• по
Более 55000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Екатеринбурга


РЕШЕНИЕ

от 30 июня 2011 года Дело N А60-5693/2011


[Решением суда иск о признании незаконным бездействия налогового органа, выразившееся в отказе в списании задолженности по пеням, а также обязании налоговой инспекции списать с лицевого счета задолженность по уплате пеней, подлежит удовлетворению]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 23 июня 2011 года

Полный текст решения изготовлен 30 июня 2011 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Н.Н. Присухиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.В. Высоцкой, рассмотрел в отложенном судебном заседании дело по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова" (ОГРН 1026605388666; ИНН 6662025576)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области

о признании незаконным бездействия налогового органа,

при участии:

от заявителя: А.В. Еремина, юрисконсульт, доверенность N 420/09 от 31.12.2010, паспорт, С.В. Новиков, нач.юр.управления, доверенность N 420/10 от 31.12.2010, паспорт;

от заинтересованного лица: А.А. Коломейцева, специалист 1 разряда, удостоверение, доверенность N 04-32/32 от 21.04.2011.

Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела также извещены публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Объявлен состав суда. Отвода суду не заявлено. Права разъяснены.

Федеральное государственное унитарное предприятие "Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова" (далее - ФГУП "НПО автоматики") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, выразившееся в отказе в списании задолженности по пеням, а также обязании налоговой инспекции списать с лицевого счета задолженность по уплате пеней в размере 6245903 руб. 96 коп.

В порядке ст. 49 АПК РФ заявитель уточнил заявленные требования и просит признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, выразившееся в отказе в списании задолженности по пеням, а также обязании налоговой инспекции списать с лицевого счета задолженность по уплате пеней в размере 6206692 руб. 24 коп., в том числе:

- НДФЛ в размере 2167638 руб. 51 коп.;

- НДС в размере 1468290 руб. 02 коп.;

- налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в единую систему газоснабжения в размере 57771 руб. 17 коп.;

- налог на имущество предприятий в размере 76258 руб. 15 коп.;

- единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет в размере 2047572 руб. 91 коп.;

- единый социальный налог, зачисляемый в ФСС в размере 46900 руб. 16 коп.;

- единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС в размере 24606 руб. 95 коп.;

- единый социальный налог, зачисляемый в ТФОМС в размере 317654 руб. 37 коп.

Уточнения приняты судом.

В настоящем судебном заседании заявитель вновь уточнил заявленные и просит признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, выразившееся в отказе в списании задолженности по пеням, а также обязании налоговой инспекции списать с лицевого счета задолженность по уплате пеней в размере 6230371 руб. 67 коп.

Уточнения приняты судом.

Заинтересованное лицо представило отзыв, против удовлетворения заявленных требований возражает.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:

По заявлению ФГУП "НПО автоматики" Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области выдана справка N 745 о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на 01.11.2010, согласно которой у заявителя имеется задолженность по пени в сумме 9744510 руб. 30 коп. и по штрафам в сумме 938922 руб. 32 коп.

Указанная задолженность числится с конца 90-х начала 2000-х годов

10.12.2010 ФГУП "НПО автоматики" обратилось в налоговую инспекцию с письмом о списании задолженности по пеням в сумме 6250660 руб. 66 коп. и штрафов в размере 938903 руб. 36 коп. на основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 22.08.2006 N А60-12756/2006-С6

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области в письме N 420/717 от 10.12.2010 со ссылкой на п. 1 ст. 59 НК РФ указала заявителю на отсутствие оснований для списания задолженности по пеням в сумме 6250660 руб. 66 коп. и штрафам в сумме 938903 руб. 36 коп. При этом пояснила, что списание недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанной безнадежной к взысканию, возможно только при наличии вступившего в законную силу решения суда, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности. ФГУП "НПО автоматики" не представило документы, которые бы обязывали налоговый орган вынести решение о признании задолженности безнадежной к взысканию. Решение N А60-12756/2006-С6 не содержит формулировки об утрате налоговым органом права на взыскание недоимки и задолженности по пеням, штрафам, процентам в связи с истечением установленного срока их взыскания. Кроме того, по состоянию на текущую дату задолженность по пеням, включенная в решение о взыскании задолженности за счет имущества от 26.04.2006 N 2 составляет 5851670 руб. 03 коп. Задолженность по штрафам в сумме 938903 руб. 36 коп., образовавшаяся свыше трех лет, в данное решение не включалась, судебный акт по ней отсутствует.

