АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Екатеринбурга


РЕШЕНИЕ

от 23 июня 2011 года Дело N А60-4452/2011


[Решением суда иск о признании незаконным решения об отказе в приобретении нежилых помещений и обязании устранить допущенные нарушения подлежит удовлетворению]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 20 июня 2011 года

Полный текст решения изготовлен 23 июня 2011 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Н.Подгорновой при ведении протокола судебного заседания секретарем А.М.Тумановой рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Корона+" (ИНН 6630006161, ОГРН 1026601766113)

к Комитету по управлению имуществом городского округа "Город Лесной"

третье лицо: Дума городского округа "Город Лесной"

о признании незаконным решения.

В судебном заседании участвовали:

от заявителя: З.Е. Кузнецова, представитель, доверенность от 17.11.2009 г., паспорт;

от заинтересованного лица: И.И. Малохатко, юрисконсульт, доверенность N 85 от 01.07.2009 г., служебное удостоверение.

третье лицо в судебное заседание не явилось; доказательства его надлежащего извещения в материалах дела имеются.

Права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "Корона+" просит признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом городского округа "Город Лесной" в приобретении ООО "Корона+" нежилых помещений, расположенных в доме N 27 а по ул. Белинского в г. Лесной Свердловской области, выраженный в письме N 01-16/1906 от 26.11.2010 г., а также обязать заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения. В обоснование заявленных требований общество ссылается на отсутствие оснований для отказа в реализации преимущественного права на приватизацию.

Заинтересованное лицо требования не признает, ссылаясь на включение объекта недвижимого имущества в Перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), используемого в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением Главы городского округа "Город Лесной" N 1888 от 29.12.2008 г. и согласованный решением Думы городского округа "Город Лесной" N 35 от 24.12.2008 г.

Третье лицо, Дума городского округа "Город Лесной", представила отзыв, в котором изложила порядок согласования и утверждения перечней муниципального имущества, предназначенного для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, свою позицию по существу спора не сформулировала.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Корона+" является арендатором встроенного нежилого помещения, находящегося на первом этаже дома, расположенного по адресу: г.Лесной, ул. Белинского, 27 а, что подтверждается договором аренды N 685/02 от 31.12.2002 г., заключенным между обществом и Комитетом по управлению имуществом.

Площадь арендуемого помещения согласно договору составляет 65,2 кв.м.

27.10.2010г. общество обратилось в Комитет по управлению имуществом городского округа "Город Лесной" с заявлением о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего бизнеса и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.

26.11.2010г. Комитет отказал заявителю в реализации преимущественного права на приобретение арендуемого муниципального имущества в собственность, изложив основания отказа в письме N 01-16/1906. Как следует из письма, основанием для отказа является факт включения объекта в Перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), используемого в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением Главы городского округа "Город Лесной" N 1888 от 29.12.2008 г. и согласованный решением Думы городского округа "Город Лесной" N 35 от 24.12.2008 г.

Не согласившись с отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии со ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Согласно положениям ст.ст. 4, 10, 14 Федерального закона от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" приватизация муниципального имущества, порядок планирования приватизации и порядок принятия решений об условиях приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности, определяются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон N 159-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества.

Согласно ст. 3 указанного Закона субъекты малого и среднего предпринимательства при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть предоставлено при условии, что: 1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества; 2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества; 3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности; 4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

Частями 4, 4.1 ст. 18 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления вправе утверждать перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства). Государственное и муниципальное имущество, включенное в указанные перечни, может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Эти перечни подлежат обязательному опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению в сети "Интернет" на официальных сайтах утвердивших их государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (ч. 4 ст. 18 Закона).

Порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ч. 4.1 ст. 18 Закона).

Пунктами 2, 3, 4 ст. 9 Закона N 159-ФЗ установлено, что субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным ст. 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, установленным ст. 4 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества, не включенного в утвержденный в соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.

При получении заявления уполномоченные органы обязаны: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проекты договора купли-продажи арендуемого имущества и договора о его залоге в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.

