АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

г. Екатеринбурга


РЕШЕНИЕ

от 13 декабря 2010 года Дело N А60-36907/2010-С8


[Решением суда требования о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга об отказе во внесении записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией подлежат удовлетворению]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 09 декабря 2010 года

Полный текст решения изготовлен 13 декабря 2010 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.Ф.Савиной при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания О.И.Байдюк рассмотрел в судебном заседании дело NА60-36907/2010-С 8 по заявлению

общества с ограниченной ответственностью "Огнеупор"

к ИФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга

о признании недействительным решения ИФНС от 30.09.10 г. N8159,

при участии в судебном заседании

от заявителя: А.В.Лившиц, представитель по доверенности от 01.12.2010, после перерыва, он же и Е.Б.Бабичева, представитель по доверенности от 01.12.2010,

от заинтересованного лица: представитель не явился до и после перерыва о времени и месте рассмотрения заявления извещен надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

В судебном заседании 07.12.2010 объявлен перерыв до 09.12.2010 до 9 час. 00 мин. После перерыва заседание продолжено.

ООО "Огнеупор" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга N 8159 от 30.09.2010 года об отказе во внесении записи о прекращении деятельности юридического лица в связи с ликвидацией.

Заинтересованное лицо свои возражения изложило в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

29 апреля 2010 года единственным участником общества с ограниченной ответственностью "Огнеупор" принято решение о ликвидации общества. Ликвидатором определена Веретенникова Оксана Леонидовна.

Публикация о ликвидации заявителя размещена в журнале "Вестник государственной регистрации" от 09.06.2010 г. N22(278) с указанием на то, что требования кредиторов общества могут быть предъявлены в течение двух месяцев с даты выхода публикации.

Регистрирующий орган уведомлен о принятии решения о ликвидации и о назначении ликвидатора, в связи с чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесены соответствующие записи о принятии решения о ликвидации и о назначении ликвидатора юридического лица.

17 августа 2010 г. обществом утвержден промежуточный ликвидационный баланс, который представлен в инспекцию. 02.09.2010 г. в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о составлении промежуточного ликвидационного баланса, выдано соответствующее свидетельство 18 августа 2010 года единственный участник утвердил ликвидационный баланс юридического лица.

Ликвидатором 23 сентября 2010 года в инспекцию Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г.Екатеринбурга направлено заявление о государственной регистрации по форме N Р16001 в связи с ликвидацией заявителя. К заявлению были приложены: решение N 5 от 18.08.2010 об утверждении ликвидационного баланса, ликвидационный баланс, справка из Пенсионного фонда от 14.09.2010, публикация в Вестнике государственной регистрации о ликвидации общества и квитанция об уплате государственной пошлины.

Решением ИФНС России по Чкаловскому району г.Екатеринбурга от 30.09.2010 года обществу отказано в государственной регистрации ликвидации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08.08.2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц".

Как следует из решения, основанием для отказа в регистрации явился тот факт, что в представленном 23.09.2010 г. комплекте документов содержатся недостоверные сведения, в связи с этим у регистрирующего органа нет возможности определить достоверность представленной информации, исходя из чего вынесено решение об отказе в регистрации.

Считая указанное решение налогового органа незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением об его оспаривании.

Ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.

Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Аналогичные положения содержатся в п. 6 ст. 22 Закона о государственной регистрации.

В соответствии со ст. 1 Закона о государственной регистрации, настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.

Общий порядок государственной регистрации юридических лиц в связи с ликвидацией установлен ст. 20-22 указанного Федерального закона.

Статьей 21 Закона о государственной регистрации предусмотрен перечень документов, представляемых ликвидационной комиссией (ликвидатором) в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации при ликвидации юридического лица, который в силу ч. 4 ст. 9 этого же Закона является исчерпывающим.

Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и(или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; ликвидационный баланс; документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации отказ в государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией допускается в случае непредставления определенных Законом необходимых для государственной регистрации документов, к числу которых согласно п. 1 ст. 21 Закона относятся подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с подпунктами 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Судом установлено, материалами дела подтверждается и сторонами по существу не оспаривается, что заявителем соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный ст. 63 ГК РФ, в регистрирующий орган представлены документы, предусмотренные ст. 21 Закона о государственной регистрации, в том числе ликвидационный баланс, в связи с чем отсутствуют основания для отказа в регистрации ликвидации общества.

Доводы инспекции о том, что в представленном для регистрации ликвидационном балансе отражены недостоверные сведения, судом отклоняются исходя из следующего.

В судебном заседании представитель инспекции пояснил, что вывод о недостоверности ликвидационного баланса основан на том, что при проведении проверки представленных для регистрации документов установлено, что обществом не представлены декларации по налогу на прибыль за 9 месяцев 2010, по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2010, налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество за 9 месяцев 2010.

В соответствии с ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).

Однако наличие у заявителя возможной задолженности, в связи с непредставлением деклараций по налогу на прибыль за 9 месяцев 2010, по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2010, налоговый расчет по авансовому платежу по налогу на имущество за 9 месяцев 2010 инспекцией документально не подтвержден, расхождений между промежуточным и ликвидационным балансами инспекцией не выявлено.

Кроме того, налоговым органом выдана справка N 14437 о том, что ООО "Огнеупор" по состоянию на 18.08.2010 года не имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней и налоговых санкций, подлежащих уплате в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

Таким образом, на дату обращения общества с заявлением о государственной регистрации ликвидации у него отсутствовали сведения о наличии задолженности по налогам.

Между тем, в соответствии с положениями закона в целях выявления кредиторов, а также уведомления их о принятом решении о ликвидации юридического лица, в журнале "Вестник государственной регистрации" от 09.06.2010 г. было опубликовано сообщение о ликвидации общества с указанием адреса предъявления требований кредиторов, и срока (два месяца), в течение которых кредиторы могут предъявить требования. При этом действий по заявлению соответствующих требований в установленный срок совершено не было.

Таким образом, надлежащие доказательства, подтверждающие факт наличия задолженности общества перед бюджетом, и следовательно, недостоверность ликвидационного баланса, в материалах дела отсутствуют, суду в нарушение ст. 65, 200 АПК РФ инспекцией не представлены.

Исследовав материалы дела, оценив фактические обстоятельства, заслушав пояснения участвующих в деле представителей сторон, арбитражный суд полагает, что заявленные требования следует удовлетворить, поскольку оспариваемое решение вынесено инспекцией Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г.Екатеринбурга в нарушение Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.

2. Признать незаконным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга N 8159 от 23.09.2010 года об отказе в государственной регистрации в связи с ликвидацией общества с ограниченной ответственностью "Огнеупор".

Обязать ИФНС России по Чкаловскому району г. Екатеринбурга в 10-дневный срок с момента вступления решения в законную силу осуществить государственную регистрацию общества с ограниченной ответственностью "Огнеупор" (ОГРН 1056605352869, ИНН 6674168145) в связи с его ликвидацией.

3. В порядке распределения судебных расходов ( ст. 110 АПК РФ) взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Чкаловскому району г. Екатеринбурга в пользу общества с ограниченной ответственностью "Огнеупор" 2000 рублей 00 копеек, в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, уплаченной квитанцией от 12.10.2010 г.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

5. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная и кассационная жалобы также могут быть поданы посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

судья

Л.Ф.Савина