АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Екатеринбурга


РЕШЕНИЕ

от 5 августа 2011 года Дело N А60-17003/2011


[Решением суда требования о признании недействительным (ничтожным) соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам подлежат удовлетворению]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 01 августа 2011 года

Полный текст решения изготовлен 05 августа 2011 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Е.А.Куклевой, при ведении протокола судебного заседания 26.07.2011г. секретарем судебного заседания В.И.Кудряковой, 01.08.2011г. помощником судьи О.В.Зайчиковой, рассмотрел в судебном заседании дело

по иску Заместителя Прокурора Свердловской области

к 1.Администрации Ленинского района г.Екатеринбурга, 2.Муниципальному автономному учреждению школьно-базовая столовая N 5 Ленинского района "Золушка"

о признании сделки недействительной,

при участии в судебном заседании

от истца: Протасова М.В., представитель по доверенности N 8-12-11 от 11.07.2011г., удостоверение,

от ответчиков: 1.Покуль М.В., представитель по доверенности N 65/19-17/2496 от 23.12.2010г., удостоверение; 2.Ткачев И.О., представитель по доверенности N5/2011 от 30.03.2011г., после перерыва: Цивунин А.В., представитель по доверенности N5/2011 от 30.03.2011г., паспорт.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Заместитель Прокурора Свердловской области (далее- истец) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с требованием признать недействительным (ничтожным) соглашение N3 от 31.12.2010г. о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам, заключенное между Администрацией Ленинского района г.Екатеринбурга и Муниципальным автономным учреждением школьно-базовая столовая N 5 Ленинского района "Золушка".

30.06.2011г. от Администрации Ленинского района г.Екатеринбурга поступил отзыв на иск, в котором ответчик указал, что в соответствии с Постановлением Главы Екатеринбурга N237 от 25.01.2010г. "Об утверждении Положения о предоставлении субсидии из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" муниципальным автономным учреждениям" 31.12.2010г. между ответчиками заключено соглашение о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам (действовало до 31.05.2011г.). Между муниципальным общеобразовательным учреждением и муниципальным автономным учреждением заключен безвозмездный договор по организации питания учащихся образовательных учреждений. Безвозмездные договоры не могут являться предметом торгов по Федеральному закону от 21.07.2005г. N94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Представитель прокуратуры в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель Администрации Ленинского района г.Екатеринбурга в удовлетворении исковых требований просит отказать.

Представитель Муниципального автономного учреждения школьно-базовая столовая N 5 Ленинского района "Золушка" против исковых требований возражал, представил копию Устава.

Документ приобщен к материалам дела в порядке статей 66, 67 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 01.08.2011г. до 12час.00мин.

После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителей сторон, произведена замена секретаря судебного заседания В.И.Кудряковой на помощника судьи О.В.Зайчикову. Отводов не заявлено.

Рассмотрев материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, арбитражный суд установил:

Между Главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования "город Екатеринбург" - Администрацией Ленинского района города Екатеринбурга (ГРБС) и Муниципальным автономным учреждением школьно-базовая столовая N5 Ленинского района "Золушка"-МАУ ШБС N5 31 декабря 2010г. заключено соглашение N3 о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг.

Предметом данного соглашения является предоставление в 2011 году МАУ ШБС N5 Ленинского района "Золушка" субсидии из бюджета муниципального образования "город Екатеринбург" на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам, связанных с выполнением установленного ГРБС муниципального задания.

По условиям п.2.1.1. соглашения стороны согласовали предоставление в 2011 году МАУ ШБС N5 Ленинского района "Золушка" субсидии:

-на возмещение нормативных затрат на оказание муниципальных услуг по обеспечению питанием детей в муниципальных образовательных учреждениях Ленинского района в сумме 38598388руб.40коп.

-на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг по обеспечению питания детей в муниципальных образовательных учреждениях Ленинского района, выполненного в декабре 2010г., в сумме 6611249руб.02коп.

-на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за учреждением учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ГРБС на приобретение такого имущества (за исключением имущества сданного в аренду с согласия ЕКУГИ), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "Об автономных учреждениях" автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).

В силу пункта 7 статьи 2 закона N 174-ФЗ от 03.11.2006 г. "Об автономных учреждениях" автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в пункте 1 статьи 2 данного закона.