В случае, если заявитель не соответствует установленным ст. 3 настоящего Федерального закона требованиям и (или) отчуждение арендуемого имущества, указанного в заявлении, в порядке реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества не допускается в соответствии с настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами, уполномоченный орган в тридцатидневный срок с даты получения этого заявления возвращает его арендатору с указанием причины отказа в приобретении арендуемого имущества.

Как видно из представленных в материалы дела выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, копий налоговой и бухгалтерской отчетности, общество с ограниченной ответственностью "Корона+" соответствует критериям, предъявляемым к субъектам малого и среднего предпринимательства, предусмотренным ст. 4 Федерального закона от 24.07.2006 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Отмеченное обстоятельство заинтересованным лицом не оспаривается и подтверждено также вступившими в законную силу судебными актами по делу N А60-57101/2009, в котором участвовали те же лица, что и в рассматриваемом деле.

Поскольку Закон N 159-ФЗ, опубликованный в "Российской газете" 25.07.2008 г., вступил в силу с 05.08.2008 г., о соблюдении обществом условия, предусмотренного п. 1 ст. 3 указанного Закона, свидетельствует нахождение объекта муниципального имущества в пользовании арендатора непрерывно как минимум с 05.08.2006 г. до 05.08.2008 г. Данное условие соблюдено, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией договора аренды N 685/02 от 31.12.2002 г., заключенного на неопределенный срок, и не оспаривается заинтересованным лицом.

На дату подачи обществом заявления о реализации преимущественного права на приватизацию задолженность по арендной плате за арендуемое помещение, неустойкам (штрафам, пеням) у общества отсутствует, что подтверждается заинтересованным лицом.

О надлежащем исполнении арендатором обязательств, по мнению суда, свидетельствует тот факт, что в период действия договоров аренды и до настоящего времени арендатору не предъявлялись претензии и иски о взыскании пеней за просрочку перечисления арендной платы.

Площадь арендуемого помещения, составляющая 65,2 кв.м., не превышает установленные Законом Свердловской области от 19.12.2008 г. N 134-ОЗ предельные значения площади арендуемого имущества.

Указанное обстоятельство свидетельствует о соблюдении предприятием условия п. 3 ст. 3 Закона N 159-ФЗ.

Основанием для отказа в реализации преимущественного права, как видно из оспариваемого отказа, явилось несоблюдения условия, предусмотренного п. 4 ст. 3 Закона N 159-ФЗ, а именно включение спорного объекта в Перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), используемого в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденный постановлением Главы городского округа "Город Лесной" N 1888 от 29.12.2008 г. и согласованный решением Думы городского округа "Город Лесной" N 35 от 24.12.2008 г.

Действительно, в указанный выше Перечень арендуемое обществом помещение включено (пункт 3 приложения N 1 к Перечню, утвержденному постановлением Главы городского округа "Город Лесной" N 1882 от 29.12.2008 г.).

Между тем суд отмечает следующее.

Как указано выше, согласно ч. 4.1 ст. 18 Федерального закона N 209-ФЗ порядок формирования, ведения, обязательного опубликования указанных в части 4 настоящей статьи перечней, а также порядок и условия предоставления в аренду (в том числе льготы для субъектов малого и среднего предпринимательства, занимающихся социально значимыми видами деятельности) включенного в них государственного и муниципального имущества устанавливаются соответственно нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами (ч. 4.1 ст. 18 Закона).

Как видно из материалов дела, спорное помещение по адресу ул. Белинского, 27 а в г. Лесной входит в состав муниципального имущества МО "Город Лесной", что подтверждается постановлением Думы муниципального образования N 132 от 20.07.2005 г. "Об утверждении перечня муниципального имущества". Таким образом, и в отношении спорного объекта, и в отношении иного находящегося в муниципальной собственности недвижимого имущества порядок формирования, ведения, обязательного опубликования перечней имущества, предназначенного для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливается муниципальными правовыми актами.

Решением Думы городского округа "Город Лесной" N 89 от 24.12.2008 г. утверждено Положение "О порядке формирования, ведения, опубликования перечня муниципального имущества, используемого в целях предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства".

Согласно п. 2.1 указанного Положения формирование Перечня осуществляется муниципальным учреждением "Комитет по управлению имуществом городского округа "Город Лесной".

