВк-4936, количество тепловой энергии и масса (или объем) теплоносителя, полученные потребителем, определяются энергоснабжающей организацией на основании показаний приборов его узла учета за определенный договором период, при этом учитываются тепловые потери на участке от границы балансовой принадлежности системы теплоснабжения потребителя до его узла учета. Эта величина указывается в договоре и учитывается, если узел учета оборудован не на границе балансовой принадлежности.

В соответствии с п. 5 Приказа Госстроя от 11.10.1999 года N73 "Об утверждении рекомендаций по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы" при размещении узла учета не на границе эксплуатационной ответственности потери тепловой энергии и теплоносителей на участке тепловой сети между местом установки узла учета и указанной границей определяются расчетным путем или по результатам замеров и учитываются дополнительно.

Указанные нормы имеют прямое действие и не требуют наличия отсылочных норм в тексте договора, следовательно, пункт 5.5 может быть исключен без ущерба для правовой урегулированности отношений.

Предложенная ответчиком редакция п.7.1 договора, устанавливает, что местом исполнения обязательств ЭСО является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети Абонента, либо в точке подключения Абонента к бесхозяйной тепловой сети. Граница эксплуатационной ответственности между Абонентом и ЭСО устанавливается "Актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей (эксплутационной ответственности сторон)" (Приложение N3), являющимся неотъемлемой частью Договора. При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности, граница устанавливается по балансовой принадлежности сетей.

Истец считает, что местом исполнения обязательств ЭСО является точка поставки, которая располагается на границе эксплуатационной ответственности. Граница эксплуатационной ответственности между Потребителем и ЭСО устанавливается "Актом разграничения эксплутационной ответственности сторон. При отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница устанавливается по месту соединения УКУТ, а при его отсутствии - по границе общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (внешняя граница стены многоквартирного дома).

Согласно п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491 внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Таким образом, при отсутствии между сторонами соглашения об определении границ эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности подлежит установлению по линии раздела элементов систем теплоснабжения между владельцами по признаку нахождения их на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Доказательств того, что за пределами внешних границ многоквартирных жилых домов, которые находятся в управлении истца, расположены принадлежащие истцу участки тепловых сетей, в материалы дела не представлено (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Учитывая, что п. 7.1 договора, изложенный в редакции истца, соответствует требованиям действующего законодательства, он может быть включен в договор в его редакции со следующими изменениями:

Местом исполнения обязательств ЭСО является точка поставки, которая располагается на границе эксплуатационной ответственности. Граница эксплуатационной ответственности между Абонентом и ЭСО устанавливается "Актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей (эксплутационной ответственности сторон)" (Приложение N3), являющимся неотъемлемой частью Договора. При отсутствии акта разграничения границей эксплуатационной ответственности является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с сетью теплоснабжения, входящей в многоквартирный дом; в отсутствие коллективного (общедомового) прибора учета - внешняя граница стены многоквартирного дома.

Расходы истца по оплате государственной пошлины относятся на сторон поровну (ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 173 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Принять пункт 1.1 договора энергоснабжения N50184-2886 от 01.01.2011 в редакции истца общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга" (ИНН 6673137507, ОГРН 1069673000099).

Пункт 1.2 договора энергоснабжения N50184-2886 от 01.01.2011 дополнить словами "и Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденных правительством РФ".

Принять пункт 2.1.3 договора энергоснабжения N50184-2886 от 01.01.2011 в редакции истца общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга" (ИНН 6673137507, ОГРН 1069673000099).

Пункт 2.1.3.1 договора энергоснабжения N50184-2886 от 01.01.2011 принять в следующей редакции:

Потребитель обязан предоставить документы, подтверждающие используемые в расчете параметры, а именно: количество зарегистрированных граждан по данным Центра по приему и оформлению документов по регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания Орджоникидзевского района г.Екатеринбурга" и информацию по общей площади отапливаемых помещений.

Пункты 3.2.3.6, 3.2.4, 5.5 из договора энергоснабжения N50184-2886 от 01.01.2011 исключить.

Пункт 4.1.15 договора энергоснабжения N50184-2886 от 01.01.2011 принять в следующей редакции:

"по окончании отопительного сезона надежно отключать свои отопительные системы от источников теплопотребления в ИТП" с установкой заглушек".

Пункт 4.1.22 договора энергоснабжения N50184-2886 от 01.01.2011 принять в следующей редакции:

"в срок до 10 числа каждого месяца, представлять в ЭСО документы с оформлением дополнения к настоящему договору в случае изменения нагрузок, состава и данных субабонентов по домам, не имеющим приборов учета".

Пункт 4.1.25 договора энергоснабжения N50184-2886 от 01.01.2011 принять в следующей редакции:

"В случае увеличения обслуживаемых объектов Потребитель обязан в 5-тидневный срок представить в ЭСО: письменное обращение о включении объекта в договор, копию документа, подтверждающего полномочия потребителя по управлению, копии правоустанавливающих документов.

При несвоевременном представлении документации, потребление принятых объектов считается бездоговорным".

Пункт 7.1 договора энергоснабжения N50184-2886 от 01.01.2011 принять в следующей редакции:

"Местом исполнения обязательств ЭСО является точка поставки, которая располагается на границе эксплуатационной ответственности. Граница эксплуатационной ответственности между Абонентом и ЭСО устанавливается "Актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей (эксплутационной ответственности сторон)" (Приложение N3), являющимся неотъемлемой частью Договора. При отсутствии акта разграничения границей эксплуатационной ответственности является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с сетью теплоснабжения, входящей в многоквартирный дом; в отсутствие коллективного (общедомового) прибора учета - внешняя граница стены многоквартирного дома".

Пункт 7.11 договора энергоснабжения N50184-2886 от 01.01.2011 принять в следующей редакции:

"При передаче тепловой энергии субабонентам без письменного согласия ЭСО, Потребитель оплачивает самовольно потребленную тепловую энергию и ХОВ в полном объеме".

2. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Свердловская теплоснабжающая компания" (ИНН 5904119383, ОГРН 1076673010150) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ЖКХ Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга" (ИНН 6673137507, ОГРН 1069673000099) 2000 руб. в возмещение госпошлины, уплаченной при подаче иска.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Г.И.Казакова

Номер документа: А60-14234/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Свердловской области
Дата принятия: 03 августа 2011

Поиск в тексте