• по
Более 58000000 судебных актов
  • Текст документа
  • Статус


АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
г. Екатеринбурга

РЕШЕНИЕ

от 21 сентября 2011 года Дело N А60-21805/2011


[Суд решил исковые требования о признании незаконным и отмене постановления департамента по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым на общество наложен штраф, удовлетворить]
(Извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 15 сентября 2011 года

Полный текст решения изготовлен 21 сентября 2011 года

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Ю.К.Киселёва при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Брагиной М.П. рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению ООО "Элис" (ИНН 6623013778) (далее - общество) к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу (далее - департамент) о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.

В судебном заседании приняли участие: от общества - Костин В.А., представитель (доверенность от 01.07.2010), Бабин И.А., директор (протокол N35 от 25.12.2009); от департамента - Глазкова Л.А., представитель (доверенность от 15.02.2011 N05-01/958), Кошкарова И.В., представитель (доверенность от 08.08.2011 N05-01/4936).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления департамента от 17.06.2011 N 75 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которым на общество наложен штраф в размере 200 тыс. рублей.

Управление представило отзыв, требования не признало.

Рассмотрев материалы дела, суд установил:

Общество эксплуатирует полигон ТБО Дзержинского района г. Нижнего Тагила на основании договора аренды земельного участка от 10.10.2007 N667. В соответствии с условиями договора обществу передан земельный участок площадью 102008 кв.м сроком до 2018 года под эксплуатацию полигона.

В соответствии со ст. 8.2 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч. 4 ст. 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.

Оспариваемое постановление мотивировано тем, что обществом не соблюдаются экологических и санитарно-эпидемиологических требований при захоронении отходов производства и потребления на полигоне твердых бытовых отходов (ТБО) Дзержинского района города Нижнего Тагила.

Указанные в постановлении обстоятельства выявлены в ходе плановой проверки общества в период с 04.04.2011 по 15.04.2011 и отражены в акте от 15.04.2011 N 110 и протоколе об от 15.04.2011 N 75 об административном правонарушении.

При подписании акта руководитель общества отрицал указанные в нём нарушения, о чём сделал соответствующую запись в акте.

Считая вынесенное по итогам проверки постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.

Суд считает, что требование общества следует удовлетворить.

Экологические требования при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлены Федеральным законом от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) и Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления).

В соответствии с п. 1 ст. 39 Закона об охране окружающей среды юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утверждённые технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Пунктом 1 статьи 51 Закона об охране окружающей среды установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Статьёй 11 Закона об отходах установлено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.

Экологические и санитарно-эпидемиологические требования при захоронении отходов производства и потребления на полигоне ТБО Дзержинского района предусмотрены рабочим проектом строительства полигона ТБО Дзержинского района г. Нижнего Тагила (далее - проект), на который получено положительное заключение государственной экологической экспертизы от 14.11.1997 исх. N 1348.

В соответствии с Проектом полигон является объектом повышенной санитарно-эпидемиологической опасности. С пуском в эксплуатацию полигона на окружающую среду будут действовать бытовые отходы, привозимые на полигон для их складирования.

Санитарные требования при строительстве и содержании полигонов для отходов производства и потребления регламентируются санитарными правилами СП 2.1.7.1038-01, введенных в действие постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 N16 "Гигиениеческие требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов"; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.7.1322-03, введенных в действие постановлением г. Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N80 "Гигиениеческие требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления".

Проектом предусмотрены, в частности, мероприятия, обеспечивающие охрану окружающей среды от вредного воздействия складируемых на полигоне отходов.

Технологические требования при эксплуатации полигона заключаются в нормировании высоты слоя и откосов складируемых отходов, степени их уплотнения и порядке засыпки изолирующими материалами. Отходы складируются уплотненными слоями по 2 метра с изолирующим слоем 0,2 м. Последний слой отходов (при достижении проектной отметки 280,3 м) после тщательного и равномерного уплотнения покрывают верхним слоем толщиной 0,5 м до засыпки последующего рабочего слоя участки выдерживают в открытом виде в течении четырех лет - для уплотнения отходов и выхода газов. Просадки, неровности и трещины в результате оседания отходов засыпают дополнительным изолирующим материалом;

На участке складирования отходов по его периметру устраивается водоупорный вал для задержания стоков, образующихся на полигоне;

Хозяйственная зона должна иметь твердое покрытие, обеспечивающее защиту почвы и подземных вод от загрязнений. Образующиеся на ней стоки поступают в сборник стоков и по мере наполнения сборника выводятся на законченные эксплуатацией или эксплуатируемые карты;

В основании полигона создается искусственный противофильтрационный экран из слоя глины толщиной 0,5м, уплотненный под нагрузкой Р = 0,6 кг/см , обеспечивающий коэффициент фильтрации 0,0000001 см/с.

Складирование отходов на полигоне производится, начиная с карты 1 до карты 10. Не допускается беспорядочное складирование отходов по всей площади полигона, за пределами площадки, отведенной на двое суток (рабочей карты).

Департамент указал, что на заполненных отходами картах N 4 и N 8 отсутствует укрытие верхних слоев отходов инертными материалами. Отсутствие изолирующего слоя инертного материала на картах полигона и его недостаточное количество, не обеспечивающее изоляцию отходов на полигоне, подтверждаются, по мнению управления, фотографиями N2, 3, сделанными в ходе проверки при натурном обследовании территории полигона и приложенных к акту проверки.

Однако на представленных департаментом фотографиях номера карт отсутствуют. Довод общества о том, что указанные департаментом карты укрыты инертными материалами, департаментом не опровергнут.

