АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Екатеринбурга


РЕШЕНИЕ

от 26 августа 2011 года Дело N А60-21403/2011


[Решением суда требования о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), подлежат удовлетворению]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 24 августа 2011 года

Полный текст решения изготовлен 26 августа 2011 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи С.О.Ивановой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Судленковой У.Е. рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области (далее Управление Роскомнадзора по Свердловской области )

к открытому акционерному обществу "Ростелеком" (ИНН7707049388, ОГРН1027700198767)

о привлечении к административной ответственности

при участии в судебном заседании

от заявителя: Валиулова Э.М. - представитель по доверенности N31-Д от 16.05.2011, паспорт.

от заинтересованного лица: Сергеева А.А. - представитель по доверенности N66АА 0531626 от 13.04.2011, паспорт.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Управление Роскомнадзора по Свердловской области просит привлечь ОАО "Ростелеком" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

ОАО "Ростелеком" возражает против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

В ходе рассмотрения поступившей от гражданина Коновалова В.В. жалобы Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области были установлены факты нарушения ОАО "Ростелеком" п.5 лицензии N86473 на оказание услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, п.5 условий лицензии N86475 на оказание телематических услуг связи, п.п. "а" п.31 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 N32, п.п. "а" п.26 Правил оказания телематических услуг связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N575, а именно: договор на оказание услуг по передаче данных между Коноваловым В.В. расторгнут оператором связи без правовых оснований; услуги по договору на оказание телематических услуг связи Коновалову В.В. при заключении договора 21.04.2011 начали оказываться только 05.05.2011.

По результатам рассмотрения указанной жалобы административным органом в отношении ОАО "Ростелеком" 15.06.2011 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое установлена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, выразившимся в осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено определение лицензии, как специального разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Под "лицензионными требованиями и условиями" понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В силу п. 1 ст. 29 Федерального закона от 03.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие Перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.

Постановлением Правительства РФ от 18.02.2005 N 87 утверждены Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (Перечень наименований услуг связи), и Перечни лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи (Перечни лицензионных условий).

Согласно п. 14, п. 16 Перечня наименований услуг связи лицензированию подлежат услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, телематические услуги.

В качестве лицензионных условий в главах XVI, XIV Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания телематических услуг связи и Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей голосовой информации, предусмотрено оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации (п. 5).

В соответствии с ч. 1 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.

Взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении договора об оказании услуг связи, а также порядок и основания приостановления оказания услуг связи по договору и расторжения такого договора, особенности оказания услуг связи, права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи, форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи, порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи, ответственность сторон регламентируются Правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 44 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи").

Отношения между абонентом и оператором связи при оказании услуг связи по передаче данных урегулированы Правилами оказания услуг связи по передаче данных, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 N 32 (далее - Правила N 32).

Отношения между абонентом и оператором связи при оказании телематических услуг связи урегулированы Правилами оказания телематических услуг связи, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 10.09.2007 N 575 (далее - Правила N 575).

В соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что между оператором связи ОАО "Уралсвязьинформ" (в настоящее время ОАО "Ростелеком") и Коноваловым Валерием Викторовичем (Абонент) заключен договор об оказании услуг связи по передаче данных от 13.12.2007 N9987, в соответствии с которым оператор связи обязуется оказывать абоненту услуги по передаче данных (домашний интернет", а абонент обязуется оказывать эти услуги.

В соответствии с п.8.3 данного договора настоящий договор может быть расторгнут по заявлению абонента, а также по инициативе оператора в случае неустранения нарушения абонентом условий настоящего договора в течение 6 месяцев со дня получения уведомления в письменной форме.

В апреле 2011 года данный договор расторгнут оператором связи.

При этом, намерений и действий по отказу от услуг оператора связи и расторжению договора от 13.12.2007 N9987 абонентом Коноваловым В.В. не осуществлялось.

Также, в судебном заседании установлено, что процедуры приостановления в уставленном порядке оказания услуг связи Коновалову В.В. и уведомления об этом данного абонента ОАО "Уралтелеком" не производились.

Равно как и факт каких-либо нарушений абонентом Коноваловым В.В. требований, связанных с оказанием услуг по передаче данных и установленных Федеральным законом "О связи", Правилами и договором, установлен не был.

Данные обстоятельства ОАО "Ростелеком" не оспариваются.

Согласно лицензионным требованиям (п.5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N86473) лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Согласно п.п."а" п.31 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 N 32, оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю услуги связи по передаче данных в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором.

Федеральный закон от 07.07.2003 N126-ФЗ "О связи", а также Правила N32 предоставляют оператору связи право в одностороннем порядке расторгнуть договор об оказании услуг по передаче данных только в случае нарушения пользователем требований, установленных названными законом и правилами, (статья 44 Закона о связи, пункт 52 Правил N32 и только после соблюдения процедуры приостановления оказания услуг связи и уведомления об этом абонента.

Применительно к настоящему спору изложенное означает, что при отсутствии заявления от абонента, являющегося стороной договора, при отсутствии нарушений условий договора со стороны Коновалова В.В. и его намерений по отказу от услуг оператора связи, оператор связи - ОАО "Ростелеком" фактически в одностороннем порядке расторгнул договор оказания услуг телефонной связи с Коноваловым В.В. без каких-либо правовых оснований.