Считая, что бездействие налоговой инспекции, выразившееся в отказе в списании задолженности по пеням в размере 6230371 руб. 67 коп., противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании указанного бездействия незаконным.

Исследовав материалы дела, суд признает заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией заявителю была выдана Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам налогоплательщика, отнесенного к категории крупнейшего N 745, согласно которой предприятие имеет задолженность по пене по:

- НДФЛ в размере 2206522,84уб. 51 коп.;

- НДС в размере 1468290 руб. 02 коп.;

- налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в единую систему газоснабжения в размере 57771 руб. 17 коп.;

- налогу на имущество предприятий в размере 76585 руб. 54 коп.;

- единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в размере 2047572 руб. 91 коп.;

- единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС в размере 46900 руб. 16 коп.;

- единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС в размере 24606 руб. 95 коп.;

- единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС в размере 317654 руб. 37 коп.

Согласно представленному налоговой инспекцией расчету в отношении данной задолженности были выставлены требования:

- по НДФЛ:

требование N 341 от 01.07.2005;

на сумму 41520,04 требование не выставлялось,

- по НДС:

требование N 336 от 28.06.2005;

требование N 309 от 07.06.2005,

требование N 674 от 22.12.2005,

на сумму 651,45 руб. требование не выставлялось;

- по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в единую систему газоснабжения:

требование N 341 от 01.07.2005,

требование N 273 от 09.06.2006,

требование N 488 от 16.11.2006;

- по налогу на имущество предприятий:

требование N 341 от 01.07.2005,

требование N 136 от 11.04.2006,

на сумму 327,84 требования не выставлялось;

- единый социальный налог, зачисляемый в федеральный бюджет:

требование N 341 от 01.07.2005,

требование N 134 от 11.04.2006,

требование N 244 от 22.04.2008,

требование N 528 от 08.08.2007,

требование N 142 от 28.03.2008,

требование N 244 от 22.04.2008;

- единый социальный налог, зачисляемый в ФСС:

требование N 341 от 01.07.2005,

требование N 134 от 11.04.2006,

требование N 196 от 06.05.2006,

на суммы 1166,49 руб. и 4,82 руб. требования не выставлялись;

- единый социальный налог, зачисляемый в ФФОМС:

требование N 341 от 01.07.2005,

требование N 134 от 11.04.2006,

требование N 196 от 06.05.2006;

- единый социальный налог, зачисляемый в ТФОМС:

требование N 341 от 01.07.2005,

требование N 134 от 11.04.2006,

требование N 196 от 06.05.2006.

Однако данные об иных мерах по принудительному взысканию задолженности, в том числе в судебном порядке, суду не представлены.

С учетом частичного погашения задолженности по пеням, включенной в справку N 745 от 01.11.2010, на лицевом счете заявителя, на момент рассмотрения дела в суде, числится задолженность по пеням в общей сумме 6230371,67 руб., в том числе:

- по НДФЛ в размере 2209158 руб. 55 коп.;

- по НДС в размере 1462930 руб. 15 коп.;

- по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в единую систему газоснабжения в размере 57771 руб. 17 коп.;

- по налогу на имущество предприятий в размере 76585руб. 54 коп.;

- по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в размере 2047572 руб. 90 коп.;

- по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС в размере 43104 руб. 29 коп.;

- по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС в размере 21088 руб. 70 коп.;

- по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС в размере 312160 руб. 37 коп.

Заинтересованным лицом не оспаривается то обстоятельство, что взыскание задолженности, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика, за счет иного имущества, а также взыскание задолженности в судебном порядке не осуществлялось.

