• по
Более 54000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Екатеринбурга


РЕШЕНИЕ

от 24 декабря 2010 года Дело N А60-15928/2010-СР


[Решением суда требования о признании недействующим (в части) нормативного правового акта оставлены без удовлетворения]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 17 декабря 2010 года

Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2010 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего Ю.А.Куричева, судей Ю.К. Киселёва, Гаврюшина О.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Мякишевым В.В. рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению заместителя прокурора Свердловской области к Областной Думе Законодательного Собрания Свердловской области о признании недействующим (в части) нормативного правового акта,

3 лицо: Губернатор Свердловской области.

при участии в судебном заседании:

от заявителя: И.А. Яременко, прокурор отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле, удостоверение ТО N 085368;

от заинтересованного лица: Шахматов В.В., представитель по доверенности от 14.04.2010г., удостоверение N 99

от третьего лица: Строганов А.Н., удостоверение N 79, представитель по доверенности N 02-09-5775 от 19.08.2010г

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Заместитель прокурора Свердловской области обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Областной Думе Законодательного Собрания Свердловской области о признании недействующими пп.1 п.2 ст.2 (раздел 1 Перечня) полностью и пп.3 п.2 ст.2 Областного закона от 25.09.1995 N 20-ОЗ "О перечне объектов государственной собственности Свердловской области, не подлежащих отчуждению" в части слов "и недвижимым имуществом, и объекты государственной собственности Свердловской области, закрепленные на праве хозяйственного ведения за государственными предприятиями Свердловской области, являющиеся недвижимым имуществом" (раздел 3 Перечня) как не соответствующие Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Определением Арбитражного суда Свердловской области от 29 июня 2010 года производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью настоящего дела арбитражному суду.

Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 октября 2010 г. определение Арбитражного суда Свердловской области от 29.06.2010 по делу N А60-15928/2010-С6 отменено. Основанием для отмены определения является рассмотрение дела арбитражным судом в незаконном составе (п. 1 ч. 4 ст. 288 АПК РФ). Дело передано на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.

При новом рассмотрении суд установил:

Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области 21.07.1995 принят Областной закон N 20-ОЗ "О перечне объектов государственной собственности Свердловской области, не подлежащих отчуждению (далее - Закон N 20-ОЗ). Данный Закон опубликован в "Областной газете" от 03.10.1995 N 106.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Закона N 20-ОЗ в Перечень объектов государственной собственности Свердловской области, не подлежащих отчуждению (далее - Перечень), включены объекты государственной собственности Свердловской области, имеющие особо важное историческое, культурное, социальное или экономическое значение, в том числе:

1) объекты государственной собственности Свердловской области, относящиеся к государственной казне Свердловской области (раздел 1 Перечня);

2) объекты государственной собственности Свердловской области, закрепленные на праве оперативного управления за областными государственными учреждениями (раздел 2 Перечня);

3) объекты государственной собственности Свердловской области, принадлежащие государственным унитарным предприятиям Свердловской области, а именно объекты государственной собственности Свердловской области, закрепленные на праве оперативного управления за казенными предприятиями Свердловской области, являющиеся движимым и недвижимым имуществом, и объекты государственной собственности Свердловской области, закрепленные на праве хозяйственного ведения за государственными предприятиями Свердловской области, являющиеся недвижимым имуществом (раздел 3 Перечня).

Полагая, что вышеуказанные положения, а именно: пп.1 п.2 ст.2 полностью и пп.3. п.2 ст.2 в части слов "и недвижимым имуществом, и объекты государственной собственности Свердловской области, закрепленные на праве хозяйственного ведения за государственными предприятиями Свердловской области, являющиеся недвижимым имуществом" Закона N 20-ОЗ противоречат Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и нарушают права субъектов малого и среднего предпринимательства, заместитель прокурора Свердловской области обратился с соответствующим заявлением в суд в защиту публичных интересов

В обоснование своих требований, заявитель указывает на то обстоятельство, что наличие вышеуказанных разделов Перечней фактически препятствует реализации преимущественных прав субъектов малого предпринимательства, предусмотренных Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ.

Изучив материалы дела, заслушав доводы и пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению на основании следующего.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации нормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействующим.

В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт. Арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании нормативного правового акта, и проверяет оспариваемое положение в полном объеме (ч. 4 и 5 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч.4 ст. 76 Конституции Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с пунктом "б" части первой статьи 5 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ) законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

В соответствии со ст. 26.12 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно управляют и распоряжаются имуществом, находящимся в собственности субъекта Российской Федерации, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также в соответствии с конституцией (уставом), законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 6 октября 1999 года "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ) установлено, что порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации должен устанавливаться законом субъекта Российской Федерации (подпункт "ж" пункта 2 статьи 5).