Департамент указал, что с западной и восточной стороны полигона отсутствует водоупорный вал, отсутствие водоупорного вала хорошо просматривается на фотографии N1, приложенной к акту проверки.

Вместе с тем отсутствие водоупорного на фотографии не просматривается. Наличие вала подтверждается представленными обществом Итогами визуального обследования полигона, которые были подготовлены в июне 2011 года Уральским научно-исследовательским институтом коммунального хозяйства (ОАО), являвшегося автором рабочего Проекта полигона.

Департамент указал, что хозяйственная зона полигона имеет асфальтированное покрытие, но не обустроена сборником стоков.

Однако согласно пояснительной записке ОАО УНИИ КХ сборник стоков (приямок) не требуется.

Департамент указал, что при строительстве новых карт полигона не осуществляется контроль проектных решений укладки противофильтрационного слоя. Заказчиком на строительство карт на земельном участке полигона является общество. Во исполнение природоохранного законодательства, проектных решений строительства полигона, условий договора аренды общество обязано контролировать толщину противофильтрационного слоя дна карты на стадии составления и/или подписания смет на строительство, при принятии от подрядчиков выполненных работ по строительству.

Однако общество утверждало, что противофильтрационный слой имеется. Обществом выстроена карта N 6. Наличие на ней противофильтрационного слоя подтверждается, в частности, упомянутыми Итогами визуального обследования полигона, которые были подготовлены в июне 2011 года Уральским научно-исследовательским институтом коммунального хозяйства (ОАО). Измерения (пробы грунта) департаментом не делались. Довод общества не опровергнут.

Департамент ссылался на то, что на территории не выстроенной карты N7 размещены отходы производства и потребления: на фотографии N2, приложенной к акту проверки от 15.04.2011 N110 запечатлены карты N3,4,7.

Общество же утверждало, что карта N 7 им не построена.

Данный довод департаментом не опровергнут. Установить номер карты по фотографии не представляется возможным, а иные доказательства не представлены.

Также департамент ссылался на то, что общество не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления, которые установлены СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления".

Департамент сослался на то, что в нарушение вышеприведенных требований общество допустило следующие нарушения. При натурном обследовании территории производственной базы по ул. Крупская, 5 выявлено:

1) допускается совместное размещение отходов потребления с отходами, загрязненными нефтепродуктами, в контейнере, предназначенном для сбора отходов потребления, обнаружены промасленная ветошь и тара из-под нефтепродуктов;

2) имеются разливы нефтепродуктов на участке общей площадью около 368 кв.м, расположенном с торца здания ремонтного бокса-гаража возле места накопления отработанных масел;

3) на участке со стороны торца ремонтного бокса-гаража обнаружено захламление территории отработанными автомобильными камерами, промасленной ветошью и отходами потребления, которые размещались навалом на грунте вне специально обустроенных мест для их накопления.

Общество же данные факты отрицало, а каких-либо доказательств указанных обстоятельств департаментом не представлено.

Перечисленные выше обстоятельства зафиксированы в акте от 15.04.2011 N110, который никем из представителей общества не подписан, поэтому сам по себе не является неопровержимым доказательством.

Согласно п. 4.12 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления" хранение и захоронение отходов на объекте осуществляется с учетом классов опасности, агрегатного состояния, водорастворимости, класса опасности вещества и их компонентов.

Департамент ссылался на то, что в нарушение вышеприведенных экологических и санитарно-эпидемиологических требований общество допустило размещение отработанных покрышек IV класса опасности на картах N2 и 3.

Однако общество данный факт отрицало, а доказательств указанных обстоятельств департаментом не представлено.

Согласно ст. 67 Закона об охране окружающей среды производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды. Субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны представлять сведения о лицах, ответственных за проведение производственного экологического контроля, об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного экологического контроля в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий государственный экологический контроль.

Статьёй 26 Закона об отходах производства и потребления предусмотрено, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требованием законодательства РФ в области обращения с отходами.

Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, согласовывает порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.

Департамент посчитал, что общество в нарушение вышеприведенных экологических и санитарно-эпидемиологических требований не разработало и не согласовало с департаментом Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами.

Положение о производственном экологическом контроле не согласовано с органом Росприроднадзора. Доказательств обратного обществом не представлено.

Таким образом, суд считает доказанным только факт отсутствия у общества согласованной с органом Росприроднадзора программы производственного контроля.

Департамент признал, что общество имеет лицензию от 23.09.2009, выданную МТУ Ростехнадзора по УрФО на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов 1-4 классов опасности. Обществом разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР), которым определены способ и порядок обращения с отходами производства и потребления на предприятии, обеспечивающим выполнение экологических и санитарно-эпидемиологических требований. Уральским управлением Ростехнадзора выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от 28.12.2009 N2158. Общество также имеет Положение о производственном экологическом контроле, утвержденное директором общества и согласованное с лицензирующим органом.

Таким образом, учитывая изложенное, суд считает возможным квалифицировать совершённое обществом правонарушение как малозначительным (статья 2.9 КоАП РФ).

Остальные вменяемые обществу нарушения суд признаёт недоказанными, неопровержимые доказательства департаментом не представлены, а сомнения в наличии указанных фактов суд толкует в пользу лица, привлечённого к административной ответственности.

При установленных судом обстоятельствах оспариваемое постановление департамента следует признать незаконным и подлежащим отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170,211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:

Постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу от 17 июня 2011 года о привлечении ООО "Элис" к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признать незаконным и отменить.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).

Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.

В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья Ю.К.Киселёв

Номер документа: А60-21805/2011
Принявший орган: Арбитражный суд Свердловской области
Дата принятия: 21 сентября 2011

Поиск в тексте