АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Екатеринбурга


РЕШЕНИЕ

от 24 декабря 2010 года Дело N А60-35362/2010-С6


[Решением суда в удовлетворении требований о признании недействующим Решения Думы городского округа Красноуральск от 30.08.2010 N533 "О внесении изменений в решение Думы городского округа Красноуральск N412 от 13.11.2009 "Об установлении ставок платы за жилое помещение и порядке оплаты за коммунальные услуги, оказываемые населению городского округа Красноуральск на 2010 год" в части пп. 1 п. 1, п. 2, п. 3 отказано]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 20 декабря 2010 года.

Полный текст решения изготовлен 24 декабря 2010 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Л.В. Колосовой, судьей В.В. Окуловой, Н.Н. Присухиной, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи П.Е. Ерофеевой, рассмотрел дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арсенал"

к Думе городского округа Красноуральск

третье лицо - РЭК Свердловской области

о признании недействующим нормативного правового акта

при участии в заседании:

Заявитель и третье лицо о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда, представители в судебное заседание не явились. На основании ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие заявителя и третьего лица.

от заинтересованного лица - Т.Ю. Курбатова, главный специалист, доверенность N717 от 08.11.2010; Е.В. Бойко, ведущий специалист, доверенность N717а от 08.11.2010.

Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "Арсенал" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействующим Решения Думы городского округа Красноуральск от 30.08.2010 N533 "О внесении изменений в решение Думы городского округа Красноуральск N412 от 13.11.2009 "Об установлении ставок платы за жилое помещение и порядке оплаты за коммунальные услуги, оказываемые населению городского округа Красноуральск на 2010 год" в части пп. 1 п. 1, п. 2, п. 3.

Ходатайство заявителя об отложении судебного заседания судом отклонено, поскольку уважительных причин для удовлетворения данного ходатайства не имеется.

Заинтересованное лицо и третье лицо возражают по заявленным требованиям по мотивам, изложенным в отзывах.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заинтересованного лица, суд

установил:

13.11.2009 решением Думы городского округа Красноуральск N412

"Об установлении ставок платы за жилое помещение и порядке оплаты за коммунальные услуги, оказываемые населению городского округа Красноуральск на 2010 год" были утверждены и введены в действие с 01 января 2010 года размер платы за пользование жилым помещением; размер платы за капитальный ремонт жилого фонда; размер платы за содержание и ремонт жилья.

Названным решением с 01 января 2010 года на территории городского округа Красноуральск был установлен размер ставки платы за вывоз твердых бытовых отходов в размере 1,76 рублей/кв. метр (с НДС).

30.08.2010 Думой городского округа Красноуральск принято Решение N533 "О внесении изменений в решение Думы городского округа Красноуральск N412 от 13.11.2009 "Об установлении ставок платы за жилое помещение и порядке оплаты за коммунальные услуги, оказываемые населению городского округа Красноуральск на 2010 год", опубликованное 02.09.2010 в газете "Красноуральский рабочий".

Названное Решение было принято в связи с выявлением несоответствия размера платы за содержание помещения фактическому индексу изменения размера платы за жилое помещение, установленному Постановлением РЭК Свердловской области от 30.09.2009 N 123-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2010 год".

Считая, что пп. 1 п. 1, п. 2, п. 3 Решения N533 являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью "Арсенал", заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.

Из пункта 1 оспариваемого Решения Думы городского округа Красноуральск N533 от 30.08.2010 следует, что подпункт 1.1. Приложения N 3 "Размер платы за содержание и ремонт жилья с учетом технической оснащенности, степени износа жилого фонда для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом" изложен в новой редакции, согласно которой размер платы за содержание и ремонт жилого помещения включает в себя ставку платы за вывозку твердых бытовых отходов, включающая в себя утилизацию ТБО (без платы за размещение отходов производства и потребления) - 1,21 руб./кв.метр (с НДС).

Пунктом 2 Решения N533 от 30.08.2010 предусмотрено, что хозяйствующим субъектам, производящим начисление платежей гражданам за жилое помещение, произвести перерасчет за содержание и ремонт жилья с 1 января 2010 года. Сведения о произведенных перерасчетах представить в администрацию городского округа Красноуральск.

Пункт 3 Решения предусматривает, что решение вступает в силу с момента его официального опубликования и распространяется на отношения, возникшие с 01 января 2010 года.

По мнению заявителя, Дума городского округа Красноуральск имеет право на регулирование тарифов лишь на услуги по утилизации твердых бытовых отходов, регулирование платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов в компетенцию Думы городского округа в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации не входит. Кроме того, общество полагает, что в нарушение ст. ст. 13, 14 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства" N 210-ФЗ от 30.12.2004 тариф пересмотрен досрочно (ранее одного года), и введен в действие не по истечении месяца после его установления, а с 01.01.2010.

Суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. В городском округе Красноуральск имеется жилой фонд, отнесенный к муниципальной собственности.

Согласно ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение как для нанимателя жилого помещения так и для собственника жилого помещения включается плата за содержание и ремонт жилого помещения, а для нанимателя еще и плата за пользование жилым помещением.

Пунктом 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491, установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

Таким образом, услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения.

На основании ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.

Из изложенного следует, что установление размера платы за содержание (включающее плату за сбор и вывоз твердых бытовых отходов) жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, а также жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Таким образом, пункт 1 оспариваемого Решения Думы городского округа Красноуральск N533 от 30.08.2010, изменяющий редакцию подпункта 1.1. Приложения N 3 "Размер платы за содержание и ремонт жилья с учетом технической оснащенности, степени износа жилого фонда для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом" в части размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающей в себя ставку платы за вывоз твердых бытовых отходов, принят в пределах предоставленных жилищным законодательством органу местного самоуправления полномочий.

Ссылка заявителя на то, что в г. Красноуральске имеются управляющие компании, граждане приняли решение о выборе способа управления многоквартирными домами, а соответственно, Дума городского округа не имеет права устанавливать размер платы за названные жилые помещения (в том числе ставки платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов) судом отклоняется, поскольку оспариваемым в части нормативным актом изменен размер платы за содержание и ремонт жилья с учетом технической оснащенности, степени износа жилого фонда только для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Оспариваемое в части Решение Думы городского округа не распространяется на установление размера платы за содержание и ремонт жилых домов, где граждане приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом (Управляющая компания или ТСЖ).

Отклоняются судом также доводы заявителя о несоответствии пунктов 2, 3 оспариваемого Решения положениям ст. ст. 13, 14 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства" N 210-ФЗ от 30.12.2004.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 31.12.2004 N210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" регулированию подлежат тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Установление тарифов на утилизацию твердых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса производится органом местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок к тарифам.

Таким образом, Федеральный закон N210-ФЗ не регулирует правоотношения в сфере установления ставок платы за жилое помещение, занимаемое по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений в многоквартирных домах, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом.

Соответственно, положения ст. ст. 13, 14 Федерального закона "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства" N 210-ФЗ от 30.12.2004 на спорные правоотношения не распространяются.

Суд также отмечает следующее.

Статьей 6 Федерального закона от 26.12.2005 N184-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и некоторые законодательные акты РФ" установлено, что размер платы граждан за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не реализовано, и размер платы граждан за коммунальные услуги, предусмотренные ст.ст. 156 и 157 Жилищного кодекса РФ, должны соответствовать предельным минимальным и (или) максимальным индексам, устанавливаемым в соответствии с данной статьей. Предельные минимальные и (или) максимальные индексы устанавливаются по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, и выражаются в процентах минимально и (или) максимально возможного изменения размера платы граждан за жилое помещение и размера платы граждан за коммунальные услуги, действующих на конец текущего финансового года, которые устанавливаются при неизменном наборе и объеме потребляемых услуг. В случае если размер платы граждан за жилое помещение превышает предельный индекс, размер платы граждан должен быть приведен в соответствие в указанным индексом в течение одного календарного месяца с даты вступления в силу решения органа исполнительной власти субъекта РФ об установлении указанных индексов.

Оспариваемое в части решение принято в целях приведения размера платы граждан за жилое помещение в соответствие с предельным индексам размера платы граждан, установленным Постановлением Региональной энергетической комиссии от 30.09.2009 N123-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за жилое помещение и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2010 год" для городского округа Красноуральск.

Учитывая изложенное, оснований считать оспариваемые пункты Решения не соответствующими Жилищному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального хозяйства" N 210-ФЗ от 30.12.2004 у суда не имеется.

В соответствии со ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта недействующим является совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушение оспариваемым нормативным актом прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконное возложение обязанностей или создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Материалами дела не подтверждается, что оспариваемый нормативный акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, либо создает ему препятствия в сфере предпринимательской деятельности.

При таких обстоятельствах требования заявителя о признании недействующим нормативного правового акта в части, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Арсенал" отказать.

Признать решение Думы городского округа Красноуральск от 30.08.2010 N533 "О внесении изменений в решение Думы городского округа Красноуральск N412 от 13.11.2009 "Об установлении ставок платы за жилое помещение и порядке оплаты за коммунальные услуги, оказываемые населению городского округа Красноуральск на 2010 год" в части пп. 1 п. 1, п. 2, п. 3, соответствующим Жилищному кодексу Российской Федерации.

Решение по делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.

В случае обжалования решения в порядке кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий

Л.В. Колосова

Судьи

В.В. Окулова

Н.Н. Присухина