АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Екатеринбурга


РЕШЕНИЕ

от 10 декабря 2010 года Дело N А60-29216/2010-С8


[Решением суда требования о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченных налогов, и обязании налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем принятия решения в 5-тидневный срок решения о возврате обществу излишне уплаченных налогов частично подлежат удовлетворению]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 07 декабря 2010 года

Полный текст решения изготовлен 10 декабря 2010 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Е.А.Кравцовой при ведении протокола судебного заседания помощника судьи З.А. Ердуковой рассмотрел в судебном заседании дело

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Транс-Екатеринбург" (ОГРН 1046602653602)

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Екатеринбурга

о признании ненормативного правового акта недействительным

при участии в судебном заседании

от заявителя: И.С. Кудашкина, конкурсный управляющий, паспорт,

от заинтересованного лица: М.В. Карпенко, представитель по доверенности N 20.05.2010 года.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "Транс-Екатеринбург" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области (далее - общество, налогоплательщик, заявитель) с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Екатеринбурга (далее - налоговый орган, заинтересованное лицо) N2282/2286 от 11.05.2010 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченных налогов, и обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем принятия решения в 5-тидневный срок решения о возврате обществу излишне уплаченных налогов в сумме 396 724 руб., а именно

- налога на прибыль, зачисляемого в бюджет РФ в сумме 58 596 руб. 00 коп.,

- налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в сумме 157 756 руб. 00 коп.,

- налога на добавленную стоимость в сумме 126 880 руб. 00 коп.,

- налога на имущество организаций в сумме 1 125 руб. 00 коп.,

- единого социального налога, зачисляемого в бюджет ФСС РФ, в сумме 52 367 руб.

Заинтересованное лицо заявленные требования не признает, в обоснование возражений представлен отзыв.

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснений представителей, арбитражный суд установил:

Согласно справке N 6489 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 14.04.2010 года, полученной в налоговом органе заявителем, в отношении которого открыто конкурсное производство решением Арбитражного суда Свердловской области 30.06.2010 года дело N А60-1081/2010-С11, за обществом числятся следующие переплаты:

- по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет РФ в сумме 58 596 руб. 00 коп.,

-по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, в сумме 157 756 руб. 00 коп.,

- по налогу на добавленную стоимость в сумме 126 880 руб. 00 коп.,

- по налогу на имущество организаций в сумме 1 125 руб. 00 коп.,

-по единому социальному налогу, зачисляемому в бюджет ФСС РФ, в сумме 52 367 руб.

Налогоплательщик 27.04.2010 года обратился в налоговый орган с заявлением о возврате вышеуказанных сумм налогов.

Решением N 2282/2286 от 11.05.2010 налоговым органом отказано в осуществлении данного возврата. Отказ был мотивирован тем, что "по результатам камеральной проверки подтверждены начисления по налогу на прибыль, налогу на имущество, налогу на добавленную стоимость (в том числе неверно исчислен налог за 6 месяце 2008 года)". Кроме того, как указано в решении налогового органа, "п. 5 заявления не может быть исполнен, так как заявление подано по истечении 3-х лет со дня уплаты указанной сумме".

Не согласившись с данным решением, общество обратилось в суд с вышеуказанными требованиями.

Согласно ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия такого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт.

Учитывая положения названной нормы, а также недостаточность мотивировки оспариваемого решения налогового органа, суд неоднократно обязывал заинтересованное лицо представить данные о периоде и способе образования спорных переплат для целей правильного рассмотрения настоящего спора.

Налоговым органом представлены отзыв, дополнение к нему, а также документы, которые приобщены судом к материалам дела.

Рассмотрев спор с учетом заявленных возражений налогового органа, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК) возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Решение о возврате суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Как уже было указано, по данным налогового органа на 14.04.2010 года у заявителя числится переплата по налогу на прибыль в сумме 216 352 руб., в том числе 58 596 руб. в бюджет РФ, 157 756 руб. в бюджет субъекта РФ. Исходя из пояснений налогового органа, данная переплата возникла в связи ошибочным заполнением налогоплательщиком налоговых деклараций по налогу на прибыль за 9 месяцев 2006 года, 6 месяцев 2008 года.

Между тем в установленные законом сроки заинтересованным лицом камеральные проверки данных деклараций проведены не были. Соответствующие проверки начаты заинтересованным лицом после возбуждения производства по настоящему делу, акты камеральных проверок деклараций за 9 месяцев 2006 года, 6 месяцев 2008 года составлены налоговым только 23.09.2010 года, решения вынесены 03.11.2010 года.

Результаты данных проверок судом для целей определения размера переплаты по налогу на прибыль судом во внимание не принимаются в связи со следующим. Срок проведения камеральной проверки, установленный ст. 87 НК РФ, не является пресекательным. В то же время по смыслу ст. 45,46,47,87 НК РФ решение по итогам камеральной проверки, вынесенное за пределами сроков на принудительное взыскание налогов, не может считаться легитимным.