Таким образом, Областной закон N 20-ОЗ от 21.07.1995 "О перечне объектов государственной собственности Свердловской области, не подлежащих отчуждению" принят в пределах полномочий законодательного органа субъекта Российской Федерации.

При этом суд отмечает, что Областной закон N 20-ОЗ "О перечне объектов государственной собственности Свердловской области, не подлежащих отчуждению" по отраслевому признаку не регулирует отношения, связанные с субъектами малого предпринимательства, а направлен на сохранение объектов Свердловской области, имеющих особо важное историческое, культурное, социальное или экономическое значение.

Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ в совокупности с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" напротив направлен на поддержку субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, указанные законы регулируют различные сферы общественных отношений, а нормативно правовой акт не может быть признан недействующим по тому основанию, что не соответствует требованиям Федерального закона, регулирующего иные отношения, к которым этот правовой акт применяется на практике.

Перечень, указанный в Законе N 20-ОЗ не направлен на ограничение прав субъектов малого предпринимательства, предусмотренных Федеральным законом от 22.07.2008 N 159-ФЗ и рассматривать наличие данного Перечня как дополнительное препятствие для реализации субъектами малого предпринимательства преимущественного права на приватизацию нельзя.

Более того, ссылка заявителя на то обстоятельство, что существование Перечня объектов государственной собственности Свердловской области, не подлежащих отчуждению, нарушает права субъектов малого и среднего предпринимательства, поскольку нахождение в указанном перечне объекта государственной собственности свидетельствует о невозможности его отчуждения судом не принимается в силу следующего.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 4 Закона Свердловской области от 25 сентября 1995 года N 20-03 "О перечне объектов государственной собственности Свердловской области, не подлежащих отчуждению" изменение Перечня осуществляется путем внесения в него изменений и дополнений в случаях необходимости исключения из Перечня объектов государственной собственности Свердловской области.

Механизм исключения из Перечня объектов недвижимого имущества полностью регламентирован статьями 5 и 6 указанного Закона Свердловской области: определены субъекты, которые вносят в Правительство Свердловской области свои предложения об изменении Перечня. При этом учитываются и поступившие обращения организаций и граждан.

Постановлением Правительства Свердловской области от 14.10.2009 г. N 1197-ПП утверждено Положение о порядке и сроках предварительного рассмотрения предложений об изменении Перечня объектов государственной собственности Свердловской области, не подлежащих отчуждению.

Таким образом, возможность исключения из Перечня объектов государственной собственности Свердловской области не подлежащих отчуждению, в том числе по обстоятельствам указанным в части второй статьи 9 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена, и не нарушает прав субъектов малого и среднего предпринимательства.

Учитывая изложенное, суд считает, что в удовлетворении заявления заместителя прокурора Свердловской области о признании недействующими подпункта 1 пункта 2 статьи 2 полностью и подпункта 3 пункта 2 статьи 2 Закона Свердловской области от 25 сентября 1995 года N 20-03 "О перечне объектов государственной собственности Свердловской области, не подлежащих отчуждению" в части слов "и недвижимым имуществом, и объекты государственной собственности Свердловской области, закрепленные на праве хозяйственного ведения за государственными предприятиями Свердловской области, являющиеся недвижимым имуществом" следует отказать.

Руководствуясь ст. 110, 167-170,195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Заявление заместителя прокурора Свердловской области о признании недействующими подпункта 1 пункта 2 статьи 2 полностью и подпункта 3 пункта 2 статьи 2 Закона Свердловской области от 25 сентября 1995 года N 20-03 "О перечне объектов государственной собственности Свердловской области, не подлежащих отчуждению" в части слов "и недвижимым имуществом, и объекты государственной собственности Свердловской области, закрепленные на праве хозяйственного ведения за государственными предприятиями Свердловской области, являющиеся недвижимым имуществом" оставить без удовлетворения.

Признать подпункт 1 пункта 2 статьи 2 полностью и подпункт 3 пункта 2 статьи 2 Закона Свердловской области от 25 сентября 1995 года N 20-03 "О перечне объектов государственной собственности Свердловской области, не подлежащих отчуждению" в части слов "и недвижимым имуществом, и объекты государственной собственности Свердловской области, закрепленные на праве хозяйственного ведения за государственными предприятиями Свердловской области, являющиеся недвижимым имуществом" соответствующими Федеральному закону от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральному закону Российской Федерации от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральному закону от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

2. Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.

3. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Ю.А.Куричев

Судьи

Ю.К. Киселёв

О.В. Гаврюшин

Номер документа: А60-15928/2010-СР
Принявший орган: Арбитражный суд Свердловской области
Дата принятия: 24 декабря 2010

Поиск в тексте