При таких обстоятельствах, исходя из совокупности имеющихся документов и фактически обстоятельств дела, суд полагает, что в указанных действиях ОАО "Ростелеком" имеется событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

Ссылки ОАО "Ростелеком" на то, что указанный договор был расторгнут на основании письменного заявления гражданина Коновалова И.В., судом не принимаются, поскольку указанный гражданин стороной договора от 13.12.2007 N9987 не являлся.

Далее, при оценке нарушения, связанного с нарушением оператором сроков подключения абонента к сети интернет по договору от 21.04.2011, суд исходит из следующего:

Как следует из материалов дела,21.04.2011 между Коноваловым В.В. и ОАО "Ростелеком" заключен договор на оказание телематических услуг, в соответствии с которым оператором связи осуществляется предоставление доступа к сети связи оператора связи, предоставление доступа к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет; приему и передаче телематических электронных сообщений.

Согласно п.8.1 указанного договора договор вступает в силу с даты его подписания.

Однако, услуги по указанному договору, как следует из материалов дела, стали оказываться абоненту лишь с 05.05.2011.

В судебном заседании представитель ОАО "Ростелеком" пояснил, что данные обстоятельства были вызваны повреждением абонентской линии.

Однако, указанные обстоятельства ничем не подтверждены, а кроме того, суд исходит из следующего:

Согласно п.26 Правил N575 оператор связи обязан оказывать абоненту и (или) пользователю телематические услуги связи в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящими Правилами, лицензией и договором;

Пунктами 18 и 19 Правил N 575 установлено, что оказание телематических услуг связи с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме. Для заключения договора с предоставлением доступа к сети передачи данных с использованием абонентской линии лицо, имеющее намерение заключить договор, подает оператору связи заявление о заключении договора. Оператор связи в срок, не превышающий 30 дней с даты регистрации заявления, осуществляет проверку наличия технической возможности для предоставления доступа к сети передачи данных. При ее наличии оператор связи заключает с заявителем договор.

Согласно пункту 2 Правил N 575 техническая возможность предоставления доступа к сети передачи данных - это одновременное наличие незадействованной монтированной емкости узла связи, в зоне действия которого запрашивается подключение пользовательского (оконечного) оборудования к сети передачи данных, и незадействованных линий связи, позволяющих сформировать абонентскую линию связи между узлом связи и пользовательским (оконечным) оборудованием.

Доказательств того, что это отсутствие технической возможности оказания телематических услуг связи не могло быть установлено до заключения с Коноваловым В.В. договора об оказании названных услуг (до 21.04.2011) Обществом в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что с учетом вышеуказанных норм и при фактическом заключении с абонентом договора 21.04.2011 техническая возможность по предоставлению услуг связи у оператора связи имелась, суд полагает, что в указанных действиях ОАО "Ростелеком" имеется событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.

В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Учитывая, что выдача лицензии означает возложение на лицензиата повышенных требований государства к определенному виду деятельности, выраженных в виде лицензионных требований и условий, излагаемых в Положениях о лицензировании или в условиях самой лицензии, ОАО "Ростелеком", получив лицензии на оказание услуг по передаче данных, на оказание телематических услуг связи, приняло на себя обязательства по соблюдению требований и условий, предъявленных к такой деятельности,

Доказательств того, что обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, суду не представлено.

Таким образом, учитывая, что факт административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела, учитывая, что процессуальных нарушений со стороны заявителя допущено не было, срок привлечения к административной ответственности не истек, учитывая также, что наказание должно соответствовать требованиям соразмерности, справедливости, закрепленным ст. 3.1 КоАП РФ, целям и охраняемым законным интересам, соответствовать характеру совершенного деяния, суд находит возможным применить к ОАО "Ростелеком" штраф в минимальном размере санкции, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, что составляет 30000 рублей.

При этом, судом учтено, что рассматриваемое правонарушение не является единичным. За совершение правонарушения, выразившегося в осуществлении предпринимательской деятельности по оказанию услуг связи с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), заинтересованное лицо привлекалось к административной ответственности по делу N А60-11779/2011, которым событие правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом установлено, вина общества доказана.

Указанные обстоятельства не позволяют суду квалифицировать правонарушение в качестве малозначительного. Данные обстоятельства также не позволяют применить меру ответственности как предупреждение, поскольку в силу ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения. В данном случае имеет место повторность нарушения.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается, в частности, повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса.

Руководствуясь ст. 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Заявленные Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Свердловской области (ИНН6659107821, расположенного по адресу: Свердловская область, г.Екатеринбург, ул.Азина, д.40-80) требования удовлетворить.

2. Привлечь открытое акционерное общество "Ростелеком" (ИНН 7707049388, расположенное по адресу: 191002, г.Санкт-Петербург, ул.Достоевского, д.15, адрес макрорегионального филиала: Свердловская область, г.Екатеринбург, ул.Московская, д.11 ) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 30000рублей.

Согласно ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:

Получатель: УФК по Свердловской области (Управление Роскомнадзора по Свердловской области),

БИК 046577001, счет N 40101810500000010010,

Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области г. Екатеринбург,

ИНН 6659107821, КПП 665901001, КБК 09611690040040000140, ОКАТО 65401000000.

Копию документа, свидетельствующего о добровольной уплате административного штрафа лицо, привлеченное к административной ответственности, должно представить суду.

3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

5. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.

судья  

С.О.Иванова