Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 28 июля 2011 года Дело N А60-14426/2011


[Требования о признании недействительным о признании незаконным действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, выразившееся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания по которой налоговым органом утрачена, а также об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения путем выдаче справки, не содержащей сведений о наличии указанной задолженности, удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 28 июля 2011 года

Полный текст решения изготовлен 28 июля 2011 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания К.О. Никифоровой, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Уральский завод химического машиностроения" (ИНН 6664013880)

к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (ИНН 6608002549)

третье лицо - инспекция Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга

о признании незаконным действия налогового органа

при участии в судебном заседании:

от заявителя - Е.В. Дорощенко, представитель, доверенность N15-45/11 от 11.01.2011

от заинтересованного лица - А.А. Коломейцева, представитель, доверенность от 21.04.2011.

от третьего лица - А.Д. Балакаев, представитель, доверенность от 3012.2010.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.

Открытое акционерное общество "Уральский завод химического машиностроения" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным о признании незаконным действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, выразившееся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания по которой налоговым органом утрачена, а также об обязании налогового органа устранить допущенные нарушения путем выдаче справки, не содержащей сведений о наличии указанной задолженности.

Заинтересованное лицо возражает по заявленным требованиям по мотивам, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя, заинтересованного лица, третьего лица, суд установил:

08.04.2011 открытое акционерное общество "Уральский завод химического машиностроения" обратилось в налоговый орган с просьбой выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 31.03.2011 без указания в ней сумм по которым истек срок для принудительного взыскания налоговых обязательств.

22.04.2011 по указанному запросу налоговым органом на основании данных лицевого счета выдана справка на 11.04.2011 N277 о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, пеням и

штрафам на основании данных налогового органа по форме, утвержденной

Приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 NММ-3-19/206, согласно которой у открытого акционерного общества "Уральский завод химического машиностроения" имеется задолженность по пеням и штрафам в сумме 15585401 рублей 11 копеек (209395 рублей 83 копеек - задолженность по пени по НДФЛ, 15376005 рублей 27 копеек - задолженность по штрафу по НДФЛ).

Полагая, что действия налогового органа, выразившиеся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания по которой налоговым органом утрачена незаконными, открытое акционерное общество "Уральский завод химического машиностроения" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Подпунктом 10 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговый орган обязан представлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.

В соответствии с Методическими указаниями по заполнению справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N39-1, утвержденными приказом Федеральной налоговой службы от 04.04.2005 NСАЭ-3-01/138@ справка о состоянии расчетов для юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей.

Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.

Из материалов дела следует, что в справке налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом по налогам, сборам, пеням и

штрафам содержатся сведения о наличии у общества задолженности по пени по НДФЛ в сумме 209395 рублей 83 копейки и по штрафам по НДФЛ в сумме 15376005 рублей 27 копеек, право на взыскание которой утрачено, что налоговым органом не оспаривается. Как пояснил представитель заинтересованного лица, спорные суммы были переданы как сальдо из инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга (до 2006 года налогоплательщик состоял на учете в названной Инспекции) в мае 2006 года.

Доказательств того, что налоговым органом право на взыскание вышеперечисленной задолженности не утрачено, в материалы дела не представлено. Третье лицо также не представило доказательств того, что им принимались меры по взысканию задолженности.

Неполная информация о задолженности, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.09.2009 N4381/09).

Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении от 01.09.2009 N4381/09 разъяснено, что приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 NММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 NММ-3-19/206, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.

Наличие задолженности создает неблагоприятные последствия для налогоплательщика, влияет на его хозяйственную деятельность, создает препятствия при осуществлении предпринимательской деятельности, в связи с чем действия налогового органа, выразившиеся в выдаче справки с указанием сумм задолженности, по которым налоговым органом право на взыскание утрачено подлежат признанию незаконными.

В соответствии со ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче заявления о признании решений и действий (бездействия) государственного органа незаконными уплачивается госпошлина в размере 2000 рублей.

Расходы по государственной пошлине, уплаченной истцом при предъявлении иска, подлежат отнесению на ответчика в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в размере 2000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:

Требования открытого акционерного общества "Уральский завод химического машиностроения" удовлетворить.

Признать незаконными действия межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, выразившиеся выдаче справки N277 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания по которой налоговым органом утрачена, в том числе: по пени по НДФЛ в сумме 209395 рублей 83 копейки, по штрафам по НДФЛ в сумме 15376005 рублей 27 копеек, как несоответствующие налоговому законодательству.

Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области устранить допущенные нарушения путем выдачи справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам с указанием реальных налоговых обязательств, подлежащих взысканию, не содержащей сведений о наличии задолженности перед бюджетом, возможность взыскания по которой налоговым органом утрачена, в том числе: по пени по НДФЛ в сумме 209395 рублей 83 копейки, по штрафам по НДФЛ в сумме 15376005 рублей 27 копеек.

Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области (620137, г. Екатеринбург, пер. Парковый, 41а) в пользу открытого акционерного общества "Уральский завод химического машиностроения" 2000 (Две тысячи) рублей в возмещение расходов по оплате госпошлины.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru ".

Судья Л.В. Колосова