Действующий


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 26 сентября 2011 года Дело N А60-21624/2011


[Исковые требования о взыскании с ответчика неосновательно списанных с лицевого счета, в том числе суммы сборов за подачу-уборку вагонов в зону таможенного контроля,  платы за пользование вагонами в зоне таможенного контроля, удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2011 года

Полный текст решения изготовлен 26 сентября 2011 года.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.И.Казаковой при ведении протокола судебного заседания помощником судьи А.А.Атымтаевой рассмотрел в судебном заседании дело

по иску открытого акционерного общества Концерн "КАЛИНА" (ИНН 6608000083, ОГРН 1026605387665)

к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" филиал "Свердловская железная дорога" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295)

о взыскании 1348917 руб. 04 коп.,

при участии в судебном заседании:

от истца: Незнамов В.Д., представитель по доверенности N 123 от 30.03.2011г., Шафранский Ю.В., представитель по доверенности N 124 от 30.03.2011г., Боднар Н.И., представитель по доверенности N 122 от 30.03.2011г.,

от ответчика: П.Р.Ахметшин, представитель по доверенности N66 Б 929401 от 08.10.2009, А.А.Корчуганов, представитель по доверенности N10/09-НЮ от 08.10.2009, А.Г.Лагунова, представитель по доверенности N9/09-НЮ от 08.10.2010..

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.

Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду, ходатайств не заявлено.

Истец обратился в суд с иском о взыскании с ответчика неосновательно списанных с лицевого счета 1348917 руб. 04 коп., в том числе 287176 руб. 96 коп. суммы сборов за подачу-уборку вагонов в зону таможенного контроля станции Свердловск - Товарный, 551070 руб. 41 коп. платы за пользование вагонами в зоне таможенного контроля на станции Свердловск - Товарный, 510669 руб. 67 коп. сбора за обеспечение сохранности груза в зоне таможенного контроля станции Свердловск - Товарный.

Ответчик с иском не согласился, сославшись на пропуск срока исковой давности.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

Между сторонами 01.01.2008 заключен договор на оказание услуг по комплексному транспортному обслуживанию, регулирующий взаимоотношения ответчика (перевозчика) и истца (грузовладельца) по организации перевозки грузов, оказанию услуг, связанных с перевозкой грузов в комплексном транспортном обслуживании в соответствии со специализацией станции, а также по организации перевозки таможенных грузов, оказанию услуг, связанных с перевозкой и размещением таможенных грузов в зоне таможенного контроля или складе временного хранения.

Как следует из материалов дела, в период с ноября по декабрь 2008 на станции Шарташ и Кольцово Свердловской железной дороги поступали вагоны с грузами, перевозимыми в адрес истца из Польши и Белоруссии.

За время нахождения вагонов в ожидании таможенного выпуска груза в свободное обращение на основании накопительных ведомостей и ведомостей подачи и уборки вагонов с лицевого счета истца в Технологическом центре по обработке перевозочных документов были списаны суммы: 551070 руб. 41 коп. как плата за пользование вагонами, 510669 руб. 67 коп. как сбор за обеспечение сохранности грузов в зоне таможенного контроля, 287176 руб. как сбор за подачу-уборку вагонов в зону таможенного контроля, всего 1348917 руб. 04 коп.

Истец 23.05.2011 предъявил ответчику претензию N2305/1 с требованием перечислить на его расчетный счет незаконно списанные суммы, которая оставлена ответчиком без удовлетворения.

Факт списания железной дорогой со счета истца денежных сумм в общем размере 1348917 руб. 04 коп. подтвержден материалами дела, ответчиком не оспаривается.

Согласно п. 1 ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

В силу ст. 36 Устава железнодорожного транспорта по прибытии грузов на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать грузы и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю.

Таможенным законодательством, действовавшим на момент осуществления перевозчиком спорного списания, (глава 10 Таможенного кодекса Российской Федерации) предусмотрены специальные условия перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем, в том числе процедура внутреннего таможенного транзита (далее также - ВТТ).

В соответствии с ч. 1 ст. 79 Кодекса под внутренним таможенным транзитом понимается таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В силу статьи 80 Кодекса внутренний таможенный транзит допускается с письменного разрешения таможенного органа, в регионе деятельности которого начинается перевозка товаров в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита (таможенный орган отправления). Разрешение на внутренний таможенный транзит выдается: перевозчику; экспедитору, если он является российским лицом; лицам, указанным в пункте 6 данной статьи (лицо, которое будет осуществлять хранение товаров или проведение с товарами других операций в соответствии с данным Кодексом в месте доставки).

В силу ст. 85 Таможенного кодекса Российской Федерации место доставки товаров при внутреннем таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения (пункт 1 статьи 92). При этом товары, перевозимые из места их прибытия (статья 69), доставляются в место нахождения таможенного органа (статья 405).

При перевозке груза железнодорожным транспортом обязанность по получению разрешения на внутренний таможенный транзит в соответствии со ст. 80 Кодекса, а также п.п. 9.2, 10.1, 10.2 Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров, утвержденной Приказом ГТК РФ от 08.09.2003 N973 возложена на перевозчика, и исполнение данной обязанности является условием осуществления перевозчиком его предпринимательской деятельности.

В силу указания закона у перевозчика возникает (в рамках публичного правоотношения с государством в лице таможенных органов) обязанность получить разрешение на завершение внутреннего таможенного транзита. У грузополучателя в рамках указанного публичного правоотношения каких-либо обязательств не возникает.