В соответствии с п. 2.3 Положения Комитет ежегодно в срок до 1 декабря формирует Перечень, в соответствии со своими полномочиями, и (или) условиями муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Согласно п. 2.4 Положения Перечень и изменения в него согласовываются Думой городского округа и утверждаются постановлением Главы городского округа (с учетом внесенных решением Думы городского округа "Город Лесной N 261 от 14.05.2010 г. изменений в п. 2.4 Положения Перечень утверждается распоряжением Комитета).

Пунктом 5.3 Положения на Комитет возложена обязанность в срок до 31 декабря опубликовать Перечень в городской газете "Вестник" и разместить на официальном сайте городского округа в сети Интернет.

Из содержания приведенных норм следует, что формирование, согласование, утверждение и опубликование перечня имущества, предназначенного для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, должно осуществляться в городском округе "Город Лесной" ежегодно, в срок до 31 декабря каждого календарного года.

Между тем согласно выписке из протокола N 46 заседания Думы городского округа "Город Лесной" от 16.12.2009 г., на котором решался вопрос о согласовании Перечня, проект решения Думы городского округа "Город Лесной" о согласовании Перечня был отклонен. Таким образом, в срок до 31.12.2009 г. Перечень не был согласован с Думой, а также не был утвержден и не был, соответственно, опубликован. Таким образом, в 2010 г. Перечень, принятый в порядке, предусмотренном решением Думы городского округа "Город Лесной" N 89 от 24.12.2008 г., отсутствовал.

Утвержденный постановлением Главы городского округа "Город Лесной" N 1888 от 29.12.2008 г. Перечень согласован, утвержден и опубликован в декабре 2008 г., следовательно, действовал до 31.12.2009 г., поскольку, как указано выше, процедура формирования перечня, то есть его согласования, утверждения и опубликования, должна осуществляться ежегодно.

Отклонив представленный для согласования в декабре 2009 г. Перечень, Дума городского округа "Город Лесной" не указала на то, что согласованный ранее решением Думы от 24.12.2008 г. за N 35 Перечень подлежит применению в очередном, 2010 календарном году.

Поскольку согласно ст. 18 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ" утверждение перечней муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц и предназначенного для оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства является правом, но не обязанностью органов местного самоуправления, неосуществление в срок до 31.12.2009 г. предусмотренной Положением, утвержденным решением Думы городского округа "Город Лесной" N 89 от 24.11.2008 г., процедуры по согласованию, утверждению и опубликованию перечня органами местного самоуправления городского округа "Город Лесной" и отсутствие соответствующих решений о распространении действия Перечня, утвержденного 29.12.2008 г. N 1888, на следующий календарный год, по мнению суда, следует оценивать как отсутствие Перечня в период 2010 г.

При таких обстоятельствах, учитывая, что обращение ООО "Корона+" в Комитет по управлению имуществом городского округа "Город Лесной" за реализацией преимущественного права на приобретение арендуемого помещения в собственность имело место 27.10.2010 г., суд полагает, что отказ в реализации такого права со ссылкой на включение объекта недвижимого имущества в Перечень муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением прав субъектов малого и среднего предпринимательства), используемого в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, нельзя признать законным.

Учитывая изложенное, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

ООО "Корона+" обратилось в суд с одним требованием о признании незаконным решения органа местного самоуправления, государственная пошлина по указанному требованию составляет 2000 руб., однако заявителем на основании платежного поручения N 44 от 05.03.2011 г. уплачено 4000 руб. государственной пошлины. Таким образом, распределению подлежат расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб. Излишне уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 2000 руб. подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:

1.Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным отказ Комитета по управлению имуществом городского округа "Город Лесной", оформленный письмом N 01-16/1906 от 26.11.2010 г., в реализации преимущественного права общества с ограниченной ответственностью "Корона+" на приобретение арендуемого имущества, находящегося по адресу г. Лесной Свердловской области, ул. Белинского, д. 27.

Обязать Комитет по управлению имуществом городского округа "Город Лесной" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения действий, предусмотренных ч.3 ст. 9 Федерального закона от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".