АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Екатеринбурга


РЕШЕНИЕ

от 17 декабря 2010 года Дело N А60-27026/2010-С5


[Решением суда требования о возврате суммы повторно взысканного административного штрафа подлежат удовлетворению]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 10 декабря 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 17 декабря 2010 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи П.Н.Киреева, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.О.Игошиной, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью "Кругозор"

к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга

о возврате суммы повторно взысканного административного штрафа.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Екатеринбургский специализированный отдел по взысканию административных штрафов УФССП по Свердловской области, Инспекция ФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга.

В судебном заседании участвовали:

от заявителя: Н.Л.Первухина, директор, протокол от 01.10.2007 N 2;

от заинтересованного лица: И.Ф.Щеголева, доверенность от 11.01.2010;

от третьего лица - ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Екатеринбурга: А.В.Чиков, доверенность от 29.12.2009 N 09-02.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельное требование относительно предмета спора, - Екатеринбургский специализированный отдел по взысканию административных штрафов УФССП по Свердловской области, в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения заявления извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

На основании ст. 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено. По ходатайству представителя заинтересованного лица к материалам дела приобщена копия доверенности от 11.01.2010. Других заявлений и ходатайств не поступило.

Общество с ограниченной ответственностью "Кругозор" обратилось в арбитражный суд с заявлением к инспекции ФНС России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга о возврате суммы административного штрафа, повторно взысканного Екатеринбургским специализированным отделом по взысканию административных штрафов УФССП по Свердловской области на основании постановления по делу об административном правонарушении от 21.05.2007 N 05-07/1326.

Заинтересованное лицо подтвердило, что помимо уплаты заявителем административного штрафа в добровольном порядке, сумма штрафа была взыскана с него в принудительном порядке через УФССП по Свердловской области, при этом сумма штрафа, взысканная в принудительном порядке судебным приставом-исполнителем, на лицевой счет заинтересованного лица не поступала.

Екатеринбургский специализированный отдел по взысканию административных штрафов УФССП по Свердловской области в отзыве указал, что списанная со счета заявителя денежная сумма поступила на депозитный счет отдела и платежным поручением от 28.09.2007 N 259 перечислена на лицевой счет ИФНС РФ по Октябрьскому району г. Екатеринбурга.

Третье лицо - ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга подтвердило факт поступления денежных средств, перечисленных на его лицевой счет Екатеринбургским специализированным отделом по взысканию административных штрафов УФССП по Свердловской области по платежному поручению от 28.09.2007 N259.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил:

Заинтересованным лицом 21.05.2007 вынесено постановление N05-07/1326, которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 30000 руб.

Общество уплатило штраф в добровольном порядке путем перечисления денежных средств в сумме 30000 руб., что подтверждается платежным поручением от 31.07.2007 N 503.

В соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя А.А.Микушиной от 11.09.2007 N 48110/7/07 на основании платежных ордеров от 13.09.2007 N 1, от 17.09.2007 N 2 с расчетного счета ООО "Кругозор" были списаны денежные средства на общую сумму 32100 руб. В назначении платежа в данных платежных документах указано - списание денежных средств по постановлению 05-07/1326 от 21.05.2007 по делу об административном правонарушении о назначении административного наказания ИФНС РФ по Железнодорожному району и исполнительского сбора.

В связи с тем, что административный штраф в сумме 30000 руб. был уплачен дважды, ООО "Кругозор" обратилось к заинтересованному лицу с заявлениями о возврате, зачете платежей из бюджета на его расчетный счет.

Решениями от 22.01.2010 N 61, от 17.02.2010 N 281 заявителю было отказано в осуществлении возврата, зачета. Основанием для отказа послужил вывод заинтересованного лица о том, что денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации как средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, относятся к неналоговым доходам бюджетов. В связи с чем положения ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации к указанным платежам не применимы.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив фактические обстоятельства, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению исходя из следующего.

Основания и порядок возврата административных штрафов, поступивших в федеральный бюджет и подлежащих возврату, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) не регламентирован, однако эти положения предусмотрены Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратором доходов бюджета является орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Таким образом, в рамках бюджетного процесса администратор доходов бюджета обладает полномочиями по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов.

В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент уплаты и взыскания административного штрафа) основные источники доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации закреплены согласно приложению 11.1 к указанному Федеральному закону за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации, осуществляющими в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

Так, администратором денежных взысканий (штрафов) за административные правонарушения в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции указана Федеральная налоговая служба под кодом 18211608000010000140.

Как следует из материалов дела, заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Статьей 14.16 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе.

На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что поскольку излишне уплаченный заявителем административный штраф наложен на него за нарушение законодательства в области государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей продукции, то органом, обязанным принять решение о возврате суммы этого штрафа, является территориальный орган Федеральной налоговой службы.

Вместе с тем в той части регулирования процедуры осуществления возврата (зачета) излишне уплаченной (взысканной) в бюджет суммы административного штрафа, которая не предусмотрена бюджетным законодательством, в силу ч. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возможно применение ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Учитывая то обстоятельство, что ООО "Кругозор" (ИНН 6659131454) состоит на учете в инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга, а также принимая во внимание, что заинтересованное лицо факт излишней уплаты административного штрафа по постановлению от 21.05.2007 N 05-07/1326 не оспаривает, суд приходит к выводу, что требования заявителя о возврате повторно взысканного административного штрафа в сумме 30000 руб. следует удовлетворить.

В порядке распределения судебных расходов на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, уплаченная заявителем при подаче заявления по квитанции Сбербанка России от 18.08.2010 в сумме 2000 руб. 00 коп, подлежит взысканию с заинтересованного лица в пользу заявителя.

Руководствуясь ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Кругозор" требования удовлетворить.

2. Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга возвратить сумму повторно взысканного по постановлению N 05-07/1326 административного штрафа в размере 30000 (тридцать тысяч) руб. 00 коп.

3. Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы России по Железнодорожному району г. Екатеринбурга (ИНН 6659013130, ОГРН 1046603171757, место нахождения: 620107, г. Екатеринбург, ул. Стрелочников, 41) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Кругозор" (ИНН 6659131454) в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 2000 (две тысячи) руб. 00 коп.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

 судья      

П.Н.Киреев