В целях установления такого обстоятельства как соблюдение налогоплательщиком срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ для обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы, судом исследовался вопрос о периоде образования переплаты по налогу на прибыль.

Исследовав карточки лицевого счета, материалы дела, а также доводы сторон в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу о невозможности с достоверностью определения периода образования переплаты, как и оснований ее образования.

При этом налогоплательщиком приобщены в материалы дела платежные поручения, на основании которых уплачивался налог на прибыль в бюджет, включая период после 27.04.2007 года (три года до обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных налоговых платежей).

Таким образом, учитывая, что бесспорных доказательств, свидетельствующих о пропуске налогоплательщиком трехлетнего срока на подачу заявлений в налоговый орган о возврате излишне уплаченных сумм налога и пени, материалы дела не содержат, суд полагает, что оспариваемое решение налогового органа в рассматриваемой части является незаконным и подлежит отмене.

Как следует из пояснений налогового органа, переплата по налогу на добавленную стоимость в сумме 126 880 руб. 00 коп. образовалась следующим образом: данная сумма исчислена к уплате по декларации за 1 квартал 2007 года и уплачена обществом в бюджет 27.07.2007 года, затем налогоплательщиком была представлена уточненная декларация к уменьшению на сумму 126 880 руб.

Переплата по налогу на имущество в сумме 1125 руб. возникла также в связи с уточнением (уменьшением) налоговых обязательств 1 квартал 2008 года путем представления уточненной налоговой декларации, которая также не прошла камеральную налоговую проверку.

Доводы заинтересованного лица о фактическом отсутствии данных переплат в связи с неправомерным уменьшением налоговых обязательств, судом отклонены. Камеральные проверки уточненных налоговых деклараций налоговым органом не проводились, факты неправомерного уменьшения не установлены.

Учитывая изложенное, а также соблюдение налогоплательщиком срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ, суд пришел к выводу о правомерности рассматриваемой части требований заявителя.

Что касается сумм единого социального налога, то, исходя и карточек лицевого счета, переплата по нему возникла следующим образом: в сумме 20 267 руб. 03 коп. в связи с излишней уплатой в бюджет в период с 2005-2006 г., а также в сумме 32 099 руб. 97 коп. как расходы на цели государственного страхования ( п. 2 ст. 243 НК РФ) за период после 27.04.2007 года (три года до обращения в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных налоговых платежей). Данные обстоятельства не оспариваются ни налоговым органом, ни налогоплательщиком.

Как уже было указано, заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Соответственно на момент обращения общества в налоговый орган с вышеуказанным заявлением, рассматриваемый срок им был пропущен в отношении ЕСН в сумме 20 267 руб. Оснований для признания недействительным решения налогового органа в данной части у суда не имеется.

Относительно 32 099 руб. 97 коп., выплаченных обществом на цели государственного социального страхования, суд полагает, что решение налогового органа в данной части подлежит отмене. Довод заинтересованного лица о том, что возврат данных сумм должен осуществлять орган ФСС, не основан на законе.

Согласно ч. 4 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при вынесении решения о признании недействительным ненормативного правового акта суд указывает на обязанность соответствующего государственного органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

На основании данного положения суд полагает необходимым указать в резолютивной части решения по настоящему делу на обязанность налогового органа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем возврата заявителю вышеуказанных сумм налоговых платежей.

Оснований для распределения судебных расходов по настоящему делу не имеется, учитывая наличие отсрочки у заявителя по уплате государственной пошлины по настоящему делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Заявленные требования удовлетворить частично.

2. Признать незаконным решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Екатеринбурга N 2282/2286 от 11.05.2010 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченных налогов в части отказа в возврате налога на прибыль, зачисляемого в бюджет РФ в сумме 58 596 руб. 00 коп., налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в сумме 157 756 руб. 00 коп., налога на добавленную стоимость в сумме 126 880 руб. 00 коп., налога на имущество организаций в сумме 1 125 руб. 00 коп., единого социального налога в сумме 32 099 руб. 97 коп.

Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Екатеринбурга устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Транс-Екатеринбург" (ОГРН 1046602653602) путем возврата излишне уплаченных налога на прибыль, зачисляемого в бюджет РФ в сумме 58 596 руб. 00 коп., налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ, в сумме 157 756 руб. 00 коп., налога на добавленную стоимость в сумме 126 880 руб. 00 коп., налога на имущество организаций в сумме 1 125 руб. 00 коп., единого социального налога, зачисляемого в бюджет ФСС РФ, в сумме 32 099 руб. 97 коп.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

судья

Е.А.Кравцова