Финансовое обеспечение деятельности автономных учреждений осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета и иных не запрещенных федеральными законами источников (п. 4 ст. 4 закона N 174-ФЗ).

Решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.06.2010 г. по делу N А60-8597/8618/2010-С9, оставленным без изменения постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2010 г., постановление Главы Екатеринбурга N 5563 от11.12.2009 г. "О создании муниципальных автономных учреждений", в их числе ответчик по настоящему делу Муниципальное автономное учреждение школьно-базовая столовая N5 Ленинского района, признано недействительным.

Судебными актами по вышеуказанному делу также установлено, что осуществлением деятельности муниципальных автономных учреждений, в том числе ответчика по настоящему делу, в сфере организации питания учащихся образовательных учреждений нарушаются положения законодательства о защите конкуренции.

Организация питания учащихся образовательных учреждений относится к конкурентному виду деятельности, ее осуществление организационно-правовой формой поставщика услуги не обусловлено, а денежные средства, предусмотренные в бюджете на указанные цели, должны расходоваться муниципальными образовательными учреждениями, являющимися муниципальными заказчиками, в соответствии с Федеральным законом N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

В соответствии с подп. 3 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, финансирование муниципальных учреждений.

Согласно подп. 13 пункта 1 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Из пункта 5 статьи 51 Федерального закона N 3266-1 от 10.07.1992 "Об образовании" следует, что организация питания в образовательном учреждении возлагается на образовательное учреждение, в котором должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников.

Таким образом, организация питания в образовательных учреждениях к вопросам местного значения не относится, создание муниципальных автономных учреждений для осуществления деятельности, не связанной с решением вопросов местного значения, законом не допускается, финансирование в виде субсидий автономных учреждений в целях осуществления деятельности, не связанной с решением вопросов местного значения не допускается.

Вышеуказанные обстоятельства также установлены решением Арбитражного суда Свердловской области от 04.06.2010 г. по делу N А60-8597/8618/2010-С9, имеющим обязательный характер в силу требований статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Поскольку в силу вышеуказанных обстоятельств, установленных судебным актом, деятельность ответчика - стороны по оспариваемому соглашению МАУ ШБС N5 Ленинского района "Золушка" на Федеральном законе N 174-ФЗ от 03.11.2006 г. "Об автономных учреждениях" не основана, получать финансирование в виде субсидий из бюджета муниципального образования в порядке, предусмотренном для финансирования деятельности муниципальных автономных учреждений, как то определено условиями оспариваемого соглашения последний не вправе.

В соответствии с п. 1 ст. 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иным правовым актам, действующим в момент его заключения.

Согласно ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Принимая во внимание, что условия оспариваемого истцом соглашения между Администрацией Ленинского района города Екатеринбурга и МАУ ШБС N5 Ленинского района "Золушка" на возмещение нормативных затрат на оказание услуг противоречат вышеуказанным требованиям федеральных законов, данное соглашение является недействительным.

В связи с чем заявленные исковые требования о признании недействительным (ничтожным) соглашения N3 от 31.12.2010г. о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам, заключенного между Администрацией Ленинского района г.Екатеринбурга и Муниципальным автономным учреждением школьно-базовая столовая N 5 Ленинского района "Золушка" признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При распределение судебных расходов по настоящему делу арбитражный суд принимает во внимание нижеследующее.

Как установлено положениями подп. 1п.1 ст.333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации прокуроры и п.п. 1.1. п. 1 ст.333.37 Налогового Кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.

В связи с чем, по основанию ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика МАУ ШБС N5 Ленинского района "Золушка" в доход федерального бюджета взыскивается государственная пошлина в размере 4000руб.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Исковые требования удовлетворить.

2.Признать недействительным соглашение N 3 от 31.12.2010 г. о порядке и условиях предоставления субсидий на возмещение нормативных затрат и на оказание услуг физическим и (или) юридическим лицам, заключенное между Администрацией Ленинского района города Екатеринбурга и Муниципальным автономным учреждением школьно-базовая столовая N 5 Ленинского района "Золушка".

3.Взыскать с Муниципального автономного учреждения школьно-базовая столовая N 5 Ленинского района "Золушка" в доход федерального бюджета в оплату государственной пошлины 4000 руб. 00 коп.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

судья

 Е.А.Куклева