Согласно ст. 88 Кодекса при перевозке товаров в соответствии с внутренним таможенным транзитом перевозчик обязан: доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определенным маршрутам, если они установлены или заявлены (п. 1); обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей либо иных средств идентификации, если они использовались (п. 2); не допускать перегрузку, выгрузку, погрузку и иные грузовые операции с товарами без разрешения таможенных органов, за исключением перегрузки товаров на другое транспортное средство в случае, предусмотренном пунктом 1 статьи 89 названного Кодекса (п. 3).

Обязанность по получению разрешения на внутренний таможенный транзит в соответствии со статьей 92 Таможенного кодекса Российской Федерации возложена на перевозчика.

Отдельного взимания сбора за подачу и уборку вагонов в ЗТК и платы за пользование вагонами с грузом, находящимися в ЗТК, соглашением сторон не предусмотрено.

В рамках процедуры ВТТ взаимодействуют только лицо, которому выдано разрешение на проведение процедуры ВТТ (ответчик) и таможенный орган. На перевозчике, получившем разрешение на ВТТ в таможенном органе отправления, а не на каком-либо ином лице, лежат обязанности по доставке товаров в место доставки, по обеспечению сохранности товаров, по совершению действий, необходимых для завершения ВТТ, в том числе оформлению необходимых документов, по доставке товаров в ЗТК для временного хранения до их выпуска в соответствии с определенным таможенным режимом.

В соответствии со ст. 22 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации расходы перевозчиков, в том числе расходы, связанные с подачей и уборкой вагонов, контейнеров, погрузкой и выгрузкой грузов, грузобагажа, выдачей санитарных паспортов, хранением грузов и контейнеров, а также плата за пользование вагонами и контейнерами и другие возникшие в связи с выполнением этих работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора) расходы возмещаются за счет грузоотправителей, грузополучателей.

С учетом изложенного обязательным условием применения положений ст. 22 Устава является наличие указания или инициативы таможенного органа, отраженной в ненормативном акте, изданном в установленной форме должностным лицом таможенного органа.

Согласно правовой позиции, изложенной в п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", предъявляя иск о взыскании с грузоотправителя (грузополучателя) расходов, указанных ст. 22 Устава, и платы за пользование вагонами, контейнерами, перевозчик должен представить доказательства, подтверждающие размер понесенных расходов, время задержки вагонов, контейнеров, вызванной проведением работ, перечисленных в данной статье, а также доказательства, подтверждающие факт выдачи указаний таможенными либо иными органами государственного контроля (надзора).

Оценив представленные сторонами доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд пришел к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих, что расходы, связанные с подачей/уборкой вагонов, хранением вагонов в зоне таможенного контроля, а также их пользованием, вызваны выполнением перевозчиком каких-либо работ по инициативе или указанию таможенных органов либо иных органов государственного контроля (надзора).

При изложенных обстоятельствах списание с лицевого счета истца 1348917 руб. 04 коп., в том числе 287176 руб. 96 коп. суммы сборов за подачу-уборку вагонов в зону таможенного контроля станции Свердловск - Товарный, 551070 руб. 41 коп. платы за пользование вагонами в зоне таможенного контроля на станции Свердловск - Товарный, 510669 руб. 67 коп. сбора за обеспечение сохранности груза в зоне таможенного контроля станции Свердловск - Товарный, является неправомерным, а требование о взыскании с перевозчика указанных выше сумм - обоснованным и подлежащим удовлетворению.

При этом довод ответчика о пропуске срока исковой давности в связи с применением положений Соглашения о международном грузовом сообщении к отношениям между истцом и ответчиком, судом не принимается.

В целях организации перевозок грузов в прямом международном железнодорожном сообщении министерства, ведающие железными дорогами и перечисленные в ст. 1 СМГС, заключили между собой Соглашение о международном грузовом сообщении, которым установлено прямое международное сообщение для перевозок грузов.

СМГС применяется ко всем перевозкам грузов в прямом международном железнодорожном сообщении между станциями, которые открыты для грузовых операций во внутренних сообщениях стран - участниц СМГС, по накладным СМГС и только по сети железных дорог - участниц Соглашения (ст. 2 СМГС).

Материалами дела не доказано, что спор возник из договора перевозки. Напротив, обязанности перевозчика в отношении грузов, находящихся под таможенным контролем, возникают в рамках публичного правоотношения с государством в лице таможенных органов.

Исполнение ответчиком своих публичных обязанностей перед государством не может создавать для грузополучателя (истца) обязательств по оплате. Таким образом, нет поводов для суждения о том, что списания эти являлись предметом обязательственных отношений из международной перевозки.

К требованиям о взыскании стоимости неосновательного обогащения (ст.1102 Гражданского Кодекса Российской Федерации) применяется общий срок исковой давности.

Установив период, когда было совершено списание оспариваемых сумм, суд с учетом указанных норм права пришел к выводу, что истцом не пропущен срок исковой давности по заявленному требованию и оснований для отказа в удовлетворении исковых требований в связи с пропуском срока исковой давности не имеется.

Расходы истца по оплате государственной пошлины подлежат взысканию с ответчика (ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167-170, 171 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

1. Исковые требования удовлетворить.

2. Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу открытого акционерного общества Концерн "КАЛИНА" 1348917 руб. 04 коп.

3. Взыскать с открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в пользу открытого акционерного общества Концерн "КАЛИНА" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска, денежные средства в сумме 26489 руб.

4. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Г.И.Казакова