Статьями 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в спорном периоде, а также в последующие периоды, предусмотрена процедура принудительного взыскания задолженности по налогам, пени, штрафам. Указанная процедура должна осуществляться налоговым органом последовательно, в установленные статьями 46, 47 Кодекса сроки.

На лицевом счете заявителя содержатся сведения о задолженности по пене, по которой налоговой инспекцией утрачена возможность взыскания в принудительном порядке.

Наличие оспариваемой обществом задолженности по пене создает неблагоприятные последствия для налогоплательщика, влияет на его хозяйственную деятельность, создает препятствия при осуществлении предпринимательской деятельности с его контрагентами.

Кроме того Арбитражным судом Свердловской области по делу N А60-12756/06-С6 было установлено, что налоговым органом порядок взыскания недоимки и задолженности по пене не соблюден в отношении требований N 341 от 01.07.2005, N 134 от 11.04.2006, N 136 от 11.04.2006, N 336 от 28.06.2006, 674 от 22.12.2005, в связи с чем она утратила возможность ее взыскания в бесспорном порядке. В судебном порядке данная задолженность по пене не взыскивалась.

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, установлен ст. 59 НК РФ.

Пунктом 1 указанной статьи, в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, определен перечень оснований признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Согласно п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными, в том числе: в случая принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (п.п. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ);

Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются:

1) налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства физического лица - при наличии обстоятельств, предусмотренных п.п. 1 - 3 п. 1 настоящей статьи;

2) налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного п. 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных п.п. 4 и 5 п. 1 настоящей статьи;

3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, - по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки по региональным и местным налогам, задолженности по пеням и штрафам по этим налогам.

Порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

В обоснование заявленных требований заявитель ссылаясь на ст. ст. 46, 47, 70 НК РФ, указывает, что на его лицевом счете числится задолженность по пеням, в отношении которой налоговая инспекция утратила возможность ко взысканию, что установлено, в том числе решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-12756/06-С6.

В свою очередь представитель налогового органа в судебном заседании пояснил, что налоговый орган не имеет право самостоятельно списать указанную задолженность, доказательства принятия мер принудительного взыскания у инспекции отсутствуют.

Таким образом, судом установлено и материалами дела подтверждается, что в отношении спорной суммы задолженности нарушена процедура применения мер принудительного взыскания. Доказательства взыскания задолженности в судебном порядке в материалы дела также не представлены.

Принимая во внимание, что по указанным спорным платежам истекли сроки по их взысканию, установленные законом, суд считает правомерным вывод заявителя о том, что данные суммы относятся к безнадежным к взысканию.

При таких обстоятельствах заявленные требования подлежат удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в сумме 2000 руб., понесенные заявителем, взыскиваются арбитражным судом с заинтересованного лица.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1.Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области, выразившееся в отказе в списании задолженности по пеням в размере 6230371 руб. 67 коп. как не соответствующее налоговому законодательству.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области списать с лицевого счета федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова" задолженность по уплате пеней в размере 6230371 руб. 67 коп., в том числе:

- по НДФЛ в размере 2209158 руб. 55 коп.;

- по НДС в размере 1462930 руб. 15 коп.;

- по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в единую систему газоснабжения в размере 57771 руб. 17 коп.;

- по налогу на имущество предприятий в размере 76585руб. 54 коп.;

- по единому социальному налогу, зачисляемому в федеральный бюджет в размере 2047572 руб. 90 коп.;

- по единому социальному налогу, зачисляемому в ФСС в размере 43104 руб. 29 коп.;

- по единому социальному налогу, зачисляемому в ФФОМС в размере 21088 руб. 70 коп.;

- по единому социальному налогу, зачисляемому в ТФОМС в размере 312160 руб. 37 коп.

2. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Свердловской области в пользу федерального государственного унитарного предприятия "Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова" 2000 (две тысячи) руб., в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

судья

Н.Н. Присухина

Номер документа: А60-5693/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Свердловской области
Дата принятия: 30 июня 2011

Поиск в тексте